Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной игры.



 

Осознавая изменения, происходящие в психике дошкольника, важно понимать, что является «площадкой» для этих изменений. Речь в данном случае идет о ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это та деятельность, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте. В качестве таковой в старшем дошкольном возрасте выступает игра.

Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности». Структура игры:

1. Роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде.

2. Игровые действия. Воспроизведение роли происходит через действия. Эти действия – не механические повторения основных характеристик поведения взрослого. Игровые действия – это «действия со значениями». Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета).

3. Воображаемая ситуация. Обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного.

4. Правила. Важная часть игры. От нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносится ребенком в мир.

Именно в игре ребенок знакомится с нормами и правилами, принятыми в обществе. С развитием форм игровой деятельности, с переходом к сюжетно-ролевой игре усложняются и развиваются формы и виды высших психических функций. Игра требует учета мнений других людей, следования правилам, активизации внимания, воображения, мышления, речи. В то же время игра выступает и ресурсом для развития данных категорий.

Театрализованная игра является одним из видов игр, активно используемых в системе дошкольного образования. И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках». В.Н. Всеволодовский-Генгросс театрализованной называл драматическую игру, которая «характеризуется наличием художественного образа и драматического действия».

Таким образом, театрализованная игра – это вид игры, реализуемой в виде театральной постановки с наличием в ней художественных образов и сюжета. По мнению Л.С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества». Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику.

Следующий аспект: театр – искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это – словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Основным языком театра является игра-действие, а признаками – диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

- для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);

- для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);

- для самовыражения и самореализации.

Таким образом, театрализованная игра является наиболее перспективной формой развития творческих способностей старших дошкольников.

Л.С. Фрумина делила театрализованные игры на предметные и непредметные. Л.В. Артемова выделяла игры-драматизации и режиссерские игры как виды театрализованной игры. Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованные игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников, по мнению И. Зиминой, являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

М.В. Ермолаева выделила следующие условия организации театрализованных игр:

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, театрализованная игра является наиболее перспективной формой развития творческих способностей старших дошкольников. В качестве условий организации театрализованных игр мы выделяем следующие: обеспечение взаимосвязи творчества с личным переживанием ребенка, активизация механизма воображения, моделирование жизненных ситуаций самовыражения и самореализации ребенка, сотрудничество со взрослыми на всех этапах театрализованной игры.

 

 Возможности театрализованной игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: дать определение компонентов игры, определить направления развития содержания театрализованной игры, выявить возможности применения театрализованной игры как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, классифицировать театрализованные игры.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В игре находят выражение основные потребности ребенка. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, замещении предмета, разыгрывании роли.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Старший дошкольный возраст – период расцвета игры-фантазирования. Психолого-педагогическую характеристику этой игры дали А. Н. Леонтьев, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя – игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимики, жесты, экспрессивные проявления. Основа игры-фантазирования – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой концовки, включение персонажей из других сказок и др.).

Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко): создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей [10]. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого игра выступает как средство развития творческих способностей дошкольников.На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в этом виде игр – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное, на наш взгляд, - в игре ребенок воплощает свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

В современной педагогике и психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационнопотребностной сферы, способностей, преодоление познавательного эгоцентризма, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л.А. Венгер, Д. Б. Эльконин). В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Она позволяет решить ряд актуальных проблем, связанных с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру[42].

Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности. Необходимо отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. У дошкольников формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера и т. д., дети осознают, что театральные игры дарят радость.

Многие психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Л. С. Славина, А. В. Запорожец и др.) отмечают, что дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, он может понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда зарождаются социальные чувства, содействие. Учеными разработаны критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в разнообразных программах дошкольного воспитания. Большое значение для развития творческих способностей детей в театрализованных играх имеет « личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредованном общении: мимика, жесты, контакт глаз.

Следует отметить, что занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Взрослый должен строить отношения с ребенком таким образом, чтобы не подавлять его инициативы и творческих задатков, он должен научить дошкольника творить. Игра – ведущая деятельность дошкольника, оказывающая большое влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу». По мере становления личности ребенка происходит развитие игры. Центральным элементом игры является роль, которую берет на себя ребенок. В роли есть определенные правила, которые начинают постепенно выделяться ребенком как центральный элемент роли. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок « живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…» [39]. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Самостоятельность ребенка в игровом сюжете безгранична, она может возвратить в прошлое, много раз повторять одно и то же действие, заглянуть в будущее.

Основная форма организации опыта обобщения детей – наблюдение и экспериментирование. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания».

Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития творческих способностей детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Замещение – важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, то есть, как отмечает Л.С. Выготский [9], расхождение видимого и смыслового поля. Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения – плана реализации идеи. Реальные отношения – также структурный компонент игры – представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. Эти отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых сюжетов, позиционное замещение. Развитие у ребенка способностей к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре, за счет анализа ситуации с позиций разных персонажей, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста. Следование роли и тексту театрализованной игры способствует формированию произвольного поведения. По мнению И. Г. Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства, движений, когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела [7]. Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выделим различие сюжета и содержания игры. Как отмечает в своих работах Д.Б. Эльконин, [43] сюжет – это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. В этом возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку – уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям: усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого; постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

    Содержание игры– то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире. Некоторыми учеными (М. А. Васильевой, А. Н. Леонтьевым, Л. Б. Баряевой, Е. И. Тихеевой др.) разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды деятельности. Дети старшего дошкольного возраста развивают свои личностные качества и свое творчество не только в игровых ситуациях. В этом возрасте развивается соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов детского творчества. В этом смысле является эффективным метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовать их, поэтому желательно не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности детей, например изготовление альбома истории семьи, создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц и т.п.

 Выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании старших дошкольников: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов. В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна в игре, так как она создает настроение. Как говорил К. С. Сухомлинский, декорация создает «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности» [38]. Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации. Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.

Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание и т. д. Театрализованная игра используется также на занятиях по развитию речи, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение. Дети учатся работать над артикуляцией с помощью потешек, скороговорок, при включении театрализации на занятиях по развитию речи дошкольники развивают четкую дикцию. Творческие способности ребенка можно развивать также в изобразительной и музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включает в себя задачи и методы, при решении которых ребенок учится оценивать свои работы, выделять наиболее интересные изобразительные решения.

Творчеству детей надо учить, но это учение особое. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями. Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, музыкальным инструментам (с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций), а также с импровизации несложных музыкальных вопросов и ответов типа: «Где ты?» - «Я здесь!». Непременной чертой импровизации является то, что она должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмическими оборотами. На занятиях музыкальный руководитель, работая над движением, стремится создать атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может себя раскрыть. Заставить забыть о своей неумелости помогают образные ситуации. Важное место при развитии творческой деятельности на музыкальных занятиях занимает танцевально-игровое творчество. Для активизации творческих проявлений в планы музыкального руководителя включено инсценирование песен, игр, хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться, танцевать, изображать действия героя («Заинька», русская народная песня). Участие в инсценировках позволяет детям легко включаться в образное пространство произведения, что содействует проявлению ими творчества. В целях его развития используются творческие задания, которые помогают детям продумывать комбинации танцевальных движений («Изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя» и т. п.).

Следовательно, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявляли сами дети. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей и в свободное от занятий время, в самостоятельной деятельности. Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Для развития творческого воображения необходимо формирование его предпосылок – личный опыт детей, их потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, образцы творчества и окружающая среда. Драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в разнообразных видах: сочинение, импровизация, инсценировка. Как отмечал Л. С. Выготский, творчество детей в игре еще не совершенно, но это творчество является начальной формой той деятельности, из которой позднее появляется настоящее искусство [9]. Появление у детей старшего дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности, развитие творческого воображения.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. Исследователи подразделяют игровую деятельность на индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным [42,43]: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.

Творчество ребенка проявляется в правильном изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Чем старше дети, тем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра для становления самодеятельных норм поведения, где появляется возможность намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов самостоятельно. Исполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, сколько смысл социальных отношений. Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликта. Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению распределяет роли, направляет развитие сюжета, оценивает «правильность» исполнения. В результате может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни – постоянно командуют и получают главные роли, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка.

Существует множество точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.Предметные и непредметные игры в классификации Л. С. Фурминой [40]. Дифференциация театрализованных игр Е. Л. Трусовой: по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам[25].Л. В. Артемова [2] делит театрализованную игру на две группы:игры-драматизации и режиссерские игры.В играх- драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В таком виде игр ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация, причем импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Существуют такие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников: игры с пальчиками, с куклами бибабо, импровизация, режиссерская игра. Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры [2]. Однако, режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, как отмечают С. А. Козлова и Е. Е. Кравцова, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры [22].

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также уровня их образовательной работы в группе. Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки. Воспитатель не только говорит о достигнутых успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей, поощряет желание придумывать свои способы реализации задуманного.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.   Гармоничное сочетание разных видов деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольника. По мнению Л. С. Фурминой «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально- игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Благодаря свойству импровизационности театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом»[40]. У детей старшего дошкольного возраста игры претерпевают изменения различного характера по отношению к тем же играм детей младшего возраста. У детей 5-6 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети этой возрастной группы объединяются по 2-3 человека для совместной режиссерской игры, вместе придумывают сюжет, мастерят игрушки и предметы, исполняют роли. Важнейшим условием для развития игры является создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Старшие дошкольники предпочитают использовать мелкие игрушки, которые хорошо вписываются в игровое поле, что позволяет становиться ему более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира.

Старший дошкольный возраст – период расцвета игры-фантазирования. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрессивные проявления. Основа игры-фантазирования – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки. Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования, то есть с помощью создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей.

Творчество детейв театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д.), которые могут объединяться.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение следует строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети. Можно с уверенностью говорить о том, что в старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка. У детей-«сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к фантазированию. Дети- «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь. Некоторые дети максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, руководят замыслами игроков, способствуя их согласованию.

    Таким образом, структурными компонентами театрализованной игры являются: роль, игровые действия, употребление предметов, реальные отношения. В данном параграфе определены направления развития содержания театрализованной игры: усиление целенаправленности, связности изображаемого; постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, использование в игре условных и символических действий, словесных замещений. Театрализованные игры делятся на предметные и непредметные (по Л. С. Фурминой), по замыслу, литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е. Л. Трусова), также выделяют игры-драматизации, режиссерские игры (Артемова Л. В.).

Выводы по первой главе

Проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.   Формирование творческих способностей личности ребенка - одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым - воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей старшего дошкольного возраста.                                                  Изучение психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества старших дошкольников и развития ребенка в целом.                                            

Творческие способности относятся к специфическим человеческим способностям. В нашей работе мы будем придерживать определения творческих способностей, которое определил, Б.М. Теплов под творческими способностями он понимал «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения».

Также под творческими способностями В.Д. Шадриков определял так, творческие способности это  как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности».

Пути развития творческих способностей, это не только применения традиционных методов, так как они является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей старшего дошкольного возраста в творческой деятельности, и мы предполагаем это театрализованные игры.                                             Театрализованная игра является одним из видов игр, активно используемых в системе дошкольного образования. И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках». В.Н. Всеволодовский-Генгросс театрализованной называл драматическую игру, которая «характеризуется наличием художественного образа и драматического действия».

Таким образом, театрализованная игра – это вид игры, реализуемой в виде театральной постановки с наличием в ней художественных образов и сюжета. По мнению Л.С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества». Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Другой причиной является это то, что театрализованная игра  содержит в себе элементы самых различных видов творчества.                       Существуют специальные методы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психологических и педагогических исследованиях. Развитие методики творческих способностей детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования.

Методы исследования- это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира. Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и другое. В своей работе мы используем наблюдение, беседа и педагогический эксперимент, в педагогический эксперимент мы включаем следующие методики:

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

1. Методика» Солнце в комнате». Основание: Реализация воображения. Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе.

2. Методика «Как спасти зайку». Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Глава II. Эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!