Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре-Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми-Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа и т.д.
Чтобы графика нотного стана была понятна, и высота нот стала хорошо видимой, детям предлагается самим раскрасить ноты на линейках и между линейками двумя цветами на выбор. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – различение нот по их расположению.
Для маленьких музыкантов освоение нотной грамоты можно проводить в игровой форме. Дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами, например: «ДОмик, ДОска, РЕка, РЕмонт, МИр, ФАра, ФАмилия, фаСОЛЬ, земЛЯ, СИла » и т. п.
Применяя словесный метод хорошо зарекомендовали себя рифмы-считалки. Главное, чтобы эти рифмы были не просто складными, а именно направляющими и помогающими ребенку сориентироваться в расположении той или иной ноты.
Самая добрая нотка. Добрый доктор Айболит на ДОбавочной сидит.
Самая скромная нотка. Под первой линейкой сижу снизу- вверх на всех гляжу.
Самая мирная нотка. На первой сижу «Миру - МИр» всем говорю.
Любимая взрослыми нотка. Между первой и второй ФА застряла с головой.
Самая соленая. Я вторую посолю, потому что очень СОЛЬ люблю.
Самая важная нотка. Я прекрасней всех на свете, потому что между второй и третей.
|
|
Самая уравновешенная нотка. Серединку я люблю вниз и вверх на всех гляжу.
Для быстрого определения нот вразброс можно применять нотные карточки, изготовленные преподавателем, и подключить родителей для домашней тренировки ребенка.
1 струна – нота «ми»
2 струна – нота «си»
3 струна – нота «соль»
4 струна – нота «ре»
5 струна – нота «ля»
6 струна – нота «ми»
На изучение нот отводится небольшая часть урока, т.к. основное закрепление происходит при проигрывании одноголосных пьес на гитаре.
Длительности
Длительности нот считаются и проигрываются на инструменте одновременно. Ребенок слышит и осознает долготу звука во времени. Общеизвестны приемы сравнения целой длительности с целым предметом (обычно это яблоко, мандарин), который нужно разделить на доли.
При делении долей длительности нот сокращаются, и чтобы ребенок осознал долготу звука во времени можно связать длительности нот с движением, используя такую образную ассоциацию:
Целая – ты спишь;
Половинка – ты стоишь;
Четверть – ты прыгаешь на одной ножке;
Восьмая – ты идешь в школу;
Шестнадцатая – ты бежишь в школу, потому что опаздываешь.
Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности, и педагоги - практики для закрепления понятия о длительности звука прибегают не только к зрительным, но и к словесным образам. Существует удачный стишок о ноте с точкой:
|
|
Нота с точкой - мама с дочкой.
Если мама - половинка, дочь у мамы - четвертинка.
Если мама четвертная, дочка у неё восьмая.
Можно использовать картинку, на которой видно, что нота с точкой является суммой трех одинаковых долей. Для многих детей зрительный образ складывания долей вспоминается более быстро.
Паузы
Не редко возникают проблемы с запоминанием внешнего вида пауз. Дети сами подсказали на что похожа каждая из пауз:
Целая – кирпич завис;
Половинная – кирпич лежит;
Четверть – червячок или кривой стул, на котором долго не посидишь;
Восьмая – запятая;
Шестнадцатая – кудряшки.
Нельзя забывать, что пауза – это не просто знак молчания, это звук тишины, и она является частью музыкальной фразы и несет такую же эмоциональную окраску, что и звук. Паузы, как и тишина могут быть вопросительные, восклицательные, задумчивые; пауза – удивление, пауза – вдох, соединяющая и разделяющая пауза и т.д. Паузу необходимо слушать и наполнять содержанием.
|
|
Альтерация
Для того, чтобы ребенок запомнил знак альтерации, можно его связать со знакомым образом, включая рифму-считалку, например:
- Мы решетку накренили и диез мы получили.
- Мы сердечко поделили и бемоль мы получили.
- Чтоб два стула не упали мы бекар сюда позвали.
Чтобы разобраться с принципом расположения нот на грифе гитары учащийся сначала разучивает последовательность хроматических звуков на клавиатуре, т.к. она дает наглядную картину звукоряда, потом проговаривает наизусть от каждой ноты, и только потом считает ноты по восходящей хроматической гамме от каждой струны. Если довести до автоматизма, то в дальнейшем у ученика не возникнет трудностей с нахождением того или иного звука на грифе в верхних позициях.
Такт
Такт, Размер
На начальном этапе обучения теоретическая формулировка таких понятий, как такт, метр, размер, не всегда понятны для ребенка. Объяснение материала в доступной и понятной форме облегчают процесс восприятия учеником данных понятий.
Чтобы помочь ребенку правильно распределять длительности в такте многие преподаватели прибегают к образным ассоциациям, где такты сравнивают с квартирами или комнатами, в которых "живут" звуки разной длины. В своих методических рекомендациях Т. Смирнова предлагает такую форму объяснения этих понятий: "Такты - это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком; если размер комнат меняется, то его записывают в начале такта: 2\4; 3/4; 4/4; 5/4. Верхняя цифра означает количество "пульсов", а нижняя - чему равен пульс".
|
|
Есть и такой вариант: Такты – это вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например, 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). Какое их количество может поместиться в такте указывает размер.
Метр
Сложность понятия метра заключается в том, что ребенок в зрительном восприятии его не видит и значит «его нет», и в то же время все музыканты утверждают, что «он есть». Где? И в чем заключается важность присутствия этого метра? Как передать, что музыка строится прежде всего на пульсации. Официальная формулировка метра не дает полного понимания и осознания значимости этого термина. Слово «доля» не ассоциируется в уме ребенка ни с каким образом, поэтому преподаватели, чтобы облегчить процесс усвоения материала сравнивают долю с дыханием (вдох-выдох), с шагами, с пульсом.
Необходимо дать понятие метра не только с позиции ровности шага и количества его в такте, но и акцентировать внимание, что доли есть сильные и слабые и чередуются они в строгом определенном порядке. Например, четырехдольный метр: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья - относительно сильная, четвертая – слабая. Трехдольный размер: первая – сильная, вторая – относительно сильная, третья – слабая. И как показывает практика, как только ребенок начинает играть не ритмично или ускоряет темп, прежде всего нужно наладить правильную метрическую пульсацию, т.е. соотношение сильных и слабых долей. Учащийся должен понимать на какую долю нужно опереться, от какой оттолкнуться, а которая служит «маленьким мостиком» к следующей сильной доле. Правильная организация метра создает равновесие в движении музыки, помогает юному гитаристу выровнять арпеджио в правой руке, преодолеть технические сложности, не напрягая и не зажимая игровой аппарат.
Метр-шаги (счет) в музыке. Каждый «шаг» метра называется долей. Чтобы узнать сколько «шагов» (долей) в такте посмотри на размер.
Ритм
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма, без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность - важнейшая задача педагога. Неразвитость метроритмического чувства затрудняет восприятие учащимся музыки как непрерывного движения, мешает осознанию и выражению мелодии, ее ритмического рисунка и в целом — музыкальной формы. Восприятие ритмической горизонтали, состоящей из различных ритмических групп, помогает воспитать и усвоить учащимися различные метроритмические рисунки, фигуры, комбинации, а также развить чувство соотношения длительностей. Умение ориентироваться в ритмических рисунках, охватывать взглядом как можно больше ритмических фигур на начальном этапе, готовит ученика к последующему чтению с листа уже полного нотного текста.
Работать над ритмическими схемами лучше отдельно, т.к. графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. Ритмические рисунки нужно отрабатывать до автоматизма, причем одна рука должна стучать пульс, а другая играть ритмический рисунок. Пульс может отсчитывать нога, а ритм отсчитывает рука. Когда у ребенка выработается связь между ритмической записью и внутренним чувством метрической пульсации, можно прекратить постукивание ногой. Более целесообразно начинать использовать ритмические схемы в размере 4/4, т.к. изучение системы деления длительностей строится на основе четырех долей. Цель работы заключается в приобретении свободной ориентировки в счете, паузах, длительностях, чтобы позже при разборе текста ритмическая сторона записи у ученика не вызывала затруднений.
Использование ритмических схем является одним их эффективных способов формирования чувства развертывания музыки во времени. Восприятие музыки в виде ритмической схемы дает возможность ученику сосредоточиться на прояснении временных отношений: как бы увидеть, запечатлеть музыкальное время в пространстве, получить наглядное представление о том или ином метроритмическом узоре произведения.
Простые ритмические рисунки
Ритмические ловушки
II Раздел
УПРАЖНЕНИЯ
Техническое мастерство исполнителя всегда вызывает восхищение и уважение. И как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев.
Подготовка и сдача технических зачетов важная и необходимая часть учебного процесса, но она не дает столь ощутимых результатов в решении этой проблемы как хотелось бы. На отработку сложных технических мест в произведениях уходит достаточно много времени и сил, и не все с этим справляются. Преподаватель заведомо знает с чем столкнется ребенок и какие технические приемы ему придется преодолеть. Поэтому, чтобы сократить сроки технического освоения музыкальных произведений необходимо включать упражнения с первого класса.
Здесь должен работать принцип сохранения систематичности и последовательности, постепенного повышения уровня трудности, где каждый шаг, или навык должен усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового недопустимо. Техническая подкованность ребенка позволяет свободно и уверенно чувствовать себя на сцене, т.к. у него не возникает зажимов и комплексов в проигрывании сложных мест.
В данном Разделе даны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком. Упражнение № 6 лучше разучивать после устойчивого закрепления приема тирандо, а знакомство с апояндо лучше отложить на последующий период. Это связано с тем, что в основе гитарной техники итальянской классической школы игры лежит арпеджио, которое исполняется тирандо.
Испанская и итальянская гитарные школы отличаются, прежде всего, в приеме звукоизвлечения. Представители классической итальянской школы используют основной прием для пальцев ima – тирандо, то есть щипок. В то же время, большой палец играет с опорой на соседнюю струну, применяя апояндо.
Представители испанской школы используют прием апояндо, а для большого пальца правой руки используют тирандо. Как правило, апояндо применяют для исполнения одноголосных мелодий, пассажей и гамм.
Современный гитарист должен в равной степени владеть двумя этими способами. Однако в работе с начинающими музыкантами следует основываться на классической итальянской школе игры, т.к. при игре большим пальцем апояндо, у правой руки появляется естественная опора в виде соседней струны, на которой можно остановиться. Рука при этом не напрягается, в то же время, фиксируется ее правильное положение. От этого зависит свобода и беглость исполнения, а также сила звука.
Знакомить с испанской школой следует позже, когда рука уже установилась, то есть на втором, третьем или даже четвертом году обучения, в зависимости от возраста ученика. Особенно важно владение испанской техникой для профессионально ориентированных учащихся. Игра апояндо, умение использовать этот способ звукоизвлечения в сочетании с басом, обогатит исполнение новыми тембровыми возможностями, позволит разнообразить звучание инструмента и придаст ему полифонизм и оркестровку.
В процессе освоения и закрепления различных видов арпеджио и аккордов на открытых струнах дается установка, что «каждому пальцу принадлежит своя струна».
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 5656; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!