Проект самообеспечивающегося поселения Р. Оуэна



Направление Представители Чьи интересы выражали Основные идеи Методы достижения целей           Задание для дистанционного обучения по учебной дисциплине «История» на 19.03.18 г.     Заполните таблицу «Основные направления общественно-политической мысли XIX в.».   Перемены, начавшиеся в Европе после Великой французской революции, были связаны с борьбой между сторонниками консерватизма, либерализма и революции. Возникновение в промышленных странах слоя неимущих, пролетариев, выступления рабочих привлекли к себе внимание многих мыслителей. Они воспринимали рост числа обездоленных как показатель неблагополучного положения дел в обществе. Консервативные идеи. В первой половине XIX в. значительное распространение получили консервативные воззрения. Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен писателем Франсуа Рене де Шатобрианом, сторонником идеи реставрации власти Бурбонов во Франции. Большинство консерваторов видели общественный идеал в порядках прошлого. Они отвергали воззрения эпохи Просвещения. Французский аристократ Жозеф де Местр доказывал, что человек зол и порочен от природы и только религия и власть монарха могут ограничить проявления его дурной натуры. Швейцарский мыслитель Симон Сисмонди считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Его итогом, утверждал Сисмонди, стал бессмысленный, вызывающий кризисы перепроизводства, рост промышленности. Он расколол общество на бедных и богатых, привел к увеличению числа обездоленных. С. Сисмонди идеализировал сословный строй, при котором основные слои населения, крестьяне и ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывали острой нужды, ведущей к упадку нравов и бунтам. Близкие идеи высказывал английский историк Томас Карлейлъ. Феодальный порядок, несмотря на произвол отдельных сеньоров, казался Карлейлю более справедливым, чем буржуазный. Он считал, что феодалы больше заботились о своих подданных, чем предприниматели о наемных рабочих.

Карикатура на реакцию и консерватизм

Каковы основные взгляды либералов?

Консерваторы тяготели к сохранению традиционного уклада жизни и старых политических порядков. В целом они выражали настроения старой знати, крупных землевладельцев, а также части крестьянства, чувствовавшего себя ущемленным в индустриальном обществе. В Англии, например, их взгляды в середине XIX в. разделяла партия тори.

Консерваторы порой признавали неизбежность перемен. Многие из них с сочувствием относились к положению бедных и обездоленных. Они активно поддерживали развитие церковной и общественной благотворительности: создание бесплатного жилья, организацию питания и образования для детей из бедных семей за счет пожертвований.

Благотворительность в XIX в. стала восприниматься как своего рода общественный долг имущих и особенно знати. Члены царствующих династий считали почетной обязанностью посещение бедных районов и приютов для сирот.

Развитие либерализма. XIX в. был временем расцвета идей классического либерализма. Одним из его основоположников был английский экономист XVIII в. Адам Смит. Он считал, что свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику приведут к постепенному росту уровня жизни всего населения. Продолжателем идей А. Смита стал английский банкир Давид Рикардо. Либералы выражали интересы предпринимателей, приветствовали личную инициативу и выступали за преодоление пережитков феодализма.

Приют для бедных

В. Гумбольдт

Либеральные партии (к ним относились виги в Англии) предпочитали методы реформ, но не отрицали и права народов на революционную борьбу против режимов тирании и угнетения. Они отстаивали равенство граждан перед законом, отрицали право монархов распоряжаться жизнью и имуществом подданных по своему произволу, призывали к отмене сословных привилегий.

Немецкий мыслитель, министр внутренних дел Пруссии начала XIX в. Вильгельм Гумбольдт полагал, что государство должно ограничивать свою деятельность защитой внешних границ и охраной правопорядка. Идея невмешательства государства в частную и деловую жизнь граждан преобладала и у других теоретиков либерализма.

Либералы выступали за расширение рамок избирательного права и увеличение полномочий парламентов. Они требовали учета интересов промышленников и банкиров. Будучи сторонниками свободы конкуренции, либералы признавали права пролетариев на создание своих организаций (профсоюзов) с тем, чтобы они на равных условиях с союзами предпринимателей могли договариваться об условиях найма рабочей силы.

В то же время классический либерализм Европы (его идеи в наиболее четкой форме были отражены французским ученым Алексисом Токвилем) отрицательно относился к всеобщему и равному избирательному праву. Считалось, что тогда власть перейдет в руки «черни» и безответственных пролетариев, стремящихся лишь к улучшению собственного положения.

Многие либералы отвергали воззрения эпохи Просвещения, высмеивали взгляды Ж.Ж. Руссо о существовании «естественных прав» человека (английский мыслитель Иеремия Бентам), осуждали атеизм просветителей, считая, что религия необходима человеку (французский ученый БенджаменКонстан).

Д. Рикардо

И. Бентам

А. Сен-Симон

Р. Оуэн

Либеральные мыслители — англичанин Джон Стюарт Милль и француз Анри Сен-Симон допускали, что в отдаленном будущем, когда духовная природа человека улучшится, удастся реализовать идеал равенства граждан. Сен-Симон считал, что переход власти к предпринимателям и банкирам приведет к росту общественного богатства. Это не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей. По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами.

Социалистические идеи первой половины XIX в. и анархизм. Влиятельным направлением общественно-политической мысли было социалистическое. Оно оказало большое воздействие на современников. Социалистов объединяло критическое отношение как к старому, сословному строк), так и к идущему ему на смену буржуазному обществу. Они мечтали о справедливом обществе, которое называли социалистическим (от лат. socialis — общественный). Там не будет ни бедных, ни богатых и воцарится социальное равенство.

Проект самообеспечивающегося поселения Р. Оуэна

Сражение социализма с либерализмом и консерватизмом. Аллегорический рисунок

Одним из основоположников социализма был крупный фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Роберт Оуэн. Он пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика и частная собственность. Оуэн выступал за переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением передовой техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь, без посредничества рынка, тем, что им необходимо, с другими коллективами рабочих. Он попытался создать самообеспечивающиеся товарищества в Англии и США. Итогом этого эксперимента стало разорение Р. Оуэна.

Французский мыслитель Шарль Фурье выступал за отмену частной собственности не только на заводы и фабрики, но на жилье и предметы личного обихода. Согласно его представлениям, люди будут жить сообща, в «фаланстерах», выбирая работу себе по вкусу. За идеей «фаланстера» прослеживается образ работного дома, куда в странах Европы направлялись неимущие и бездомные. Подобная, только улучшенная форма общежития виделась ему идеалом будущего.

Французский социалист Луи Блан считал, что упри едение предприятиями должно перейти в руки государства. Изменение роли государства он связывал с введением всеобщего и равного избирательного права, обеспечением представительства интересов трудящихся в парламенте.

Другой французский социалист — Пьер Жозеф Прудон полагал возможным наладить прямой обмен между мелкими товаропроизводителями, которым руководили бы «народные банки». Прудон считал неизбежным отмирание государства. Им впервые был использован термин анархизм (от греч. anarchia — безвластие). Анархия, с его точки зрения, идеальный тип общественного устройства. Теоретики анархизма (М. Штирнер в Германии, Ж. Грав во Франции, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин в России) видели главное зло в государственной власти и господстве бюрократии (чиновников). Многие из них отстаивали методы террора, полагая, что ими можно ослабить государство и подтолкнуть массы к бунту против власти.

Ш. Фурье

Л. Блан

Карикатура на П.Ж. Прудона

Часто социалистов начала XIX в. называют социалистами-утопистами, поскольку их идеи в то время не могли воплотиться на практике.

Возникновение марксистского учения. Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное немецким философом Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, сыном крупного промышленника. Оно получило название марксизм.

Марксизм обратился к анализу процесса производства и социальных отношений в условиях буржуазного общества. Наиболее полно они были описаны в фундаментальном труде «Капитал» К. Маркса (I том его был издан в 1867 г.). Маркс доказывал, что источником существования буржуазии является неоплаченный труд наемных работников. Из этого следовал вывод, что стремления собственников к большему обогащению сопровождаются ростом бедности пролетариев.

Марксизм описывал развитие человечества как смену различных общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Каждая из них пережила подъем, расцвет и упадок. О наступлении упадка свидетельствовал рост противоречий в обществе между имущими и неимущими.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что капитализм уже исчерпал возможности своего развития. Они полагали, что классовая борьба между пролетариями и буржуазией завершится мировой революцией и возникновением нового, коммунистического общества, свободного от неравенства.

К. Маркс

Ф. Энгельс


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!