Определение и содержание понятия ответственности



Нравственная ответственность — это внутренняя отчётность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков. Сознание ответственности ограждает личность от совершения бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет её требованиям чести, долга и совести.

Призыв Адама к ответу перед Творцом является библейским прообразом всеобщей человеческой ответственности за всякое свободно и сознательно допускаемое личное зло. В евангельских притчах содержится призыв к личной нравственной ответственности. Человек в ответе за своюэсхатологическую судьбу, которая всецело определяется его этическим отношением к жизни, к окружающим людям и к собственному религиозно-нравственному предназначению.

Вместе с потерей религиозной веры, современный человек все болееподвержен утрате сознания нравственной ответственности. Извращённые понятия вводятся в закон. Ему следуют люди, не наученные руководствоваться в своих действиях понятиями чести и долга, не считающие себя ни в чем и ни перед кем обязанными и не умеющие прислушиваться к голосу совести. Отсутствие личной ответственности открывает простор для разного рода недозволенных и безнравственных поступков. Живя безответственно и безнравственно, эти люди не способны глубоко задумываться над смыслом своего существования, не способны заметить низость и бесчестность своих деяний, цель которых они оценивают лишь с точки зрения своих эгоистических желаний и интересов.Их правило: «никогда не сожалеть о содеянном»лишает покаяния.  Голос Божий не перестаёт звучать, но люди закрывают сердце.

Человек с высоким сознанием нравственной ответственности готов честно и искренно признать свою вину за неправильный нравственный выбор, выразить сожаление и раскаяние в своих заблуждениях и увлечениях, исправить допущенные просчёты и ошибки,  ставя на первое место не свой личный авторитет, а требования чести и долга. Это основа покаяния и исповеди.

В своёмуниверсальном значении сознание ответственности человека не ограничивается пределами его личностно-биографической индивидуальности. Оно достигает поистине вселенских масштабов. Здесь человек способен сознавать свою ответственность и виновность перед Богом не только за всю ту неправду, которую он допускает в личной жизни.

Он берёт вину за все те невзгоды и бедствия, в которые  погружены весь окружающий мир и всябогозданная тварь, которая по вине человека «стенает и мучится» (Рим. 8, 22).

В метафизическом смысле каждый человек ответственен за все то, что совершается в мире. Жизнь человека в конкретной географической и социальной среде налагает на него нравственную ответственность за  состояние этой среды, благополучие которой находится в метафизической зависимости от степени нравственной чистоты, праведности и святости каждого человека или, наоборот, от степени его помраченности грехом. Из всего того нравственного зла, которое творится в мире, нет ничего,  за что каждый сознательный человек не нёс бы прямой или косвенной ответственности.

Нравственная ответственность и проблема личной виновности

Руководствуясь сознанием нравственной ответственности, человек ставит для самого себя задачу установить виновность или невиновность совершенного или задуманного поступка. Однако эта задача далеко не всегда является легко выполнимой.

В последнее время отмечается тенденция придавать наибольшее значение природным склонностям человека или воспитанию. При этом  иногда делаются попытки утверждать, что большинство совершаемых в мире преступлений  является результатом патологической несформированности людей и, в первую очередь, их умственного несовершенства и слабости. Такая точка зрения снимает с человека личную ответственность. 

Возражая против подобных утверждений, Церковь учит о том, что обычные люди в ситуации искушения обладают достаточным разумом и свободой, чтобы устоять против реального греха. Промысел Божий не даёт испытания сверх сил. Люди несут ответственность за свой выбор,поскольку в поступках и сопутствующих им душевных состояниях лежат особенности характера.Даже патологическая наследственность или душевная болезнь, как и телесные недуги, не снимают вполне нравственную ответственность за совершаемые поступки. Каждого Бог будет судить отдельно. Спрос будет разный, но он будет.Каждый человек вполне ответственен за формирование своего характера, который приобретал и вырабатывал понятия, суждения, привычки, влечения, вкусы. Это влияло на приобретения положительных или отрицательных качеств личности, определяло душевное состояние. Всё определяетвыбор пути человека.

Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного совершенства в своей личной жизни и поэтому несёт ответственность в той мере, в какой он ещё не достиг совершенства и святости и не вступил в область духовно преображённого бытия. Отсюда следует, что степень личной виновности  или невиновности за каждый совершенный поступок зависит от ценности этого поступка по отношению к общей и абсолютной цели человеческого предназначения.

 

Вопрос: вечен или временен человек, может существенно определять процесс созидания и формирования личности,  либо, процесс её обеднения, дестабилизации и распада. С этой точки зрения, сознание ответственности является важнейшим фактором, противостоящим энтропийным процессам, как на уровне структуры отдельной человеческой личности, так и на уровне общественной структуры и вообще вселенского бытия. Выбор человеком определенной мировоззренческой установки предполагает особенно высокую степень его личной нравственной ответственности. Не что иное, как,  в первую очередь, сознание ответственности перед Богом и перед людьми, перед окружающим миром и перед совестью способно удержать человека от  нарушения требований нравственного закона.

 

Будучи неотъемлемым  даром человеческой природы, данным человеку в творении, сознание ответственности получает свое высшее оправдание в свете Божественного доверия к человеку.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!