Преобразование Донбасса в промышленный центр Российской империи во второй половине ХIХ ст.



  К началу XX века в Донбассе было построено и работало 12                        ме­таллургических заводов и большое количество каменноугольных рудников (по данным инже­нера А. А. Скочинского - 157 шахт). Один за другим возникали общероссийские синдикаты — объединения (союзы)                        ка­питалистов для совместного сбыта товаров и поддержания высоких цен на них. В Донбассе находилось большинство предприятий, входив­ших в синдикаты «Продамет» и «Продуголь», которые сосредоточили в своих руках основной объем продажи из­делий металлургических заводов и угольных рудников. Большинство предприятий этих отраслей было организовано в форме акционерных компаний. Большинство предприятий находилось в руках ино­странных предпринимателей.

  В конце 1901 г. на XXVI съезде горно­промышленников Юга России было при­нято решение приступить к организации местных синдикатов для объединения отдельных отраслей желе­зоделательной промышленности. В 1902 г. металлургические заводы Юга создали крупнейший в России и один из самых крупных в Европе синдикат, который принял форму акционерного общества под названием «Общество для продажи русских металлургических заводов» («Продамета») с основным капиталом в 900 тыс. рублей. Синдикат сначала объеди­нял 12 обществ, потом их число дошло до 30. Во главе синдиката стоял Совет. «Продамет» не представлял собой одного синдиката. По поводу каждого отдельного товара: листового железа, балок и швеллеров, бандажей и осей, чугунных труб, сор­тового железа — члены данного союза заключали с «Продаметом» специальные договора. Первый договор был заключен в 1902 г. с 12 заводами, 5 из них находились в Екатеринославской губернии. Это Днепровский, Донецкого общества (Дружковский), Рус­ский Провиданс, Никополь-Мариупольский и Александ­ровский заводы. В 1908 г. по этому соглашению к нему примыкают 5 фирм и еще 4 южных завода. Наконец, в 1908 г. «Продамет» еще значительнее рас ширяет сферу свой деятельности: двенадцать южных заво­дов поручили ему продажу сортового, образного, рессорно­го, углового и фасонного железа, а также рудничных рельс. Из них 6 заводов находилось в Донбассе: Юзовский, Донецко-Юрьевский, Русский Провиданс, Петровский, Нико­поль-Мариупольский, Константиновский. В то время производство сортового железа яв­лялось самой крупной отраслью железной                  промышленно­сти. Итак, синдикат «Продамет» окончательно сложился в 1909 г. Синдикат объединял 30 крупнейших металлургических предприятий, из которых подавляющее большинство принадлежало иностранцам. Французы и бельгийцы были инициаторами и в течении 8 лет руководителями «Продамета». До 1913 г. даже мес­топребывание синдиката находилось в Париже. Устав син­диката до 1913 г. находился в строжайшей тайне и был написан на французском языке.

В 1906 г. на Юге был образован еще один синдикат — «Продуголь». В его со­ став вошло 18 отдельных акционерных обществ, добывав­ших около 75% каменного угля в Донецком бассейне. Правление находилось в Париже. К этому време­ни большую часть угледобычи Донбасса обеспечивали большие шахты, каждая из которых давала на-гора не меньше 10 млн. пудов каменного угля ежегодно.

Основная часть добычи угля в синдикате «Продуголь» сосредоточилась в руках иностранного капитала, главным образом, франко-бельгийского. Им принадлежало 14 ко­пей. Одно общество принадлежало немцам, остальные рус­ским предпринимателям. В 1909 г. «Продуголь» объединял уже 24 каменно­ угольных общества, 23 из которых находились в Донбас­се. В 1911-1914 гг. позиции синдиката камен­ноугольной промышленности Донбасса ослабли. В то же время синдикат сохранил пре­обладающее положение в поставках донецкого угля на рынок. Синдикат «Продуголь» просуществовал до 1917 г.

                        ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦЕНТРЫ

Донбасс как большой промыш­ленный центр имел свои особенно­сти. Здесь заводы и рудники не концентрировались в одном пункте, а были разброса­ны на значительной территории. Основной контингент ра­бочих находился вне городов, в заводских и рудничных поселках. В начале XX в. в Донецком бассейне некогда слабо за­селенные и необжитые места превращались в промышлен­ные центры. Помимо уездных городов такими центрами являлись Юзовка, Горловка, Макеевка, Енакиево, Константиновка, Краматорск, Дружковка, Лисичанск, Щербиновка и др.

  Накануне Первой мировой войны только в Юзовке про­живало около 70 тыс. человек, из них 47 тыс. составляли рабочие и их семьи.

В Енакиево в 1908 г. совместно с насе­лением Воровского и Софиевского рудников насчитыва­лось до 18 тыс. человек, в том числе 12,2 тыс. металлургов и шахтеров Русско-Бельгийского общества.

  К 1913 г. в Гор­ловке насчитывалось 30 тыс. человек, Константиновке — 29 тыс., Макеевке — 20 тыс., Дружковке — 13,5 тыс., Кра­маторске — 12 тыс.

      Даже в небольших заводских и руднич­ных поселках находилось по нескольку тысяч рабочих. Эти поселки вместе с тремя городами — Мариуполем, Бахмутом, Славянском — стали основными центрами сосредото­чения рабочих в регионе. В основном поселки располагались вдоль линий железных дорог, что способ­ствовало их экономическому и культурному развитию.

    Так, около станции Енакиево образовался целый ряд посел­ков, образующих в совокупности бойкий промышленный городок с населением не менее 15 тыс. человек.

    При ст. Горловка был построен большой поселок, име­ющий 54 торговых заведения с общим оборотом в 220 млн. рублей, одноклассная школа , горное училище имени С. С. Полякова, учрежден­ное в 1878 г. Вблизи располагались рудники «Общества Южнорусской камен­ноугольной промышленности» (11 копей), возникшие по­чти одновременно с обществом Курско- Харьково -Азовской железной дороги (1861 г.). При рудниках были созданы приемные больничные покои, начальные школы, театраль­ные помещения.

   С началом строительства завода и шахт Новороссийс­кого общества возник поселок Юзовка. До 1917 г. Юзов­ка представляла собой городок одной компании. Ей принадлежала вся земля и большая часть домов,       коммер­ческие фирмы основывались и проводили свою деятель­ность только с разрешения «Новороссийского общества». «Базарная контора» — агентство компании — регулиро­вала все аспекты муниципальных служб, от организации рыночных ларьков до уборки мусора и снабжения жилых домов углем. Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводские соору­жения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая        Англий­ская колония — в благоустроенных, утопающих в зеле­ни и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, улицы здесь были с тротуарами и замощениями, имелись элек­тричество и водопровод. Северная часть Юзовки (район нынешнего Централь­ного универмага) именовалась Новым Светом — по назва­нию базара и находящегося на нем первого Юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ре­месленники, чиновники. Центральная улица и при­легающие к ней застраивались 1-2 этажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, раз­ личных контор, банков и др. На территории базара нахо­дилось множество трактиров и кабаков, здание полицейского управления, а также церковь. Для рабочих строились примитивные сооружения — казармы и балаганы, небольшие землянки («каюты») и саманные «мазанки», которые хаотически размещались вблизи заводов и шахт. Вблизи Юзовки располагались шахты, принадлежа­щие Новороссийскому обществу.

Характерной чертой Донбасса было преоблада­ние технической интеллигенции и иностранцев-предпри­нимателей среди деловой элиты. К 1914 г. состав крупной буржуазии Донбасса уже сложился. Большинство предпринимателей региона были русскими и украинцами. Россиян было больше всего среди предпринимателей из помещиков,                                        военно-админи­стративного аппарата (офицеров и чиновников),                 купече­ства, технической интеллигенции. Украинцы были представлены помещиками, купечеством и крестьянами. Например, братья Рутченко, Голуб, А. К. Алчевский и др. Немногочисленную группу составляли евреи — выходцы из местного купечества — И. Л. Уманский, Г. И. Рубинштейн, а также представители технической интеллигенции. Они занимали солидные позиции в лег­кой промышленности и торговле. Незначительным был элемент греков, представленных купечеством примор­ских городов Мариуполя, Таганрога, Вальяно и др. Это Л. Г. Псалти, К. Н. Кечетжи. Происходит увеличение буржуазии Донбасса за счет иностранцев — бельгийцев, французов, немцев, англичан. Среди них можно назвать барона де Маккара, Боссе, Ген­нефельда и др. Это время характеризуется установлени­ем широких деловых связей и личных контактов между представителями отечественного и иностранного капита­ла. Обе стороны при этом получали свои выгоды.

Таким образом, в начале XX в. Донбасс стал промышленным центром Российской империи.

 

Билет № 8

1. Культура и церковь в России в ХVІІ ст.

Вариант № 1

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. В XVI в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Подошла к концу история средневековой культуры, и сформировались зачатки новой, главной особенностью которой было процесс «обмирщения». В 1653—1656 гг. патриархом Никоном была проведена реформа, которая в конечном итоге привела к расколу церкви и появлению старообрядчества. В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления: реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и появление нового вида искусства — придворного и школьного театра. В это время активно развивается светская литература. Житийный жанр трансформируется в повесть-житие, так называемую биографическую повесть («Житие протопопа Аввакума» и другие произведения). Происходит значительный рост грамотности служилых и посадских людей, провинциальных дворян. Все это приводит к развитию бытовой повести, в которой внимание авторов сосредоточено прежде всего на повседневной жизни героев. В связи с этим появляются первые попытки нарисовать психологический портрет героя. К подобным произведениям можно отнести «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и некоторые др. Активно развивается сатира. Очень тесно сатирическая повесть была связана с фольклорными традициями. В этот же период возникает русская поэзия, родоначальником которой был С. Полоцкий. Появляются и развиваются театр и театральная драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Пьесы ставились в основном на библейские и античные сюжеты. К этому же времени относится возникновение в России балета. В 1687 г. в Москве открыли первый университет — Славяно-греко-римскую академию. Здесь готовили будущих, служителей церкви и государственных чиновников. Причем дети, обучавшиеся там, были из разных социальных слоев (от сыновей конюхов и до князей). В этот же период получила широкое развитие практическая сторона научных знаний. Высоких для того времени достижений добились ученые-математики. В связи с развитием медицины возникают переводные лечебники и травники. В Москве появился ряд мастеров, занимающихся созданием лекарств.Это стало возможное расширением знаний по ботанике, фармакологии и химии. Возникает интерес к биологии. В это же время начинают появляться сведения по агротехнике, животноводству и земледелию («Сокровище известных тайн экономии земской»). Заметен интерес к таким наукам, как зоология и анатомия. Активно развивается в это время и география, причем огромный вклад в нее внесла переводная литература. В конце XVII в. в архитектуре зародился новый стиль «московское барокко», или «нарышкинский стиль». Его основными отличиями можно назвать: симметрию, равновесие масс, центричность, ярусность. В живописи в этот период существовало два художественных направления: «годуновская школа», целью которой было сохранить традиции прошлого путем оживления угасающего духа великого искусства (иконы «Достойно есть», «Симеон Столпник»); целью другого направления, «строгановской школы», было оживить работы, усилив в них эстетическое начало (Чирин «Избранные святые», «Никита воин»). Вторая половина XVII в. ознаменована появлением произведений синтезированного характера (иконы «Сретение иконы Владимирской Богоматери», «Князь Георгий» и др.). Огромного развития достиг светский стиль живописи — парсуна, где внимание художника прежде всего приковано к внутреннему миру портретируемого, образ поэтизируется, используется тонкий колорит.

Устное народное творчество. Грамотность и письменность
Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.
Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты.
Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).

Общественно-политическая мысль и исторические знания,  литература Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались попрежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается. Однако
научные разыскания 1940-1990-х гг. позволяют говорить о весьма интенсивном развитии как официального, так и частного летописания в ту эпоху, даже о его расцвете в последней четверти «бунташного» столетия (Я.Г. Солодкин). В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды 1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания. Наряду с общерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения.
В период Смуты появляются и другие подобного рода произведения. Но важно отметить, что события Смуты продолжали осмысливать и после нее. В 1620-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник». В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для сочинения характерно резко отрицательное отношение к «деспоту» Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол. Тимофеев осуждал и «безумное всего мира молчание» - непротивление знати Годунову.
В центре внимания писателей того времени все больше оказывались вопросы экономической жизни, политические проблемы. Одним из наиболее интересных памятников общественно-политической мысли второй половины века были сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который занимался в России исправлением богослужебных книг. Его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») он нарисовал картину широких преобразований в России.
Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение - своего рода энциклопедия, в которой содержатся
данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.
Архитектура
В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства.
Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г. царь запретил строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров). Деревянное зодчество становилось все более разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками.
В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714). Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Анхимово на реке Вытегре (1708). Эти церкви - «гимн луковичной главе» (М.А. Ильин). 22-главый Кижский храм в основе - восьмерик с четырьмя прирубами. Грани восьмерика и уступы прирубов имеют бочки, увенчанные главами. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные деревянные храмы этого времени. Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области. Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти - галереи и т.д. Мастера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают необычайно нарядный, красочный вид.
Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным. Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа - «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип «дивного узорочья». Возводились и многошатровые храмы, например московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).
Живопись
В первой половине века продолжали жить и развиваться строгановская и годуновская школы. В 1640-1650-х гг. наметилось слияние этих стилей, что отразилось в настенной живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642-1648) и Архангельского (1652-1653) соборов Московского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640-1641), собора Савво-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650). Но в XVII в. зарождаются и новые тенденции, которые причудливо перемешиваются с прежними традициями. Все это порождает сложную исследовательскую проблему, чреватую разными, подчас противоположными, оценками.
Ученые XIX в. (Ф.И. Буслаев, Г.В. Филимонов, Н.В. Покровский) считали XVII столетие временем подъема русского искусства. После 1910 г., когда состоялась первая выставка иконописи, отношение к живописи XVII в. резко изменилось. Многие стали воспринимать его уже как «разруху», «упадок». Впервые отчетливо это было сформулировано в многотомной истории русского искусства И. Грабаря.
Ныне в литературе акценты расставлены, судя по всему, правильно. Умирала древнерусская, но не русская живопись (Г. Карпов). Однозначно оценить живопись XVII в. очень трудно. Одно ясно - в живопись хлынуло «живство». Сами мастера пытались в своих сочинениях («Послание к Симону Ушакову» (1656-1658) Иосифа Владимирова, «Слово к люботщательному иконного писания» (1666-1667) Симона Ушакова) обосновать новый подход к живописи.
Высшая стадия развития живописи в это время - творчество С. Ушакова. Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева. На смену глубокой одухотворенности и возвышенности явилось тяжеловатое, «плотское» изображение фигур, появились всякого рода реалистические детали.
Интересным явлением живописи того времени была школа ярославских мастеров. Их творчество в наибольшей степени характеризуется стремлением вырваться из сковывающих рамок канона, использовать привычные образы русской жизни.
Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление «парсунного» письма, портретных изображений. В первой половине века эти портреты выполнялись еще в иконописной традиции как, например, изображения Ивана Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского. Во второй половине столетия изображения стали приобретать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и др.).
Музыка и театр
Этот век оказался переломным и для развития русской музыки. Церковная музыка становится более праздничной. Появляются «канты» - музыкальные произведения, которые исполнялись вне церкви; особое «партесное» пение для трех голосов. Возникает и новая, линейная запись нотного текста
Основой для развития музыки по-прежнему является русская народная песня - яркая, образная, богатая жанровым разнообразием и мелодичностью. Большой популярностью пользовался народный скомороший театр. Он часто преследовался властями, но народ любил театр Петрушки с его героями и уморительными остротами, часто направленными против тех же властей и людских пороков.
Появляется и театр нового вида, созданный по инициативе А.С. Матвеева Труппа театра была набрана из жителей Немецкой слободы. В 1672 г. состоялся первый спектакль в Преображенском. Правда, зрителями были только члены царской семьи и их приближенные. Ставились в основном переводные пьесы на библейские темы.

Но, можно ответить на этот вопрос кратко –

Вариант №2

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий ввел два новых жанра - поэзию и драматургию, создав стихотворные произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.

В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, - московское (или нарышкинское) барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля - церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.

2. Особенности реформ 60 - 70-х гг. XIX в. в Донецком регионе.

 

1 января 1864 г. в Российской империи вводилась новая система государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Земские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четко зафиксированную в законе структуру: распорядительные органы — губернские и уездные земские собрания, и исполнительные органы — губернские и уездные земские управы. Те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными, т.е. имевшими право голоса. При земских управах по мере усложнения хозяйственных функций, вызванных активным проникновением буржуазных форм хозяйствования в местный уклад, появлялись, помимо канцелярий, специальные подразделения: экономические, агрономические, по образованию, страховые, кредитно-паевые, ломбардные и т.д. дворянство имело подавляющий перевес. Земства вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России, в Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уездное земство. Мариупольское уездное земство выделилосьиз Александровского в 1873 г. Деятельность земств с самого начала была строго ограничена узкими рамками чисто хозяйственных ≪польз и нужд≫ данной местности: устройством и содержанием местных путей сообщения, земских школ, больниц, богаделен и приходов; попечением о местной торговле ипромышленности; налаживанием ветеринарной службы, взаимного страхования, местного продовольственного обеспечения; строительством местных дорог и мостов; содержанием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. Нарушение рамок компетенции каралось законом. Земства сыграли большую роль в разных областях хозяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад в распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было создано 108 земских школ, которые по праву считались лучшими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к началу XX в. ≪вся площадь Бахмутского уезда была разделена на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечебницах... Дело лечебной помощи велось при помощи 11 врачей, 41 фельдшера и 8 фельдшериц-акушерок≫. В Мариупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих волостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуществлялись бесплатно. Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне. Например, при Бахмутской земской управе ≪состояли землемер, агроном, инструктор-садовод≫. В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный материал. С целью улучшения ведения земледельческих работ создавались показательные поля (участки). Земства сыграли выдающуюся роль и в формировании гражданского общества на селе, появлении ≪третьего элемента≫, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. 16 июля 1870 г. был утвержден проект нового Городового положения. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4 год, На заседании Думы избирался исполнительный орган имущественного управления — управа и городской голова, который являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного органов. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственны: вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие противопожарных и санитарных мер. В частности, городская Дума Бахмута в 1899 г. состояла из головы В. Першина, 25 ≪гласных≫. В этом году члены Думы собирались на шесть сессий, где рассмотрели 83 вопроса, кроме того, созывалось 52 коллегии, на повестку дня которых было поставлено 359 вопросов. Голова Бахмута Василий Першин принадлежал к одному из самых старых купеческих родов. Его предок был одним из зачинателей салотопильного производства в городе. В. Першин посвятил себя общественной деятельности. Миллионов он не нажил и даже не входил в число богатых домовладельцев. В 1912 г. он был избран Почетным жителем города, что было большой честью для купца в России. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

 

Билет № 9


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 4041; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!