Каковы истоки и современные представления о возможности создания искусственного интеллекта?

Вопрос 15а. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

Осн. смысл:Репрезентация сознания как социокультурного феномена. Современное состояние разработки проблемы искусственного интеллекта.

План:Определение сознания, Основные подходы к рассмотрению проблемы социокультурной размерности сознания: генетическая схема, функциональная схема, творчески-программирующая схема, коммуникативная схема. Сознание и язык. Сознание и мозг. Генезис и основные направления разработки проблемы искусственного интеллекта в эпоху информационно-компьюторной революции.

 

1. Что означает социокультурная природа сознания?

Сознаниефилософская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития.

Сознание – субъективная реальность и принадлежит только человеку.
Человек не рождается с готовым сознанием, но рождается с предпосылками для его формирования: человеческое тело и здоровый мозг. Сознание формируются в процессе включения человека в социальную жизнь.
 Главные социокультурные детерминанты сознания:
-Труд; -Речь; -Язык и деятельность; - Коммуникация; - Эмоциональная сфера надбиологического характера; - Эволюция семейно-брачных отношении.
    Природу и функционирование сознания невозможно понять вне исследования социокультурной его детерминированности. Можно выделить несколько вариантов понимания соц.-культ. Детерминированности сознания:

Классическая философия изначально исходила из возможности индивидуального сознания, на которое совершенно не влияет общество, культура. Сознание человека интерпретировалось здесь либо как данное свыше, либо как tabularasa (чистая доска), которая заполняется в процессе индивидуального развития человека. Подобная модель понимания сущности и природы сознания может быть названа субстанциальной (разум – единственная предпосылка сознания и культуры).

Современная философия, исследуя сознание как социокультурный феномен, предлагает несколько подходов к решению проблемы:

 Генетическийпредставлен трудовой теорией происхождения сознания, разработанной марксистской философией (К. Маркс, Ф. Энгельс). Согласно этой концепции становление трудовой деятельности в коллективе вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи. В первую очередь благодаря трудовой деятельности у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Функциональный подход, восходящий своими корнями также к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания определяется  социально-экономическими, культурными влияниями, в которые «погружен» человек от рождения. Сознание существует не только в индивидуальной форме. Существует т.н. общественное сознание – те формы сознания и знания, которые отражают не сколько индивидуальное бытие, сколько бытие общества как целого: мифология, религия, мораль, философия, наука, искусство, право.

Творчески-программирующий подход представляет сознание в форме социокодов или семиотических конструкций, выступающих программами разнообразных актов деятельности по познанию и преобразованию человеком природной и социокультурной реальности, созданию мира человеческой культуры. «Человек символический» («homosymboliens») по Э. Кассиреру, прежде всего, отличается способностями к символической деятельности, за счет чего создается особая среда формирования личности – знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека. 20 в. связан с новым пониманием человека, чья деятельность регламентирована различными символическими системами. И эти символические системы своеобразные посредники между людьми в обществе (таким посредником, например, является наука). И тогда в рамках такого подхода социокультурная размерность проявляется в том, что сознание, представленное в качестве разнообразных символических систем, регламентирует поведение человека. Самой мощной символической системой является язык. Сознание — это совокупность социокодов, регламентирующих деятельность человека, которые наполнены социальными смыслами.
Коммуникативный подход обращен к исследованию сознания, проявляющегося в языке, который является универсальным средством коммуникации. Исходя из особенностей человеческого бытия, выраженного в мыслительной акции и коммуникативном существовании, философы, придерживающиеся данного подхода в решении проблемы природы сознания, считают, что сознание имеет социокультурные истоки и тесно связано с языком.

Постклассическая философия в ходе так называемого «лингвистического поворота» в первой половине XX века (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему. Безусловно, значение языка для понимания сущности и содержания нашего сознания невозможно переоценить. Язык служит средством для образования и выражения мысли, выступает как универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации. Однако, акцент на языке как исключительном средстве сознания, созданный в философии ХХ века, является, пожалуй, избыточным. Ведь помимо вербализированного, рационально-логического,  человеческое сознание базируется и на невербальном, образно-интуитивном мышлении (например, феномен предчувствия, интуиции и т.д.) Впрочем, осознание преувеличения роли языка в проблеме сознания приводит постмодернистскую философию к увлечению идеями текста (именно текст, согласно постмодернистской философии, демонстрирует сложность и комплексность проблемы сознания; текст существует как «многослойная» конструкция», связан с его интерпретациями). В постмодернистской философии роль языка анализируется в контексте субъект-субъектных отношений (интерсубъективной коммуникации), где он выступает носителем проводником понимания (К.-О. Апель). Фиксируя внимание на объективированных структурах языка, философия постмодерна предлагает трактовки мира как «текста» (Ж. Деррида), «словаря» или «энциклопедии» (У.Эко), «космической библиотеки» (В.Лейч) и усматривает постижение смысла бытия в его языковом конструировании (Ж. Деррида).

Каковы истоки и современные представления о возможности создания искусственного интеллекта?

Как в философии, так и в ряде отдельных наук, в художественной литературе ставится и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неизменно занимала ученых. Достаточно вспомнить, что первую логическую машину создал философ, поэт, богослов Раймонд Луллип (1235 — ок. 1315). Лейбниц мечтал о том времени, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта. В философии и науке возникли различные программы исследований «искусственного интеллекта», когда такие науки, как кибернетика, зоопсихология, психология, дали сильный толчок научному изучению интеллекта: создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области интеллектуальной деятельности человека; попытка моделировать человеческий интеллект на основе мозгового субстрата (нейрокомпьютеры); создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционировать.

Интеллект – качество психики, состоящее из способности решать когнитивные задачи и адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению, пониманию, использованию своих знаний. Существуют разные виды интеллекта, например,когнитивный интеллект – способность дифференцировать, социальный интеллект – способность правильно понимать людей (терпимость, толерантность к иному).

Искусственный интеллект - наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. С изучения функций языка начинаются освоения программы искусственного интеллекта. Проблема искусственного интеллекта и ее предпосылки возникают в конце 40-х годов, когда появляются первые вычислительные машины.

ИИ рассматривается как совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека, о создании систем т. н. гибридного интеллекта, объединяющих мысленные действия разделенных во времени и пространстве людей с использованием информационно-вычислительной техники, распознаванием чувственно-наглядных образов, организацией диалога между машиной и человеком, а также о возможном самовоспроизводстве кибернетических систем.


Уровни искусственного интеллекта:
1). Разработка систем, имитирующих отдельные процессы (программы, игры)
2). Разработка интеллектуальных систем, основанных на знаниях (поиск системы, ассоциативный ряд, базы данных, системы управления и расчета, системы компьютерной алгебры)
3). Новая архитектура ЭВМ (параллельные вычисления, с учетом того, как мозг обрабатывает информацию)
4). Интеллектуальная работа (создание автономных средств: пылесос, беспилотник)
5). Робототехника (роботы третьего поколения, которые являются автономными).
6). Моделирования отдельных функций человеческого мозга (память, вычисления, анализ, распознавания образов, системы искусственного перевода, решения задач).
Уже есть: нейронные сети, распознавание текста, экспертные системы, самообучающиеся системы, сенсорные роботы.

Несмотря на серьезные успехи в продвижении к созданию ИИ вопрос о наличии аналогий между ним и человеческой психикой остается открытым.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!