Адаптеры и мониторы стандарта VGA



В апреле 1987 года одновременно с выпуском компьютеров семейства PS/2 компания IBM ввела в действие спецификацию VGA (Video Graphics Array), которая вскоре стала общепри­знанным стандартом систем отображения компьютеров. Практически сразу же IBM обнаро­довала еще одну спецификацию для систем отображения с низким разрешением MCGA и вы­пустила на рынок видеоадаптер высокого разрешения IBM 8514. Адаптеры MCGA и 8514 не стали общепризнанными стандартами, подобно VGA, и вскоре "сошли со сцены".

Цифровые или аналоговые сигналы

В отличие от устаревших видеостандартов, ориентированных на передачу мониторам цифровых сигналов, в VGA используется передача аналоговых сигналов. Почему же пред­почтение отдано именно аналоговым сигналам, в то время как вся остальная электроника пе­реходит на цифровую технологию? Например, проигрыватели компакт-дисков (цифровые) вытеснили проигрыватели виниловых пластинок (аналоговые); в новейших видеомагнитофо­нах и видеокамерах используется хранение изображения в цифровом виде для стоп-кадров и медленных повторов; цифровой телевизор позволяет смотреть на одном экране несколько программ одновременно.

Почему же все-таки IBM решила вернуться к аналоговому управлению монитором? Ока­зывается, все дело в передаче цвета.

Большинство мониторов компьютеров, выпущенных до PS/2, принимали цифровые сигналы. При выводе цветного изображения поступавшие сигналы RGB включали/выключали электрон­ные лучи красной, зеленой и синей электронных пушек электронно-лучевой трубки. Таким об­разом, в изображении на экране могло присутствовать до восьми цветов (2). В мониторах и адаптерах IBM количество цветовых комбинаций удваивалось за счет дополнительных сигналов яркости по каждому цвету. Технология их производства достаточно проста и хорошо освоена, а цветовая совместимость между различными моделями вполне приемлема. Наиболее существен­ный недостаток цифровых мониторов — ограниченное количество цветов.

В PS/2 IBM перешла к аналоговой схемотехнике в системе отображения. Аналоговый мо­нитор работает по тому же принципу, что и цифровой, т.е. передаются RGB-сигналы управ ления тремя основными цветами, но каждый сигнал имеет несколько уровней яркости (в стандарте VGA — 64). В результате число возможных комбинаций (цветов) возрастает до 262 144 (643). Для создания реалистичного изображения средствами компьютерной графики цвет часто оказывается важнее высокого разрешения, поскольку человеческий глаз воспри­нимает картинку с большим количеством цветовых оттенков как более правдоподобную.

Адаптер VGA

В компьютерах PS/2 большинство схем видеоадаптера расположено на системной плате. Эти схемы реализованы в виде специализированной интегральной микросхемы и выпускают­ся компанией IBM. Для того чтобы приспособить новый стандарт к более ранним системам, IBM выпустила так называемый адаптер дисплея PS/2 (PS/2 Display Adapter), который чаще называют платой VGA. Этот видеоадаптер содержит все электронные схемы, необходимые для поддержки спецификации VGA, на одной полноразмерной плате с 8-битовым интерфей­сом. Сама IBM давно прекратила производство плат VGA, но они еще встречаются в некото­рых компьютерах.

BIOS VGA — это программа, предназначенная для управления схемами VGA. Через BIOS программы могут инициировать некоторые процедуры и функции VGA, не обращаясь при этом непосредственно к адаптеру. Таким образом, программы становятся аппаратно-независимыми и могут вызывать некоторые функции, хранящиеся в системной BIOS.

Дальнейшее развитие и совершенствование VGA, связанное с модернизацией аппаратуры, приведет к появлению соответствующей модификации BIOS. При этом могут быть добавле­ны новые функции. Таким образом, адаптер VGA даже после модернизации будет выполнять все графические и текстовые функции, введенные в его спецификацию в момент создания. Используя адаптер VGA, можно работать со всеми программами, изначально разработанны­ми для адаптеров MDA, CGA и EGA.

В идеальном случае программисты должны пользоваться интерфейсом BIOS, а не обра­щаться к программно доступным компонентам видеоадаптера. Только в этом случае гаранти­руется совместимость программ со всеми нынешними и будущими моделями видеоадапте­ров. Однако довольно часто программисты, полагая, что это улучшит качество продукта, об­ращаются к адаптеру напрямую, без посредничества BIOS. В результате создается высокопроизводительный программный продукт, прочно привязанный к одной-единственной модели аппаратуры.

Многие производители подтверждают совместимость со стандартом только на уровне ре­гистров, а это не означает соответствия спецификации на все сто процентов. Так что, даже если такая программа прекрасно работает на настоящей аппаратуре IBM, с адаптером другой компании она может не работать. Большинство производителей обеспечивают совместимость на уровне регистров, и программы, напрямую обращающиеся к регистрам видеоадаптера (и только к ним), с этими моделями будут работать корректно. В плате предусмотрена внутри­схемная эмуляция прежних адаптеров на уровне регистров, что обеспечивает абсолютную со­вместимость с прежними стандартами. Эта совместимость делает VGA действительно уни­версальным стандартом.

Вся аппаратура VGA обеспечивает отображение до 256 оттенков на экране из палитры в 262 144 цвета (256 Кбайт). Естественно, для этого должен использоваться аналоговый монитор.

Мониторы VGA бывают не только цветными, но и монохромными. Накладывая (суммируя) сигналы всех цветов, получают 64 градации серого вместо оттенков разных цве­тов, причем преобразование цвета в яркость выполняется программами BIOS. Программа суммирования инициализируется в том случае, если BIOS при загрузке системы обнаружива­ет монохромный монитор. В этой программе используется преобразование, в котором форКомпоненты видеосистемы

Для работы видеоадаптера необходимы следующие основные компоненты:

 BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода-вывода);

 графический процессор, иногда называемый набором микросхем системной логики видеоадаптера;

 видеопамять;

 цифроаналоговый преобразователь, он же DAC — Digital to Analog Converter;

разъем;

 видеодрайвер.

Внешний вид одного из популярных адаптеров Prophet П GTS Pro компании Hercules по­казан на рис. 15.10.

Многие популярные адаптеры сегодня имеют дополнительные модули, предназначенные для специальных целей, например для ускорения отображения трехмерных объектов. В сле­дующих разделах эти компоненты рассматриваются более подробно.

Рис. 15.10. Hercules 3D Prophet II GTS Proтипичный видеоадаптер среднего класса, оптимизированный для компьютерных игр. В этом адаптере, как и в большинстве современных графический плат, используется несменная Flash-BIOS

BIOS видеоадаптера

Видеоадаптеры имеют свою BIOS, которая подобна системной BIOS, но полностью незави­сима от нее. (Другие устройства в компьютере, такие как SCSI-адаптеры, могут также иметь собственную BIOS.) Если вы включите монитор первым и немедленно посмотрите на экран, то сможете увидеть опознавательный знак BIOS видеоадаптера в самом начале запуска системы.

BIOS видеоадаптера, подобно системной BIOS, хранится в микросхеме ROM; она содер­жит основные команды, которые предоставляют интерфейс между оборудованием видео­адаптера и программным обеспечением. Программа, которая обращается к функциям BIOS видеоадаптера, может быть автономным приложением, операционной системой или систем­ной BIOS. Обращение к функциям BIOS позволяет вывести информацию о мониторе во вре­мя выполнения процедуры POST и начать загрузку системы до начала загрузки с диска лю­бых других программных драйверов.

BIOS видеоадаптера, как и системную BIOS, можно модернизировать двумя способами. Ес­ли BIOS записана в микросхеме EEPROM, то ее содержимое можно модифицировать с помо­щью специальной программы, поставляемой изготовителем адаптера. В противном случае мик­росхему можно заменить новой, опять-таки поставляемой изготовителем. BIOS, которую можно модифицировать с помощью программного обеспечения, иногда называется flash BIOS.

Обновление BIOS видеоадаптера может потребоваться в том случае, если старый адаптер используется в новой операционной системе или изготовитель обнаруживает существенный дефект в первоначальном коде программы. Но не впадайте в соблазн модернизировать BIOS видеоадаптера только потому, что появилась новая, пересмотренная версия. Старайтесь сле­довать правилу: не модернизируйте, если в этом нет необходимости.

Графический процессор

В конструкции видеоадаптера может использоваться один из трех типов процессора или специализированного комплекта микросхем. Тип устройства, которое будет установлено в конкретной плате, практически не зависит от стандарта отображения, поддерживаемого ви­деоадаптером VGA, SVGA или XGA.

Самая старая архитектура видеоадаптеров называется структурой с сохранением кадра изображения (frame-buffer technology). Она предполагает методику построения изображения, при которой видеоадаптер отвечает только за хранение и регенерацию статического кадра изображения. Сам же кадр строится исключительно усилиями программы и центрального процессора компьютера. Естественно, при такой методике на центральный процессор ложит­ся огромная нагрузка, поскольку он должен практически полностью управлять построением всех деталей изображения.

В современной компьютерной графике применяется также специализированный графический сопроцессор. Такая архитектура предполагает включение в состав видеоадаптера собственного процессора, который выполнял бы все вычисления, необходимые для построения изображения. При этом центральный процессор почти полностью освобождается для выполне­ния других задач (не связанных непосредственно с формированием картинки). Таким образом, отобрав практически все графические функции у центрального процессора компьютера и воз­ложив их на специализированный (максимально для этого приспособленный) процессор видео­адаптера, эта архитектура обеспечивает минимальное время реакции системы.

Существует промежуточный вариант архитектуры — видеоакселератор (accelerator chip) с ограниченным набором функций. Такая архитектура, применяемая во многих видеоадаптерах, представленных на современном компьютерном рынке, предполагает, что электронные схемы видеоадаптера решают алгоритмически простые, но отнимающие много времени задачи. В ча стности, электронные схемы видеоадаптера выполняют построение графических примитивов — прямых линий, окружностей и т.п., а за центральным процессором компьютера остается конст­руирование изображения, разложение его на составляющие и пересылка в видеоадаптер инст­рукций, например: нарисовать прямоугольник определенного размера и цвета.

В современных графических системах применяется также процессор трехмерной графики (3D-графики), используемый практически во всех видеоадаптерах, оптимизированных для компьютерных игр, а также в большинстве наиболее распространенных видеоплат. Процес­сор трехмерной графики, представляющий собой блок обработки 3D-графики, располагается в наборе микросхем акселератора и используется для формирования изображения много­угольников, создания световых эффектов и прорисовки полутонов. Стоимость 3D-графических процессоров зависит от используемых наборов микросхем, модулей памяти и быстродействия R AMD AC (цифроаналогового преобразователя с ОЗУ).

Таким образом, при выборе видеоадаптера внимательно отнеситесь к подбору необходи­мого набора микросхем и обратите внимание на выполняемые им операции.

Білет №7

1. Налагодження мережевого оточення.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!