Сопоставить милости, которыми человек наделен, с тем испытанием, что его постигло.

Урок №146 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

Полезные правила счастливой жизни.

 

Автор: 'Абд ар-Рахман ас-Са'ади (да смилуется над ним Аллах).

 

Комментарии: Салих ас-Сухайми (да хранит его Аллах).

Часть 6.

 

 

Глава седьмая.

В противовес недостаткам ставить положительные и достойные качества.

 

Еще несколько полезных правил содержатся в следующих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Верующий мужчина не должен призирать верующую женщину, ведь если ему не понравится одна черта ее характера, то ему понравится другая» Муслим №1469.

 

Из этих слов можно заключить два очень важных и полезных вывода:

 

Первый: наставление относительно того, из чего нужно исходить во взаимоотношениях с супругой, родными, другом, и вообще с каждым, с кем приходится иметь дело. Ты должен быть готовым к тому, что в любом случае в человеке будет какой-либо порок и недостаток, или то, что тебе будет в нем неприятно. Увидев в человеке недостатки, сопоставь их со степенью необходимости, а может быть и обязательности, поддержания общения с этим человеком и сохранения любви к нему, вспоминая его положительные качества. Человек будет жить в спокойствии, когда станет проявлять снисходительность к чужим недостаткам, и подчеркивать для себя положительные качества людей, а общение и отношения будут дальше поддерживаться.

 

Второй: плодом воплощения данного пророческого наставления является устранение тревог, сохранение умиротворенности, продолжение выполнения своих обязанностей друг перед другом, и установление мира между сторонами. А кто не внемлет совету пророка (мир ему и благословение Аллаха) и напротив, станет замечать только отрицательные качества, не видя положительных качеств, неизбежно будет раздражаться, отношения и любовь между сторонами непременно испортятся, и множество обязанностей, которые должны соблюдать обе стороны, прервутся.

 

Многие люди проявляют терпение во время бедствий и невзгод и переносят их спокойно, однако при мелких и незначительных обстоятельствах их охватывает переживание и нарушается их покой. Все потому что они приучили себя к перенесению больших и значительных невзгод, но оставили терпение в делах незначительных.

 

Благоразумный, твердый человек приучает себя к проявлению терпения, как во время бедствий, так и при незначительных обстоятельствах и просит Аллаха помочь ему в этом и не доверять своей душе ни на мгновение. Такому человеку облегчается перенесение мелких невзгод так же, как и больших, не теряя присутствие духа и душевного покоя.

 

 

Комментарии шейха Сухейми:

“Эта глава посвящена тому, что нельзя придавать вещам более важное и серьезное значение, чем они заслуживают на самом деле. А также необходимости закрывать глаза на некоторые ошибки и промахи близких тебе людей. Если не станешь так поступать, то в этой жизни ты не найдешь спутника.

 

О чём поэт сказал так:

За каждый проступок ты упрекаешь друга,

Но не найти такого, чтоб не заслуживал он укора.

Иль жить тебе одному, иль дружить с братом своим,

Хоть в грех он впадает порой, но чаще проходит он грех стороной.

 

Именно по этому случаю, был упомянут хадис: «Верующий мужчина не должен призирать верующую женщину, ведь если ему не понравится одна черта ее характера, то ему понравится другая»

 

Если тебе в человеке не нравятся некоторые его черты характера, то обрати внимания на его положительные черты, а не только на его отрицательные качества. В особенности, когда речь идет о братьях, родственниках и друзьях. Закрывай глаза на некоторые недостатки человека и всячески старайся обращать впрок его положительные качества. Именно так следует поступать каждому мусульманину, стремящемуся к счастью в земной жизни и в мире вечном”

 

Глава восьмая.

Помнить о скоротечности жизни.

 

Благоразумный человек знает, что счастливая и спокойная жизнь, которую только и можно считать правильной, очень скоротечна, а посему он не должен ее заполнять беспокойством и постоянными переживаниями, ибо это противоположно правильной жизни. Иначе большая часть его жизни пронесется в тяготах и печали.

 

В этом смысле равны как праведники, так и грешники, как верующие, так и неверующие. Однако у верующего преуспеяния больше и удел благороднее как при жизни на земле, так и после смерти.

 

 

Комментарии шейха Сухейми:

“В этой причине, внимание акцентируется на двух вещах:

 

- О, раб Аллаха! Твоя жизнь коротка, и если все время ты занимаешь себя мыслями о тревожном и печальном, всегда унылый, недовольный, не улыбаешься, не смеешься, таким образом ты сам себя истязаешь. Поглощение этими заботами отвлекает также и от повиновения Аллаху (Пречист Он и Возвышен). Некоторые люди то и делают, что сидят погруженные в размышлениях о заботах, что даже не думают о совершении дел угодных Аллаху, хотя это послужит освобождением из оков этих переживаний. Такое состояние весьма опасное, посему не допускай этого. Напротив, займи себя тем, что является важным и принесет тебе пользу в религиозных и мирских делах. И ни в коем случае не проявляй слабость и не сдавайся угнетающим тебя чувствам тревоги и мнимым опасностям. Такое состояние может стать причиной твоей внезапной смерти, без всяких предпосылок. Проси помощи у Всемогущего и Великого Аллаха и не опускай руки. Трудись во благо своей духовной и мирской жизни. Используй дарованные тебе мирские блага как средство для счастья в мире вечном. Усердствуй в том, что тебя приблизит к Аллаху (Пречист Он и Возвышен) и все у тебя будет благополучно по воле Аллаха (Пречист Он и Возвышен).

 

- О, раб Аллаха! Если тебя постигла беда, или ты испытан потерей каких-либо органов чувств, или потерей родственника, или преданного и искреннего друга, то посмотри на остальные блага и щедроты, дарованные тебе Аллахом. Ты непременно обнаружишь, что по сравнению с этой потерей остальные благодеяния и милости Аллаха безгранично велики.

 

«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Коран; сура 14, аят 34)

 

Помни, что благодеяния Аллаха в отношении тебя многочисленны. А лишившись какого-либо блага, сопоставь это с теми милостями и щедротами Господа, которыми ты по-прежнему продолжаешь пользоваться. Эта потеря не составит одного процента из всех благ и щедрот, и даже меньше этого.

 

Мусульманин должен понимать в каком благополучии он находится, и осознавать бесценность тех благ, которыми он наделен, и благодарить Всемогущего и Великого Аллаха за все это и быть признательным Ему. Он должен помнить, что благодарность является причиной сохранения и постоянства благ, а также их увеличения.

Всевышний сказал:«Если вы будете благодарными(за дарованные Мной блага), то Я непременно одарю вас еще большим» (Коран; сура 14, аят 7)”

 

 

Сопоставить милости, которыми человек наделен, с тем испытанием, что его постигло.

 

Если человека постигло нечто вредоносное и неприятное, или же существуют опасения, что в будущем его постигнут неприятности, он должен сопоставить милости, которыми он наделен в религиозных и мирских делах, с тем неприятным, что его постигло. При их сопоставлении, станет очевидным, сколь многочисленны милости, которыми он наслаждается и как ничтожно то, что его постигло по сравнению с этими щедротами.

 

Также и с предполагаемыми неприятностями; ведь вероятность того, что все обойдется хорошо и благополучно всегда больше, посему нельзя дозволять маловероятному одерживать верх над тем, что значительнее и более вероятнее. Можно также предположить самое страшное, что может с ним случится, и готовится к этому, а если и стрясется что-либо он станет усердствовать в устранении того, что произошло, или некоторой его части.

 

 

Комментарии шейха Сухейми:

“Этот пункт является дополнительным разъяснением того, о чем шейх говорил в предыдущем пункте. Пречистый и Всевышний Аллах одарил нас безграничными милостями и неисчислимыми щедротами, наивысочайшим из которых является религия Ислам. И когда кого-то постигает беда, несчастье, болезнь или приобретает физический недостаток и т.п., то пусть подумает о тех многочисленных и великих милостях Аллаха, которыми он наделен и сравнит это с тем, что его постигало.

«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Коран; сура 14, аят 34)

При этом необходимо руководствоваться другим пророческим заветом: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас». Тогда человек неминуемо обнаружит, что живет в благах и щедротах, в которых не живет другой. Подобный подход облегчает перенесение сложных жизненных перипетий с терпением и спокойствием, надеясь на награду, и делает жизнь радостной”

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!