ТГП и ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
(государственный экзамен)
1. Функции ТГП: понятие, виды, характеристика.
Функции ТГП – это основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.
Виды и характеристика:
1) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (гносеологическая): в ее рамках познается государство и право, процесс их возникновения, развития и функционирования.
2) ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ: состоит в выработке прогнозов, гипотез о возможном развитии государства и права.
3) ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ: предопределяется мировоззренческая направленность ТГП.
4) МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: определяются подходы к изучению гражданско-правовых явлений, способы исследования общих закономерностей развития государства и права.
5) ПРИКЛАДНАЯ: выработка практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой действительности.
2. Методы ТГП как науки: понятие, классификация.
Метод теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методика – конкретное воплощение метода.
В зависимости от области применения конкретного метода различают:
а) всеобщий метод материалистической диалектики,
б) общенаучные,
в) частнонаучные,
г) прикладные.
Диалектико-материалистический метод позволяет акцентировать внимание исследователя не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права, но и на их связях между собой и окружающими их явлениями, институтами и учреждениями.
|
|
Общие методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента.
Частнонаучные методы вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются преимущественно в пределах этих наук (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование).
К прикладным методам относят: социологический, кибернетический, ма-тематический, статистический и др.
3. Связь ТГП с неюридическими гуманитарными науками.
1). ТГП и ФИЛОСОФИЯ.
Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.
|
|
2). ТГП и ПОЛИТОЛОГИЯ.
Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления под углом зрения их места и роли в политической системе. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только «изнутри», но и «извне» — со стороны его связей с политической системой общества и с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, профсоюзы и т. п.
3). ТГП и СОЦИОЛОГИЯ.
Теория государства и права опирается в своем развитии и на общую социологическую теорию, изучающую закономерности функционирования всего общества, и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.
Теоретики права и государства широко используют конкретные социологические исследования жизнедеятельности государственно- правовых институтов.
4). ТГП и ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Теория государства и права неразрывно связана с экономическими науками, ибо от того, как решаются экономические проблемы, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним — государства и права. Между соответствующими параметрами экономики и уровнем развития и состоянием государства и права существует тесная связь и взаимообусловленность.
|
|
4. Место ТГП в системе юридических наук.
1) ТГП и ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
История государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование конкретных государственных и правовых институтов.
2) ТГП и ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ.
История правовых ученийизучает процесс возникновения и развития различных правовых взглядов и течений о государстве и праве.
По 1) и 2) - Теории государства и права невозможно обойтись без исторического материала, «предоставляемого» Историй государства и права и Историей правовых учений.
ТГП и ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.
Связь теории государства и права с философией права выражается в близости предметов их изучения, в сходстве методов исследования.
ТГП и ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Теория государства и права берет на себя функцию выработки наиболее общих понятий. Последние, как правило, служат базой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.
|
|
5. Теории происхождения государства.
а) ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ:
Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение, т. е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства.
Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
б) ПАТРИАРХАЛЬНАЯ:
Представители: Основатель – Аристотель(III век до н.э.), Конфуций, Фильмер «Патриарх», Михайловский и др
Суть: государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье.
в) ДОГОВОРНАЯ:
Представители: Джон Локк - английский философ; Шарль-Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо - французские философы; А. Н. Радищев - русский философ и писатель-революционер.
Суть: в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в отказе каждого от части своих интересов ради взаимного выживания.
Идеалистичен, т.к. - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга.
г) ОРГАНИЧЕСКАЯ:
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).
6. Типология (классификация) государства. Понятие, основные подходы к типологии.
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государства проводится с позиции двух подходов:
1) ФОРМАЦИОННЫЙ: Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и соответствующих производственных отношениях.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческоегосударство; Феодальноегосударство — основа феодал и его зависимые крестьяне; Буржуазноегосударство — основа буржуазия и пролетариат; Социалистическоегосударство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом.
2) ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ:
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация— это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д.
7. Место России в мировом сообществе цивилизаций.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!