Отражение русскими землями католической экспансии в ХIII – XV вв.

ТЕМА №4 «БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ С МОНГОЛЬСКИМ ЗАВОЕВАНИЕМ И КРЕСТОНОСЦАМИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Северо-Восточная Русь и татаро-монгольское владычество (XIII – XIV вв.

Отражение русскими землями католической экспансии в ХIII – XV вв.

Северо-Восточная Русь и татаро-монгольское владычество (XIII – XIV вв.

В 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством сына Чингисхана Угэдэя, было принято решение о новом походе на Запад в страну Волжских Булгар и на Русь, которые по сведениям монголов славились своими богатствами. Внук Чингисхана, Бату или по-русски Батый, получил в улус западные земли, в том числе и те, которые ещё предстояло покорить.

В 1236 г. войска Батыя разгромили Волжскую Булгарию и направились на Рязанское княжество. Рязань пала в 1237 г. после пятидневного героического сопротивления. После взятия Рязани войска Батыя двинулись к Коломне. Навстречу им вышли войска, отправленные владимирским князем, вместе с оставшейся рязанской дружиной. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой закончился поражением. В феврале 1238 г. Батый подошел к Владимиру, который взял штурмом. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, проигранная русскими войсками. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена.

Две недели татары осаждали Торжок, и затем двинулись на Новгород. Однако, не доходя 100 вёрст, возле Игнач-креста, Батый повернул обратно. Причиной возвращения Батыя и спасения Новгорода послужила весенняя распутица и сильная усталость монгольских войск. В этом отношении особенно характерна была осада Козельска, который захватчики брали в течение семи недель.

В 1239 г. Батый начал новый поход на Русь. В декабре 1240 г. был взят Киев. Затем монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Взяв Владимир Волынский, Галич, в 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, а в 1242 г. дошёл до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу войска Батыя пришли уже ослабленными мощным сопротивлением, встреченным ими на Руси. Поэтому если на Руси монголам удалось установить своё иго, то Западная Европа испытала только нашествие, и то в меньших масштабах. В этом состоит роль героического сопротивления русского народа вражескому нашествию.

Главной причиной поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность, при которой каждое из княжеств оказывалось наедине с силами захватчиков. Русские княжества поодиночке были разгромлены врагом. Важным обстоятельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Китай использовали передовую китайскую военную технику. Стенобитные машины пробивали стены русских крепостей. Использовались также камнемёты, порох и сосуды с горючими жидкостями. Имело значение и численное превосходство врага.

Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Две крайние точки зрения противостоят друг другу.

1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских людей и их государственность. И. Болтин в конце XVIII в. первым подчеркнул, что воздействие монголо-татар на покорённые страны, в том числе и на Русь, было незначительным. Эту точку зрения защищали знаменитые русские историки С. Соловьёв, В. Ключевский, С Платонов, М. Покровский. Для советской историографии она являлась традиционной на протяжении всего периода советской исторической науки. Главная идея заключается в том, что Россия начала отставать от стран Западной Европы из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости платить тяжёлую дань в период монголо-татарского ига. Известный советский исследователь этого периода В. В. Каргалов писал об этом следующее: “Именно нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны от наиболее развитых государств Западной Европы”[1].

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту точку зрения высказал Н. М. Карамзин, а затем её развивали Н. И. Костомаров, Н. П. Загоскин и другие. А. Рихтер в 1822 г. высказал мысль, что татаро-монгольское влияние было настолько серьёзным, что русский народ вообще превратился в “народ азиатский”, “нравы ожесточились” под воздействием ордынского деспотизма. В ХХ в. евразийцы дали развёрнутое обоснование этой позиции. Они считали Московское государство в момент возникновения частью Великой Монгольской империи (одним из улусов), которое затем заняло его место. “Без татарщины” не было бы и России”, – восклицал П. Н. Савицкий[2]. Суть воззрений евразийцев выразил в 1927 г. Н. Трубецкой: “Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, её территорию – Евразией, её национализм – евразийством”[3]. По мнению евразийцев Чингисхан выполнил историческую задачу объединения Евразии в рамках единой империи. В дальнейшем Русь, ставшая одним из улусов, переняла монгольскую государственную идею, хотя и получившую христианско-византийское обоснование. Русь взяла на себя дело возрождения единой Евразии, итогом чего стала замена ордынского хана московским царём с перенесением центра в Москву. Таким образом, Москва – не третий Рим, а второй Сарай. “Последним евразийцем” стал Л. Гумилёв, который считал монголо-татарское иго позднейшей выдумкой, появившейся с XVI в.

Однако после того как Северо-восточная Русь попала в зависимость от Золотой Орды, яса Чингисхана (правовой кодекс монголов) на территории Руси не действовала. На Руси действовали собственные правовые нормы, позднее нашедшие отражение в судебниках. Монголо-татары не устранили и русских князей, не создали своей династии на Руси. Не имели они и постоянного наместника. Баскаки назначались лишь в отдельные места и не имели функций управления, а главным образом наблюдали за сбором дани. Управление оставалось у русских князей, но право наследования власти было утрачено. Князей назначали ханы с помощью специальных грамот – ярлыков, соответственно требуя от них выполнения интересов Орды. Для получения ярлыка – права на княжение, русские князья ездили в Орду. Сношения с Ордой находились главным образом в руках Великого князя, который до 60-х гг. XIII в. назначался в далёком Каракоруме, а затем в Золотой Орде.

Важнейшей обязанностью князей было обеспечение поступления дани и налогов. Чтобы никто в завоёванных землях не уклонился от уплаты дани, монголо-татары провели перепись населения. В русские земли в 1257 г. явились “численники”, которые переписали всё население.

Однако Русь сохранила свою духовную основу – православие. Следует отметить также, что между Золотой Ордой и Северо-Восточной Русью существовала пограничная полоса, хотя она и не защищала от нашествий и была достаточно условной.

Все приведённые факты свидетельствуют о том, что нет оснований говорить о Северо-Восточной Руси периода монголо-татарского нашествия как о составной части Золотой Орды. Речь может идти о её зависимости, которая была тяжёлой и не ограничивалась уплатой дани и подчинённым положением русских князей. Русь была обязана поставлять ратников для монголо-татарских войск. Получая, однако, большую дань с русских земель монголо-татары, тем не менее, неоднократно совершали сокрушительные набеги на русские земли. Их цель – обогащение за счёт грабежа и увода людей для продажи в рабство.

Монголо-татарское влияние сказывалось на процессе формирования русского народа и его государственности, причём оно было не прямое, а опосредованное. Постоянные контакты русской элиты с Золотой Ордой неизбежно приводили к восприятию ее опыта, повороту Руси к Востоку. По мнению отечественных историков, им мы обязаны Александру Невскому, который ещё в годы Батыева нашествия принял решение прекратить сопротивление и признать зависимость от Золотой Орды.

 А Я. Флиер утверждает, что это решение основывалось не только на военно-политических, но и в огромной степени на религиозных причинах. За союз с Европой и вовлечение её в антимонгольскую коалицию, безусловно, пришлось бы заплатить церковной унией с Римом. Александр счёл ордынскую неволю меньшим злом. Это решение положило начало полосе антизападничества в истории России и её ориентации на Восток[4].

 

Отражение русскими землями католической экспансии в ХIII – XV вв.

С IX в. началась немецкая феодальная агрессия в земли западных славян. Это явление стало важнейшим событием во всей внешней политике севера Восточной Европы. Завоевание земель Западных славян проходило в рамках политики Drang nach Osten – натиска на Восток. Причинами этого были относительное перенаселение и идея крещения язычников

В X – XII вв. германские феодалы завоевали земли полабских и поморских славян. Не прекращая борьбы против Польши, немецкие феодалы решили начать вторжение в Восточную Прибалтику. Целью экспансии считалось окатоличивание и подчинение прибалтийских племён.

В 1198 г. в устье Зап. Двины прибыл епископ Бертольд с германскими рыцарями. Однако его проповеди и миссионерская деятельность не увенчались успехом и ливы прогнали захватчиков.

Тогда папа Инокентий III объявляет крестовый поход против язычников, объединив усилия германского императора и датского короля.

Весной 1200 г. рыцари во главе с епископом Альбертом прибыли в устье Западной Двины. Обманом захватив знать ливов, крестоносцы заставили её креститься.

В 1201 г. епископ Альберт заложил город Ригу. В 1202 г. по инициативе Альберта и Иннокентия III создан новый рыцарский орден “Братья Христова воинства” или Орден меченосцев, так как на плаще рисовали красный меч и крест. Главной целью Ордена была христианизация народов Прибалтики. Территория, занятая Орденом стала называться Ливонией. Примечательно то, что до 1212 г. немцы вносили за землю ливов дань полоцкому князю.

С 1219 г. в земли эстов вторглись датские рыцари. Крепость Ревель (Таллин) стала базой датских захватчиков.

Народы Прибалтики ожесточённо сопротивлялись захватчикам. Походы против крестоносцев совершали и русские и литовские князья. Однако борьбе мешала разобщённость князей. Литовские, полоцкие князья и Новгород не раз заключали соглашения с крестоносцами. Поляки пытались использовать крестоносцев для борьбы с племенами пруссов, которые частыми вторжениями докучали им. Так, Конрад Мазовецкий в 1226 г. заключил договор с Великим магистром Тевтонского ордена. По договору Орден получал область Хелмно с правом расширять свои владения за счёт прусских земель. Между 1230 и 1238 гг. вся Пруссия и земли западных литовцев – ятвягов – были покорены. Более того, в 1309 г. Орден окреп и захватил у Польши Восточное Поморье с Гданьском, который немцы назвали Данцигом.

Трудным было положение и русских земель: борьба Новгорода с Владимро-Суздальскими князьями и затем Москвой затрудняла единство действий. Вот почему наступление Ордена шло дальше. В 1215 – 1216 гг. Орден захватывает территорию Эстонии. Однако здесь немецкие крестоносцы столкнулись с датчанами. Дания претендовала на Эстонию с начала XII в. и титул герцога Эстонии входил даже в состав датского королевского титула.

На территории Эстонии героически сражался с крестоносцами князь Кукейноса Вячко (Вячеслав Борисович). В 1208 г. крестоносцы подступили к его городу и взяли в плен храброго князя. Вячко бежал в Новгород. По предложению новгородцев в 1223 г. он стал княжить в г. Юрьеве (Тарту). В 1224 г. магистр Ливонского Ордена подступил к городу, который героически защищал русско-эстонский гарнизон. Вячко отказался капитулировать и погиб, обороняя город.

Русским князьям удалось собраться с силами и в 1234 г. Ярослав Всеволодович во главе новгородских и суздальских полков одержал победу над меченосцами на р. Эмайыге. Через два года в 1236 г. страшное поражение рыцари потерпели от литовцев под Шауляем. Это потребовало объединения сил крестоносцев. В 1237 г. Орден меченосцев был переименован в Ливонский Орден и объединился с Тевтонским орденом.

Нашествие Батыя на Русь в 1237 г. стало причиной объединения сил захватчиков. В 1238 г. заключается договор между немецкими и датскими феодалами, к которому присоединилась и Швеция, целью которого была подготовка совместного похода на Русь.

Первыми выступили шведы, ставя перед собой цель – захват Ладоги и наступление на Новгород. Но их планам не суждено было сбыться – 15 июля 1240 г. на р. Неве молодой князь Александр Ярославович наголову разбил шведов ярла Биргера. Однако бояре, боясь растущей популярности Александра, вынудили его покинуть Новгород.

Летом 1240 г. в рамках совместного похода крестоносцы Ливонского Ордена при поддержке датских и немецких рыцарей вторглись в Псковскую землю и захватили Изборск. Разбив вышедшее им на встречу псковское ополчение, крестоносцы, в результате предательства посадника Твердилы захватили Псков и приблизились к Новгороду. Под давлением простых новгородцев бояре вынуждены были пригласить Александра Невского вернуться. В 1241 г. Александр возвращается, освобождает все новгородские земли, Псков и переносит военные действия на земли Ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Значение этого сражения состоит в том, что в нём погиб цвет крестоносного рыцарства и были сорваны планы агрессии на Русь. Ливонский Орден отказался от всех своих захватов и заключил с Новгородом в 1243 г. мирный договор.

Разгром Ордена был полный. Ни одно обычное государство уже не оправилось бы от такого поражения, но не Орден. В средневековом обществе вырастали новые религиозные фанатики. Во всех странах Западной Европы подрастали третьи сыновья, не получавшие наследства, но одержимые желаниями славы.

Крестоносцы изменили лишь направление главного удара. Центром борьбы стали языческие прибалтийские племена, Литва и Польша. Вся история становления Литовской Руси – это история борьбы с Орденом. Но Великое княжество Литовское не могло одно противостоять Тевтонскому и Ливонскому Орденам. Нужны были союзники. Миндовг пытался найти союзников на Северо-Восточной Руси, заключив договор с Александром Невским. Однако, русские княжества сами попали под власть татар, и даже Новгород, боясь нашествия, платил Золотой Орде дань. Литве были нужны союзники независимые и сильные. В 1325 г. Гедиминас заключает союз с Польшей, направленный против крестоносцев. Союз скреплялся династическим браком дочери Гедиминаса с польским королём. Так были заложены основы дружбы с другим славянским государством, а политика Великого княжества Литовского оказалась развёрнутой не на Восток, а на Запад.

Главные события происходят в начале XV в. В 1401 г. жемайты подняли восстание против Ордена. Крестоносцы попросили Витовта и Владислава Ягелло не вмешиваться. Польша явной помощи не дала (лишь приняли беженцев). А Витовт поддержал повстанцев оружием, хлебом, стараясь, чтобы восстание продолжалось подольше, обескровливая Орден. Однако Орден подавил восстание.

В 1409 г. началась Великая война королевства Польского и Великого княжества Литовского против Тевтонского Ордена. Орден получал поддержку из всей Европы. Хронисты отмечают, что до 80 тысяч человек, считая с наёмниками, и до сотни артиллерийских орудий собрал Орден. Литва и Польша собрали под свои знамёна до 100 тысяч человек, в том числе 30 тысяч союзных татар, 4 тысячи чехов и моравов во главе с Яном Жижкой.

15 июля 1410 г. союзная польско-литовско-русская армия встретилась с главными силами Ордена между Танненбергом и Грюнвальдом. На сторне Ордена, по мнению историков, было порядка 27 тысяч человек, у союзников – 32 тысячи. Польскую часть войска возглавлял Владислав-Ягайло, осуществлявший и общее командование. Предводителем литовско-русских войск был Витовт. В состав его рати входили и смоленские полки, сыгравшие важную роль в битве. Силы ордена были разгромлены, большинство рыцарей либо погибло, либо попало в плен. В числе убитых был и великий магистр фон Юнгинген. Затем польско-литовско-русские войска взяли целый ряд орденских замков и городов, в том числе Гданьск, Торунь, Кенигсберг[5].

В 1411 г. возле Торуня был подписан договор, по которому Орден был вынужден отказаться от Жемайтии и Добжинской земли и уплатить большую контрибуцию. Победа под Грюнвальдом остановила агрессию Ордена и католическую экспансию на территории Польши и Литовской Руси.

 

Заключение.

Исследование проблем Древней Руси является важной отраслью занятий отечественных историков. История Древней Руси и государства в России – традиционная тема отечественной историографии. Современные историки получили её в наследство ещё от дореволюционной исторической науки, в которой сложилось целое направление, придававшее государству в судьбах страны и народа огромное значение и потому получившее название “государственной школы”.

В результате синтеза различных укладов жизни, на основе экономической деятельности, складывающихся первоначальных основ государственности, ассимиляции культуры различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество – Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и российского государства. Формирование государства началось с конца IX –– начала Х века. И это позволяет сделать вывод, что Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к рубежу образования раннефеодального государства почти одновременно с другими государствами Западной Европы. Призвание варягов в какой-то мере стимулировало этот процесс, поскольку Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который в отличие от восточных деспотий предполагал относительную свободу подданных.

Однако, в развитии западноевропейских обществ и Древней Руси имеются и существенные различия. Варварские племена в ходе Великого переселения народов в Европу столкнулись с высоко развитой античной культурой. Прийдя в Восточно-европейскую равнину славяне не нашли здесь такой развитой цивилизации. Славяне находились на более высокой стадии развития, чем населяющие эту территорию племена. К тому же сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян и накладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, тип государственности и определяли во многом особенности национального характера. Именно из этих факторов ряд отечественных историков выводят традиции деспотической власти и крепостного права в России, противоречивые черты “русской души”.

В ходе татаро-монгольского завоевания русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с её жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен “восточный элемент”. Формированию такого своеобразного типа феодализма способствовало то, что в результате татаро-монгольского ига Русь более двухсот лет развивалась в изоляции от Европы.

 

Литература:

Основная:

История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 53 – 75.

История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. С. 39 – 281.

История СССР. С древнейших времён до 1861 г./Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. М., 1983. С. 46 – 101, 112 – 117, 123 – 128, 128 – 155.

История СССР. С древнейших времён до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 1989. С. 43 – 80, 86 – 111.

История СССР с древнейших времён до конца XVIII в./Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983. С. 45 – 81, 89 – 102, 107 – 112, 115 – 120, 126 – 146.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 43 – 75.

История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 130 – 154.

Дополнительная:

Гумилёв Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 42 – 178.

Вернадский Г. В. Киевская Русь. М.-Тверь, 1996.

Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М.-Тверь, 1997.

Лес и степь. IX – XVI вв. Неизвестные страницы//Родина, 1997, №3 – 4.

 


[1] См.: Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 71 – 72.

[2] Там же. С. 72.

[3] История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 150.

[4] Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации//Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994. С. 105 – 106.

[5] История СССР. С древнейших времён до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 1989. С. 113 – 114.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!