PercyByssheShelley, 1792-1822)



Замечательный революционный поэт Перси Шелли в своих лирических и публицистических произведениях ставил актуальные проблемы времени. Его политическая поэзия явилась выражением народных стремлений к освобождению от буржуазно-монархического режима. Шелли учился в Итоне и Оксфорде, но был исключен за публикацию памфлета «Необходимость атеизма». В 1812 г. Шелли выступил защитником интересов ирландского народа. В 1813 г. он написал свою философскую поэму «Королева Маб». Сам автор писал об этой поэме: «Прошлое, настоящее и будущее – вот величественные и всеобъемлющие темы этой поэмы». Поэт стремится к универсальному охвату бытия: природа дана в масштабах космоса, общество – как панорама истории человечества. Сюжетом поэмы являются не события, а развитие авторской мысли об историческом прогрессе. Волшебница королева Маб похищает душу спящей Ианты (символ человечества) и вместе с ней в крылатой колеснице устремляется в звездные миры. Здесь королева показывает Ианте жестокость прошлого и настоящего и противопоставляет им картину будущего. Место действия поэмы – вселенная, но автор характеризует вполне земные явления – тиранию, милитаризм, торгашество, религию. Шелли рисует утопическую картину будущего. Пустыни будут превращены в пастбища, холодный климат сменится теплым. Другим будет и человек будущего. Он станет свободным и счастливым. Откликом на современные народные движения явилась поэма Шелли «Восстание Ислама» (1818). В ней поэт воплотил свой идеал революции. В марте 1818 г. Шелли покидает Англию. Последние годы он жил в Италии, где поддерживал дружеские отношения с Байроном. Героическая тема в творчестве Шелли нашла наиболее яркое выражение в философской поэме «Освобожденный Прометей» (1820). Шелли продолжил сюжет греческого мифа и эсхиловской трагедии, он показал дальнейшую судьбу Прометея, сосредоточив внимание на его борьбе против зла, на его освобождении и торжестве победителя. Герой не погибает; одерживая победу над злом, он приближает светлое будущее. К тому же он не одинок в борьбе, он действует вместе с другими героями, ему помогает вся природа. Миф о Прометее истолковывается в духе исторического оптимизма. В 1819 г. Шелли создает пятиактную трагедию «Ченчи». В основу сюжета положены события XVI века, касающиеся истории гибели семьи Ченчи. Эта трагедия призывала к непримиримой борьбе с общественным произволом, с любым проявлением деспотизма. Бунтарский пафос проявился в образе Беатриче. Она способна на смелый, мужественный поступок, но она одинока в своей борьбе.

В лирических стихах Шелли героическим темам соответствует масштабное изображение могучих сил природы. Космические просторы, бури, потоки, ветер – такова стихия лирических шедевров автора. В «Оде к Западному ветру» символический образ Западного Ветра выражает идею обновления жизни. Политические стихи Шелли – это негодование поэта-гражданина, разоблачающего преступления властей. Стихотворение «Песнь к людям Англии» является обращением к народу, живущему в рабской зависимости от эксплуататоров.

Эстетические взгляды Шелли наиболее полно выражены в трактате «Защита поэзии» (1821).Поэт, по представлению Шелли – это пророк, который видит будущее в настоящем. Шелли вошел в мировую литературу как поэт-тираноборец, прославляющий прометеевский героизм прекрасной свободолюбивой личности, выступающей против социального неравенства.

 

Джон Китс

JohnKeats, 1795-1821)

Поэт- лирик, писавший на высокие темы любви, красоты, искусства, Д.Китс был человеком драматической судьбы. Отказавшись от занятий медициной, он посвятил себя поэзии. Но жизнь его была недолгой: в 25 лет он умер от туберкулеза. Китс создал произведения, ставшие шедеврами английской поэзии.

Прогрессивные социально-политические убеждения Китса находят выражение в его сонете «О мире». В стихотворении «Робин Гуд», в котором поэт воспевает легендарного героя и его вольнолюбивых друзей из Шервудского леса, сказался его интерес к героической теме народной борьбы. Китс – мастер сонетной формы стиха. Его сонеты отличаются глубиной философской мысли и вместе с тем простотой музыкальной и гармонической формы. («Чаттертону», «Сонет, написанный в домике Бернса», «Кузнечик и сверчок»). Наряду с сонетом Китс обращался и к жанру оды. В «Оде соловью» лирический герой счастлив тем, что соловей свободно поет о прекрасном лете. Поэту не страшно умереть, т.к. он знает, что соловей по-прежнему будет петь свою песню. Недовольство Китса буржуазной действительностью проявилось в противопоставлении больших страстей герое Возрождения мелким чувствам человека XIX века. В стихотворении «Современная любовь» Китс с иронией сопоставляет чувства современника с любовью у шекспировских героев. Романтический идеал Китса – в поисках и утверждении первозданной красоты. Он видит красоту в реальном мире, воображение открывает эту красоту и воссоздает ее в поэтическом произведении. Китс обращался также к балладе, исторической трагедии и поэмам. Его известные поэмы – «Колпак и бубенцы», «Эндимион», «Изабелла», «Гиперион».

Вальтер Скотт

(WalterScott, 1771-1832)

В мировую литературу В. Скотт вошел как создатель исторического романа.  С присущей ему глубиной автор отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем временем, когда жил он сам. Родился в Эдинбурге. Отец его был известным адвокатом, Скотт тоже посвятил свою жизнь юриспруденции. Но прошлое родины вызвало живой интерес у Скотта. Народное творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад. В 1802 г. опубликовал 2 тома шотландских народных песен. Эти памятники народной поэзии содержали богатый материал по истории. Вслед за этими сборниками появились поэмы – «Песнь последнего менестреля, «Мармион», «Дева озера», «Рокби». Однако все это было лишь подготовительным этапом к созданию знаменитых романов. Всего он написал 28 романов: «шотландские романы» - «Антикварий», «Пуритане», «Роб Рой» и др., историческое прошлое Англии воспроизведено в романах «Айвенго», «Монастырь», в «Квентине Дорварде» описаны события, происходящие во Франции во время правления короля Людовика XI. Главное в его романах – изображение истории в ее движении и развитии.

В «Айвенго» (1819) перед глазами читателей возникает широкая и пестрая картина английского средневековья (ок. 1194). После победы при Гастингсе (1066) норманнские бароны, оттеснив англосаксонских землевладельцев, захватив замки и земли их отцов, утвердились как правящая элита. Однако через 100 лет национальная рознь значительно смягчилась: обе народности стали постепенно сливаться в одну национальность. Внутри правящего класса наметился острый конфликт: между королевской властью и удельными князьями. Царствующий тогда Ричард I перестал проводить разницу между норманнскими и саксонскими рыцарями, стремясь привлечь в свою дружину и окружить себя способными и верными рыцарями любой национальности. Фаворитом короля становится молодой саксонский рыцарь Айвенго. Особое внимание в сюжете романа занимает трогательный образ красавицы Ребекки. В.Скотт ни в малейшей степени не идеализирует средневековье, показывая его как жестокое, суровое время, когда все подчинялись праву «большого кулака».

В «Квентине Дорварде» (1823) изображается напряженная политическая жизнь Франции. В 1468 году восстал большой и вольнолюбивый город Льеж, стремившийся ниспровергнуть деспотическую власть герцога Бургундии Карла Смелого. В том же году нависла угроза гражданской войны между двумя большими государствами – Францией и Бургундией. Вокруг этих событий и группируются все действующие лица, в той или иной степени втянутые в конфликт. Молодой шотландский воин Квентин Дорвард эмигрирует во Францию, спасаясь от могущественных врагов, истребивших в ходе кровной мести всех членов его семьи. Ему удается поступить на службу к Людовику XI. Скотт рисует исторически достоверный портрет этого политического деятеля.

Неоспоримое достоинство романов В.Скотта проявилось в соединении описаний частной жизни с историческими событиями. Обращаясь к различным эпохам, он на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, смены старого новым.

Американская литература в эпоху Романтизма.

Поскольку в Америке буржуазная революция произошла раньше, чем во Франции, американский романтизм возникает на почве разочарования в результате этой революции 1775-1783 (война за независимость). Будни буржуазного общества США отталкивают писателей своим прозаизмом, сухим практицизмом. Отсюда стремление романтиков противопоставить этому прозаизму либо жизнь индейцев, не оскверненную капиталистической цивилизацией, либо царство романтической мечты о более высоком, разумном строе. Так возникает свойственное эстетике романтизма противоречие между мечтой и действительностью. Для романтиков характерны склонность к игнорированию материального мира, стремление противопоставить реальной действительности абстрактный идеал. События и сцены в произведениях романтиков возвышаются над мелочной повседневностью. Создание небывалых характеров, действующих в небывалых обстоятельствах, - таков метод романтической типизации. В своих художественных обобщениях романтики тяготеют к символике, аллегории. Скрытие, непонятные им причины общественных явлений приобретают в их глазах таинственный, фантастический облик. Главное достижение романтизма – пристальное внимание к внутреннему миру человека, его духовной жизни. Все романтические теории прославляли индивидуалистический идеал человеческого поведения, но, ни одна из них не объяснила индивидуализм закономерностями общественного развития. Это и отличает романтизм от реализма.

Американские романтики чувствовали, что вслед за провозглашением Декларации независимости, обеспечившей стране политическую самостоятельность, необходимо во всеуслышание провозгласить Декларацию независимости духовной. Америка будущего виделась романтикам как прообраз всемирного человеческого единения. Романтизм оставался ведущим художественным направлением в литературе США вплоть до завершения Гражданской войны между Севером и Югом в 1865 году. С ним связаны наивысшие достижения крупнейших писателей той поры: Ирвинга, Купера, Эмерсона, Торо, Э. По, Готорна, Мелвилла, Уитмена и др. В развитии американского романтизма выделяется несколько периодов. Основных было два: первый, или ранний (1820-1830-ые годы), и второй, или поздний (1840-1865-е годы). Водоразделом американского романтизма в литературном процессе США явилась Гражданская война (1861-1865), приведшая к уничтожению рабства негров и открывшая путь к беспрепятственному развитию капитализма на всей территории США. В Америке процесс смены литературных направлений протекал медленнее, чем в Европе. Хотя в Европе романтизм, как и в США, не сходил со сцены в течение почти всего XIX века, он гораздо раньше, чем в Америке, утратил свои главенствующие позиции. Формирование пришедшего ему на смену реалистического метода началось в США примерно на 50 лет позже, чем в Европе. Причины этого следует искать в особенностях общественного развития США. Относительная незрелость общественных отношений и классовых противоречий в стране, наблюдавшаяся на протяжении первой половины XIX века, была главной причиной того, что ход литературного процесса в США оказался с точки зрения смены направлений более замедленным, чем в Европе. Американским романтикам был незнаком тот революционный или бунтарский порыв, который одушевлял произведения Байрона и Шелли. Это объяснялось отсутствием в общественной жизни США революционной ситуации, подобной той, что возникала в разное время в странах Европы.

Самым радикальным общественным движением, которое нашло отражение в американском романтизме, был аболиционизм – борьба за освобождение черных рабов. Активное гражданское начало пронизывает многие произведения Торо, Маргарет Фуллер, Теодора Паркера, Мелвилла.

Американские писатели-романтики создали произведения, которые стали достоянием литературы нашего времени. Романтический психологизм, смелое использование символов и аллегорий, философская направленность, тяготение к притче – все это прочно вошло в арсенал художественных средств современного искусства.

 

Вашингтон Ирвинг

(WashingtonIrving, 1783-1859)

В.Ирвинг принадлежит к первому поколению американских романтиков. В то время США отставали в культурном развитии от передовых стран Европы. В Европе существовали давние и прочные традиции в области литературы и искусства, древнейшим источником которых служил народный эпос. В Америке таких традиций не было. США с самого своего возникновения были страной буржуазной, поэтому прагматическая ориентация, культ выгоды, характерные для буржуазного сознания, вели к принижению роли искусства в общественной жизни.

В такой обстановке начал свою творческую деятельность Ирвинг. С юных лет он тянулся к искусству, однако семейные традиции и общая атмосфера, требовали, чтобы он посвятил себя практике юриста или коммерсанта. Много лет Ирвингу приходилось совмещать литературную деятельность со службой в торговой и адвокатской конторах. В 1809 г. им было опубликовано первое крупное произведение «История Нью-Йорка». В этой книге он стремился воссоздать и идеализировать дух ушедшей эпохи, когда среди обитателей Нью-Йорка царили патриархальные, родственные отношения, не омрачаемые духом конкуренции и стяжательства. Это произведение принесло ему известность, но не сделало еще его профессиональным литератором. В 1819 г. вышла в свет его «Книга эскизов», где Ирвинг выступил как создатель американской новеллы – жанра, который занял впоследствии ведущее место в литературе США. Он стал первым американским писателем, получившим международное признание. Вслед за этой книгой появились другие сборники новелл: «Брейсбридж-холл» (1822), «Рассказы путешественника» (!824). Ирвинг разрабатывал в них как американские, так и европейские сюжеты, широко используя, подобно большинству писателей-романтиков, старинные легенды, сказки, предания. Из всех европейских стран, где ему приходилось жить, его особенно привлекали Англия и Испания. Эти страны он описывал в своих произведениях. Одна из самых известных его новелл «Рип Ван Винкль». Сюжет ее фантастичен: фермер Рип Ван Винкль, не слишком работящий, но добродушный, бескорыстный и покладистый, хлебнув колдовского зелья, засыпает на 20 лет. Пока он спит, в Америке совершается революция, монархический строй сменяется республиканским. Проснувшись, ни о чем не подозревающий Рип, является в родную деревню и объявляет себя по старой памяти смиренным подданным английского короля Георга. Его принимают за шпиона и даже хотят побить, но, в конце концов, недоразумение рассеивается и все заканчивается благополучно. Он мирно доживает остаток дней в своей деревне, а рядом с ним - его сын, как две капли воды похожий на отца. Неважно, кто правит страной – король или президент, как бы говорит Ирвинг, важно, чтобы человеческими сердцами всегда правили доброта, бескорыстие и справедливость.

Ирвингу принадлежат также первые в американской литературе рассказы, сочувственно изображающие индейцев: «Черты индейского характера», «Филипп из Поканокета». Европейские привязанности и тематика в творчестве Ирвинга положили начало устойчивой традиции в литературе США: традиции углубленного интереса к жизни и культуре Европы.

 

ДжеймсФениморКупер

(James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Д.Ф.Купер внес в разработку жанра романа В США огромный вклад, фактически положив начало таким его разновидностям, как роман исторический, морской, бытовой, приключенческий, утопический, сатирический. Родился в семье крупного землевладельца. С детства его окружала природа: нехоженые леса, полные дичи, живописные реки и озера. Купер впервые получил признание с выходом исторического романа «Шпион (1821), где в романтически преобразованной форме воссозданы события американской революции. Война за независимость овеяна здесь дымкой героической легенды, прославляющей вождя повстанцев Джорджа Вашингтона и безвестных патриотов, слагающих свою жизнь и честь к алтарю Свободы.

В историю мировой литературы Купер вошел, прежде, как автор серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении 20 лет: «Пионеры», «Последний из Могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Все книги связаны между собой образом главного героя Натти Бампо. Во всех книгах – общая проблематика: столкновение счастливого естественного существования человека в условиях первозданной природы и «цивилизованного» буржуазного общества, разрушающего гармонию как в отношениях между людьми, так и в связях человека и природы. В его романах пейзаж Америки запечатлен в живых и величественных образах. Природа сама активно участвует в событиях, формирует психологию героев, способствует выявлению их характеров. Купер гневно осуждает хищническое отношение поселенцев к природе, их стремление к сиюминутной выгоде, нежелание задуматься о последствиях. Призыв его беречь и охранять природу звучит в наше время особенно актуально. Подлинным художественным открытием Купера стало изображение индейцев. Он показал трагедию индейского народа, который грабили, спаивали и истребляли белые колонизаторы. Купер выступил горячим сторонником идеи сотрудничества между белым и цветным населением США. Главный герой Натти не хочет жить в обществе, где все основано на несправедливости, жажде власти и денег. Он уходит в лесные чащи, все дальше на Запад, ибо только здесь чувствует себя свободным и счастливым. Трагедия Натти состоит в том, что, уходя от цивилизации, он невольно прокладывает ей дорогу: вслед за ним движутся белые поселенцы, безжалостно вырубающие леса, уничтожая все живое на своем пути.

В творческом развитии Купера большую роль сыграла поездка в Европу (1826-1833), которая заставила его взглянуть по-новому на свою Родину. Он стал более критически относится к американской действительности. Это отразилось в его сатирическом памфлете «Моникины» (1835). В этой книге, сравнивая Европу и Америку, писатель приходит к выводу, что американцы кичащиеся своим демократизмом, в действительности чтут только великий денежный интерес, который заслоняет от них все моральные принципы. Критика Купером американской общественной системы вызвала яростные нападки на него со стороны консервативных кругов. Последние годы жизни Купера были омрачены непрекращающееся борьбой с враждебно настроенными критиками и издателями.

 

Эдгар Аллан По

(EdgarAllanPoe, 1809 - 1849)

Выдающийся романтический поэт и новеллист родился в Бостоне в семье бродячих актеров. Двухлетним сиротой был взят на воспитание виргинским купцом Алланом. Э. По рос избалованным ребенком в доме богатого человека; получил образование в Ричмондской школе, стал посещать Виргинский университет. Знания ему давались легко, особенно литературные. Красивый юноша, сильный и ловкий, отличный наездник, пловец, музыкант, он поражал окружающих своими разносторонними дарованиями – писал латинские стихи, рисовал, увлекался английскими и немецкими романтиками, проявлял выдающиеся математические способности, знал химию и медицину. Любовь и понимание в семье он встречал только со стороны миссис Аллан. Его приемный отец став к тому времени миллионером, не спешил сделать Эдгара своим наследником, даже не усыновил его, поставив гордого юношу в двусмысленное положение приживала в богатом доме. Размолвки с Аланом привели к тому, что крутой нравом купец лишил 17-летнего Эдгара материальной поддержки, тот должен был покинуть дом Аланов и Виргинский университет, где проучился год. Началась скитальческая жизнь, полная лишений и смутных надежд. Э. По уехал в Бостон и за свой счет напечатал томик стихов, который даже не поступил в продажу. Оставшись без друзей и средств к существованию, он завербовался в армию. В течение года исправно служил, но, не выдержав казарменной обстановки, обратился за помощью к Фрэнсис Аллан. Ее заступничество перед мужем привело к тому, что Аллан выкупил Эдгара из армии и тот приехал в Ричмонд, но не застал в живых миссис Аллан. Алан предложил свою помощь, но потребовал за это полного подчинения – отдал Эдгара в привилегированную военную школу и даже подписал за него обязательство отслужить в армии 5 лет. Военными науками юноша занимался охотно, но остаться военным не захотел и вскоре добился того, что был исключен из академии. На этот раз разрыв с Алланом был окончательным. Через год Аллан умер, не упомянув Эдгара По в своем завещании. В Нью-Йорке поэт издал еще один сборник, но книга не разошлась. Эдгар лихорадочно искал работу, но всюду получал отказ и постепенно впал в нищету. Отличаясь трудолюбием и верой в свои силы, он много писал, несмотря на тяжелые условия жизни. В 1833 году один из журналов присудил По премию в 100 долларов за лучший рассказ на конкурсе «Рукопись, найденная в бутылке». Премия спасла молодого человека от голода и открыла путь в журналистику. С этого времени он превратился в профессионального журналиста – работал в качестве редактора, поэта, новеллиста, литературного критика в периодических изданиях разных городов. Его известность росла, но материальное положение не улучшалось. В 1840 году он издал два тома своих новелл «Гротески и арабески», однако и это не упрочило его материального положения. Рано женившись на своей двоюродной сестре, он остро страдал от того, что опорой семьи фактически был не он. Жена его заболела туберкулезом, и долгие годы находилась между жизнью и смертью. Эдгар сходил с ума от тревоги и от сознания своего бессилия, чтобы забыться, он прибегал к алкоголю, опиуму и тем самым расшатывал свое здоровье, но продолжал писать. В 1845 году появился сборник «Ворон и другие стихотворения», упрочивший славу поэта. Болезни и лишения продолжали преследовать По. Поэт был вынужден принимать милостыню. В последние свои годы он написал лучшие поэтические произведения:«Колокола», «Аннабел Ли», превосходные новеллы и астрономо-философское произведение «Эврика». Смерть его произошла при загадочных обстоятельствах. Прочтя в Ричмонде с шумным успехом лекцию «О поэтическом принципе» и получив за нее большую сумму денег, Э. По приехал в Балтимору, где спустя несколько дней был найден на улице в бессознательном состоянии; предполагают, что он был опоен наркотиками и ограблен. Скончался Э. По в больнице от кровоизлияния в мозг.

Романтическое в его творчестве заключается, прежде всего, в том, что писатель чрезвычайно расширил границы возможного для человеческого существа. Он выводил человека за пределы реального, но оставлял за ним человеческие страсти и желания. У Э. По может быть самый неправдоподобный сюжет, жуткая и таинственная атмосфера, и в то же время происшествия, подкрепленные сотней деталей, найденных в реальной действительности, будут производить впечатление подлинных. Сочетание фактографичности и фантастичности – самая оригинальная черта художественной манеры Э. По. В творчестве По-рассказчика выделяют 2 периода. 1-ый – рассказы 30-ых годов, носящие фантастический, гротескный или пародийный характер. В подтексте его «страшных» рассказов содержится глубокая неудовлетворенность существующей жизнью, ее философской и эстетической бедностью. Э. По не понимал до конца причин социального зла, скорее интуитивно, чем сознательно чувствовал страшные последствия сложившейся в Америке цивилизации. «Падение дома Эшеров» (1839) – один из наиболее совершенных его рассказов на тему одиночества, которым завершается первый период творчества. В нем нашли свое воплощение чувство ужаса перед грядущим и страх за настоящее. Родерик Эшер – тонко чувствующий художник, мастер мрачных музыкальных импровизаций, понимающий ненужность своего искусства и глубоко переживающий одиночество, усугубляемое болезнью нежно любимой сестры Мэдилейн. Он живет в вечном страхе, предчувствуя свою скорую гибель. Родерик хоронит больную сестру, находившуюся в глубоком обмороке. Пришедшей в себя сестре удалось выбраться из гробницы. Она «увлекла за собою на пол и его, бездыханного, - жертву всех ужасов, которые он предчувствовал». Трещина в доме расширялась, порыв свирепого урагана рушил древние стены, глубокие воды зловещего озера поглотили остатки рухнувшего фамильного дома. Содержание рассказа явно выходит за рамки необычайной семейной истории и приобретает широкое философско-эстетическое звучание. Мэдилейн и Родерик, тонко чувствующие натуры, оказались неприспособленными к окружающей их жизни. Брат и сестра – единое целое, и смерть одного ведет к гибели другого.

В 40-ые годы Э. По создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Золотой жук» и др. Он высоко ставил искусство психологического угадывания. Таким качеством наделен Дюпен, сыщик-любитель, герой нескольких новелл. В творчестве Э. По не меньшее значение имеет и его обращение к научно-фантастическому рассказу. В литературе об Э. По уже отмечалось, что он гениально предугадал некоторые математические, астрономические идеи ХХ века. Разносторонний талант Э. По, его поэтичность и интеллектуальная глубина не укладывались в рамки своей эпохи. Соотечественники не понимали писателя. Только гораздо позже глубоко раскрыли значение его творчества.

 

Натаниэль Готорн

(NathanielHawthorne, 1804 - 1864)

Готорн – сын пуританской Новой Англии, творчество этого писателя невозможно понять вне связей с ее пуританскими традициями, верованиями и предрассудками. В произведениях Готорна царит дух серьезности и пуританского благочестия. Его книги никогда не вызывают улыбки, редко вызывают ощущение радости бытия. Проблема вины, проблема греха и его искупления; склонность к аллегориям и символам; суровость тона повествования; пуританское морализирование – таковы характерные черты его творчества. Идеал писателя – простая, честная, трудовая жизнь при отсутствии честолюбивых стремлений и своекорыстия. Рассказы Готорна составляют важную часть его наследия, основные сборники: «Дважды рассказанные истории», «Отшельник из старого дома», «Снегурочка и другие дважды рассказанные рассказы». Тематика рассказов разнообразна. Многие новеллы трактуют тему американского пуританства. Романы Готорна повторяют содержание его новелл в более развернутом виде. Например, тема пуританской Новой Англии со всем комплексом ее проблем – религиозной нетерпимостью, показным благочестием, проблема скрытой вины и ее искупления – с большой полнотой раскрыта в первом и наиболее его известном романе «Алая буква» (1851). В следующем романе «Дом о семи фонтанах» Готорн, удовлетворяя свое затаенное желание дать «картины реального мира», выступает как вдумчивый бытописатель. В основе сюжета – та же тема вины и ее искупления, на этот раз она поставлена в социально-бытовом плане. Последний роман автора «Мраморный фавн» (1860) переносит читателя в Италию, в мир древних развалин, соборов, музеев и замков, в атмосферу сложных психологических коллизий и философских проблем. Здесь описана фантастическая история демонической, зловещей красавицы Мириам и юноши Донателло, которого принимают за ожившую статую фавна работы Праксителя. В Донателло-фавне преобладает животное начало, но вот он встречает Мириам, и любовь пробуждает в нем начало духовное, он становится человеком. Но это приобретение покупается ценой преступления и страдания: Донателло убивает преследователя Мириам, и оба они должны отказаться от радостей жизни и думать лишь о покаянии.

Содержание произведений Готорна и его творческий почерк настолько индивидуальны, что американские критики характеризуют их словом «готорнианский».

 

Герман Мелвилл

(Herman Melville, 1819 - 1891)

Принадлежит к числу крупнейших представителей позднего американского романтизма. В его творчестве отразилось глубокое несоответствие между страстной жаждой совершенства и убожеством американской действительности. Мелвилл родился в Нью-Йорке и получил строгое религиозное воспитание в пуританском духе, следы которого явственно дают о себе знать в его творчестве, проникнутом библейской символикой и образностью. Первые его книги «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) были написаны на основе личных впечатлений, полученных автором во время плавания на китобойных судах. Мелвилл описывает здесь свою жизнь среди туземцев на островах Тихого океана, куда его забросили превратности морской службы. Подобно большинству романтиков, Мелвилл идеализирует естественную жизнь первобытных племен, противопоставляя ее уродствам буржуазной цивилизации. Эти романы привлекли читателей своим экзотическим сюжетом. За писателем прочно установилась известность «человека, который жил среди людоедов». Сложный философский подтекст обеих повестей оказался недоступен широкой публике. Переломным в творчестве Мелвилла стал роман «Марди» (1849) – сложный сплав фантастики, аллегории и сатиры, не исключающий достоверности отдельных деталей. Поискам ответа на вопрос, как уничтожить царящее в мире зло, посвящено главное произведение Мелвила: роман «Моби Дик, или Белый кит» (1851). В романе мировое зло принимает облик загадочного, неуловимого и непобедимого чудовища – Белого Кита, по прозвищу Моби Дик. Ему бросает вызов капитан Ахав – величественный трагический герой. Он дает клятву уничтожить Моби Дика, отомстить за все страдания, причиненные им людям. Став во главе команды, где собрались представители всех рас и национальностей, капитан начинает преследовать кита по всем морям и океанам. Корабль капитана Ахава – это символ всего человечества, которое на протяжении тысячелетий ценой неимоверных усилий ищет пути к высшим истинам добра и правды. Поединок корабля с китом заканчивается трагически: Моби Дик топит корабль; команда гибнет вместе со своим капитаном, спастись удается только одному человеку. Мелвилл приводит своих героев к поражению – но только потому, что стремится быть верным правде жизни: ведь мировое зло не уничтожено, страдания по-прежнему существуют. Он создает трагедию, в которой побеждает героическое начало. После романа о Белом Ките Мелвилл написал еще немало выдающихся произведений. Среди них следует отметить роман «Израиль Поттер» (1855), в котором он обратился к истории Войны за независимость. Мелвилл раньше других осознал, что война Америки за независимость была уже войной за господство. Героем произведения он сделал простого безвестного фермера Израиля Поттера. В этом лишний раз сказался демократизм писателя. Поттер – верный солдат революции, однако Америка отплатила ему за подвиги черной неблагодарностью: его лишают не только заслуженной награды, но даже скромных средств к существованию.

При жизни Мелвилл не получил признания и умер, забытый современниками. Его творчество возродилось и вошло в классику мировой литературы лишь в XX столетии. Это объясняется тем, что Мелвил намного опередил свое время – как мыслитель и как художник.

 Составить словарь:

Ода –

Новаторство -

Притча –

Публицистика -

Сатира –

Фантастика -


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!