Размышления о сакральных истинах 2 страница



«Шрила Харидас припал к лотосоподобным стопам Господа и крепко обхватил их. По его телу пробежала волна восторга, и он начал возносить молитвы, прерывавшиеся дрожью и слезами. Задыхающимся голосом Шрила Харидас сказал: «Господь мой, Твои удивительные игры непостижимы. Я же неудачлив и неграмотен. Мое единственное прибежище - Твои лотосные стопы. Какой смысл в том, чтобы задавать вопросы такому бесполезному человеку, как я?» «Харинама Чинтамани», 2

Когда Харидас, дрожа и плача, обнимает стопы Махапрабху, Господь Чайтанья передает ему Свою любовь и наделяет особой силой. Харидас Тхакур считает себя совершенно недостойным и неспособным объяснять что-либо (давать наставления), но в то же время не препятствует этой передаче, а просит Господа использовать его как инструмент и говорить через него. Кришна мог бы и Сам нее рассказать, но Он хочет прославить Своего преданного. Он поступает таким образом, чтобы подчеркнуть доступность Своей милости, несмотря на кажущийся недостаток квалификации у преданного. Каждая глава «Харинама Чинтамани» начинается и заканчивается таким взаимообменом любовью. Шрила Харидас ощущает любовь и привязанность, находясь в обществе Махапрабху, который, к тому же, просит его ответить на различные вопросы. Он просто просит Господа распоряжаться им по Своему усмотрению. Господь Чайтанья испытывает удовольствие, находясь в обществе Своего слуги, а слуга получает еще большее удовольствие, находясь рядом с Господом. По ходу каждой главы они являют нашему взору удивительное действо, пронизанное множеством откровений, проливающих свет на знание о святом имени.

Далее Харидас Тхакур упоминает о том, что повторение святого имени - это основной метод поклонения в нынешний век:

«Святое имя Господа присутствует всегда и везде, поэтому повторять его - это самый эффективный процесс. Когда средство становится цепью, метод становится неотпичен от результата, и тогда дживы могут легко достичь освобождения по Твоей мипости». «Харинама Чинтамани», 10

Уникальность юга-дхармы в Кали-югу заключается в том, что средство достижения цели и сама цель неотличны. Цель полностью содержится в святом имени. Например, несколько дней назад мне передали подарок в инте ресной упаковке. Подарок лежал в маленькой коробочке, которая находилась в коробке побольше, та - в третьей коробке и т. д. Как будто вам предлагалось отгадать загадку. Открыв несколько коробочек, я подумал, что надо мной, возможно, пошутили и подарили только пустые коробки. Я даже захотел выбросить последнюю коробочку, но тут, наконец, нашел подарок. Аналогичным образом, повторяя святое имя, мы получаем драгоценный камень, но, чтобы увидеть его, нужно сперва убрать все оболочки. Вопросы и ответы Вопрос: Несмотря на то, что Господь Чайтанья - атма-рама, самодостаточен и способен сделать все Сам, Он обращается за помощью к Своим преданным и позволяет им получить награду. Пожалуйста, объясните это подробнее. Ответ: Это может служить для лидеров превосходным напоминанием о важности наделения полномочиями других людей посредством разумного и добросовестного делегирования обязанностей, правильно занимая соответствующей их наклонностям деятельностью. Хорошие лидеры вершат великие дела сами; великие лидеры вдохновляют других на подвиги. На примере Господа Чайтаньи мы видим, как важно лидеру помогать другим и как важно тем, кто подчиняется ему, быть полностью восприимчивыми к его указаниям. Безусловно, чистые слуги Господа Чайтаньи находились на этом высшем уровне, ибо они были свободны от камы (вожделения) и аханкары (ложного эго).

Господь Чайтанья распространил юга-дхарму по всей Бхарата-варше, ипи Индии, а Шриле Прабхупаде Он поручил задачу распространить ее по всему миру. Б «Шри Чайтанья-мангале» Лочаны даса Тхакура Господь Чайтанья предсказывает, что Он распространит юга-дхарму по всей Индии, но в будущем Его особый преданный, сенапати-бхакта, или трансцендентный полководец, будет проповедовать по всему миру и проливать милость на множество душ, которые пытаются избежать благословений Господа.

Господь Чайтанья использует Харидаса Тхакура, чтобы прославить святое имя и объяснить различные аспекты Его энергий. Он также использовал Рупу Госвами и наделил его способностью объяснить различные уровни духовных отношений между дживой и Господом. Сарвабхауме Бхаттачарье Он дал способность раскрыть глубокие истины и объяснить природу освобождения. Аналогичным образом, он даровал Шриле Прабхупаде силу распространить Его милость в Кали-югу по всей планете.

В обычных ситуациях мы видим, как лидеры склонны присваивать все заслуги, контролировать других и накапливать личную власть. Но истинный лидер, и в особенности лидер духовный, определяется, в частности, по тому, каким образом он или она раздает власть. Они наделяют других властью и хотят, чтобы их подопечные получили все заслуги. Кришна, безусловно, способен Сам сделать все, что пожелает, но Он хочет прославить Своих преданных. Именно поэтому Он наделяет их особыми полномочиями. Вопрос: В «Харинама Чинтамани» упоминается, что наставления Харидаса Тхакура не предназначены для атеистов и материалистов. Мне это не совсем понятно, ведь наш долг - дать каждому святое имя и знание о святом имени. Не могли бы Бы объяснить этот момент? Ответ: Те, кто не верит, что повторение святого имени Господа Хари является наилучшей духовной практикой, враждебно относятся к духовности. Звук святого имени не порождает в них интереса и не привлекает их. Например, когда мы выходим на улицу, поем и танцуем, каждый получает возможность услышать мантру Харе Кришна. Но мы раскрываем духовное значение харинамы лишь тем, кто имеет хотя бы небольшую веру и способен понять услышанное.

Когда мы фанатично пытаемся проповедовать о славе святого имени неверующим, в действительности мы совершаем оскорбление, потому что заставляем их еще больше поносить Господа и Его святое имя. Б то же самое время нет ничего плохого в том, чтобы неверующие слышали Харе Кришна, потому что это постепенно очищает их сердца настолько, что в один прекрасный день они смогут принять трансцендентность святого имени.

Девятое оскорбление, которое нужно избегать при повторении святых имен Господа, говорит о том, что нельзя проповедовать не имеющим веры. Не раз мы наблюдали интересное явление, когда люди, первоначально настроенные против преданных, присоединялись к движению. Их враждебное отношение к движению основывалось на недостатке информации или неправильном понимании учения сознания Кришны. А после того как проповедник разъяснял им различные аспекты нашей философии, помогая увидеть сознание Кришны в новом свете, прежние «враги» становились не просто друзьями, а преданными.

Поэтому не нужно сосредоточиваться на том, что вначале человек недружелюбен, понимая, что многим людям необходимо просто помочь во всем разобраться. Б то же время, мы не должны навязываться людям, у которых нет желания понять высшие истины. Чем больше они слышат о науке бхакти, тем более враждебными становятся. Очевидно, что таких людей лучше избегать.

Чем чище мы повторяем святые имена, тем сильнее, по милости Господа Чайтаньи, становится наша способность вселять в людей веру в святое имя и превращать их из материалистичных атеистов в искренних преданных. Если нас не очень волнует распространение святого имени, мы должны работать над собственным повторением, пытаясь сделать его совершенным. Если поставить перед собой цель распространять чистое повторение святого имени, наша проповедь может изменить весь мир.

 

 

Глава Вторая

 

 

Во второй гпаве Шрила Харидас объясняет, что «любой предмет можно понять, если изучить четыре его характеристики: имя, форму, качества и применение» («Харинама Чинтамани», 12). Все предметы имеют эти основные характеристики, и подобный анализ помогает понять их. Пама (имя) раскрывает то, как звучит или произносится данный предмет. Рупу (форму) изучают, чтобы понять, как он выглядит. Гуны (качества) объясняют его характер, а лила (деятельность) еще более ясно показывает, что он делает.

Шрила Харидас объясняет, что имперсональная система взглядов не может быть цельной или всеобъемлющей, потому что в ней не учитываются рупа и гуны. Хотя в имперсоиальной философии нама может присутствовать в той или иной форме, она полностью исключает лилы, или деятельность. Лилы подразумевают присутствие рупы и гуны, то есть общение с людьми и тип общения. Хотя эти четыре характеристики имеют место и в материальном мире, в их основе лежит нечто другое: иллюзия, ложное эго и безумие. Но нама, рупа, гуны и лилы реальны, и каждая душа является вечной личностью, наделенной определенным именем. Наше вечное положение

Фамилии, имена и прозвища, которые нам обычно дают, являются временными. Хотя в прошлом у нас были тысячи и миллионы имен, у нас также есть вечные имя и образ. Знание о нашем вечном положении должно приносить утешение, поскольку несовершенное тело, будь оно слишком толстым или худым, слишком высоким или низким, не есть мы. Мы просто вынуждены носить эти костюмы до тех пор, пока не осознаем, что у каждого из нас есть собственная прекрасная рупа. Видели ли вы картину с изображением духовного мира, на которой был бы изображен урод? Нет. Душа по своей природе во всех отношения полна красоты.

Хотя сейчас мы вынуждены находиться во временном теле, мы не должны чрезмерно заботиться о нем, а уделять больше внимания душе. Мы хотим, чтобы наша истинная личность проявилась как можно скорее. Вечна не только духовная форма, но и качества. Такое понимание может помочь нам при общении с преданными справиться с собственными слабостями и не обращать внимания на слабости других. В действительности, у каждого есть вечная форма и вечные качества, а деятельность, которой человек занят в настоящий момент, преходяща. Понимая это, нам легче разобраться в себе и в других людях. Мы вечны, и наш возраст не меняется, поэтому нам не придется увядать, стареть или испытывать другие трудности. В своем изначальном состоянии мы не болеем, у нас не бывает периодов депрессии или одиночества. Ни одна из этих проблем не имеет никакого отношения к нашей вечной сущности.

Шрила Харидас раскрывает могущество святого имени, способного явить нам свои чистые и сияющие качества. Оно способно показать нам обитателей духовного мира, наши вечные отношения с ними, а также проходящие там лилы. Оно может показать наше любимое служение Радхе и Кришне и то, как Они отвечают нам.

Во второй главе Господь Гаурачандра говорит Шриле Харидасу:

«Родившись в семье, принадлежащей к низкому сословию, ты доказал всему миру, что невозможно достичь Господа Кришну просто с помощью богатства, положения в обществе, происхождения или утонченных манер. Любой, кто развил незыблемую веру в чистое преданное служение Всевышнему, в действительности превосходит полубогов. Ты в совершенстве познал науку о святом имени Господа. Твое духовное поведение - пример для всех живых существ. Ты искусный проповедник. Итак, Харидас! Расскажи Мне о беспредельной славе святого имени. Позволь Мне испить нектар твоих слов». «Харинама Чинтамани», 11

Господь Чайтанья объясняет, что самым возвышенным преданным Господа является тот, при одном виде которого люди естественным образом вдохновляются и вспоминают святые имена Господа. Полностью омывшись в волнах святого имени и привязавшись к нему, мы испытываем неудержимое желание поделиться им с другими. Иногда преданные, развившие вкус к святому имени, становятся способны вдохновить других людей внимательно повторять или слушать, просто общаясь с ними. Некоторые преданные настолько привязаны к святому имени, что их повторение завораживает и привлекает. При виде этого у нас даже может зародиться желание развить аналогичную привязанность и окунуться в пьянящий океан святого имени. Это естественным образом происходит с очень возвышенными вайшнавами. Их бхаджаны и лекции настолько удивительны, что слушатели вдохновляются и желают слушать еще и еще. Когда такие души во время джапы напрямую обращаются к Господу, это оказывает влияние на все, что их окружает. Шестьдесят четыре качества Господа

В своей беседе с Господом Чайтаньей Харидас Тхакур говорит не только о могуществе святого имени, но также подчеркивает верховное положение Господа Кришны. Он описывает шестьдесят четыре трансцендентных качества Господа, чтобы нам стало ясно, почему Кришна является высшей истиной. Кришна - верховный повелитель, обладающий множеством разнообразных энергий и образов. Живые существа также имеют многие качества Господа, но не более пятидесяти из них, причем лишь частично. Такие полубоги, как Господь Брахма и Господь Шива, имеют пятьдесят пять из этих качеств, но даже они не обладают ими полностью. Некоторые воплощения Господа, например, Господь Рама и Господь Нараяна имеют не более шестидесяти качеств, и только Кришна обладает всеми шестидесятью четырьмя качествами. Четыре особых качества

Из сказанного выше следует, что существует четыре особых качества, которые присущи исключительно Кришне. Прежде всего, Кришна «являет многообразие удивительных лил, особенно детские лилы во Вриндаване» («Харинама Чинтамани», 14). Мы видим, что никакие иные воплощения, будь они полными или частичными, не являют подобных лил. Во-вторых, «игрой на флейте Он привлекает живых существ во всех вселенных» («Харинама Чинтамани», 14). Мы не увидим Господа Нараяну или другие воплощения с флейтой. Только Кришна играет на флейте, привлекая живых существ и пробуждая в их сердцах любовь. В-третьих, «Его окружают необычайно любящие преданные» («Харинама Чинтамани», 14). Окружение других воплощений отличается силой своей любви к Господу. Наконец, «Он необыкновенно красив, настолько, что никто не способен сравниться с Ним» («Харинама Чинтамани», 14). Хотя Кришна и приходит в образе Матсьи, Курмы, Нрисимхадевы, Ваманадевы и Нараяны, красота их не сравнится с Его изогнутым в трех местах телом с флейтой в руках, с Господом, который с любовью и нежностью заботится о пастушках и Своей божественной супруге, Шримати Радхарани.

Мы снова видим, что мы подобны Богу, качественно тождественны Ему, но отличаемся количественно. Присущие человеку качества Господа составляют его наму, руну, гуны и лилы, но присутствуют они в совершенно ином количестве. Мы настолько близко связаны с Господом, что Его качества присутствуют в нас. Но хотя они и представляют собой часть нашей души, из-за влияния бахиранга-шакти, низшей энергии, они проявлены очень слабо.

Шрила Харидас Тхакур продолжает:

«Обусповпенная джива, соприкасаясь с иппюзорной материапьной природой, развивает сознание, диаметрапьно противоположное сознанию Кришны. Из-за отождествления с материальным телом у дживы появляются имя, облик, качества и занятия, не имеющие никакого отношения к вечной душе». («Харинама Чинтамани», 14)

«Из этих четырех характеристик (имя, облик, качества и занятия) изначальным является святое имя Господа, ибо именно оно позволяет познать три остальных». («Харинама Чинтамани», 15)

Слова Шрилы Харидаса очень важны. Из четырех упомянутых характеристик повторение святого имени является основной религиозной практикой вайшнава, потому что благодаря святому имени можно познать облик, качества и деяния Господа. Иными словами, в основе рупы, гун и пил Господа лежит нама. Поэтому, когда мы правильно развиваем связь со святым именем, оно сопровождает нас и помогает установить связь с нашими обликом, качествами и вечными лилами. «В материальном мире нет ничего более возвышенного, чем святое имя» («Харинама Чинтамани», 15). а-брахма-бхуванал поках пунар авартино 'рджуна мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате «Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, - это юдоль страда ний, где каждый вынужден снова и снова ро?кдаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обитепи, о сын Нунти, уже никогда не родится здесь». Бхагавад-гита», 8.16 Утешение - в святом имени

В материальном мире джива и святое имя, благодаря своей связи с миром духовным, являются самыми интересными элементами: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тайа самсара-бишанале диба-ниша хийа джвале джурайте на коину упайа

«Сокровище любви к Богу пришпо из духовного мира Голоки Вриндаваны и приняло форму движения санкиртаны, повторения святых имен Господа Хари. Почему же оно не привлекает меня? И днем, и ночью я страдаю от жгучего яда материальной жизни и все же отказываюсь принять противоядие». «Ишта-деве Вигьяпти», 2

Джива, забыв о своей духовной природе, временно находится в состоянии опьянения или амнезии. Б материальном мире все вторично и является частью тюрьмы: истинное утешение здесь - только святое имя и джива. Мы просто должны убрать все, что скрывает их. Материальный мир подобен аду, но в нем существует истинное сокровище. Шрила Харидас описал могущество святого имени, способного явить нам облик, качества и лилы Господа. Несмотря на то, что мы находимся в тюрьме, у нас есть ключ или средство к побегу. Именно святое имя является этим ключом. Изначальные и второстепенные имена

Шрила Харидас продолжает:

«Святые имена депятся на две категории: изначапьные и второстепенные… Изначапьные имена Кришны описывают Его трансцендентные лилы и содержат все духовные качества Господа. Среди них такие имена, как Говинда, Гопапа, Рама, Шри Нанданандана, Радханатха…» «Харинама Чинтамани», 15

Эти имена тесно связаны с вечными лилами Господа и Его наивысшими отношениями с преданными.

«Веды называют Господа именами, характеризующими Его связь с материальной природой. Они называются второстепенными. Среди них такие имена, как Творец, Сверхдуша, Брахман, хранитепь и разрушитель миров, Ягьешвара, Хара и другие». «Харинама Чинтамани», 16

Второстепенные имена, например, Вишну, Ишвара или Аллах, описывают Господа с точки зрения Его проявления в рамках материального творения, в отличие от вечных лип с Его вечными спутниками. Шрила Харидас также говорит о различии в могуществе изначальных и второстепенных имен. Повторение имени Господа Нараяны не равносильно повторению имени Кришны. Поэтому Харидас Тхакур советует повторять изначальные имена Господа, подчеркивающие Его верховное положение.

«Самый важный ппод повторения имен Господа - пюбовь к Богу - достигают только святые души, повторяющие изначальные имена Кришны». «Харинама Чинтамани», 16

Шрила Харидас завершает этот раздел описанием двух видов вьявадханы, или прерывания в повторении святого имени.

«Первый вид - это варна-вьявадхана, ипи раздепение на споги. Например, в бенгальском спове хатхикари из первого спога «ха» и поспеднего «ри» образуется «Хари», одно из имен Кришны. Но поскольку «тхика» оказывается между этими двумя слогами, повторение хатхикари не принесет того же блага, что и повторение святого имени, то есть кришна-премы». «Харинама Чинтамани», 16-17

«Второй тип вьявадханы называется таттва-вьявадхана, или искажение философии. Это оскорбление ужасно. Господь Кришна и Его имя не отличны. Но человек, разум которого осквернен философией майявады, считает, что они представляют собой разные категории. «Харинама Чинтамани», 1 7

Даже повторяя святое имя, такие люди не развивают с ним правильной связи и не принимают в нем прибежище. Им невдомек, что Кришна приходит в материальный мир в образе святого имени и возвращает человеку его изначальное имя, облик, качества и занятия, которые присущи живому существу в духовной обители Шримати Радхарани и Кришны.

 

Вопросы и ответы Вопрос: Иногда мы видим, что некоторые преданные теряют вкус к святому имени или совсем перестают повторять мантру. Из-за чего это происходит - из-за недостатка практики или оскорблений? Ответ: Эти причины очень похожи. Повторять мантру становится сложно и даже скучно из-за оскорблений, которые, в свою очередь, возникают вследствие неправильной практики. Из-за неправильных мыслей, желаний и поступков мы совершаем умственные, словесные и физические оскорбления, мешающие нашим отношениям со святым именем. Мы можем не получить ответа, если обратимся к кому-то очень вульгарно, так и взывая к Господу в неправильном сознании, вряд ли мы сможем установить связь со святым именем. И наоборот, повторяя мантру внимательно, мы замечаем плоды этого в своих мыслях и привычках. Мы меньше гневаемся, печалимся, беспокоимся или тревожимся из-за событий, происходящих вокруг нас.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!