Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 10 страница



яд вишнупасана нитьям вишнур ясьешваро муне пуджйо яасаико вишнух сьяд ишто локе са ваишнавах

«О мудрец! Кто непрестанно поклоняется Господу Вишну и кто принял своим вечным Господом, единственным объектом поклонения и целью жизни Вишну, тот в этом мире известен под именем вайшнава».

В общем случае разделение хари-джан основано на существовании двух основных склонностей. Мы обратимся к анализу двух категорий — панчаратрика и бхагава-та, — приводимому Шрипадой Дживой Госвами Прабху в «Шри Бхакти-сандарбхе». В «Шримад-Бхагаватам» (12.352) сказано:

Крите яд дхьяято вишнум третаям яджато макхаих двапаре паричарьяям калау тад дхари-киртанат

«То, что в Сатья-югу достигалось медитацией на Вишну, в Трета-югу — совершением жертвоприношений, а в Двапа-ра-югу — служением стопам Господа, в Кали-югу можно обрести просто повторением Харе Кришна маха-мантры».

Мы процитируем свидетельство из «Шри Нараяна-сам-хиты», приводимое Шримад Ачарьей Анандатиртха Пур-напрагья Мадхвой Муни в его комментарии к «Мундака-упанишаде» в качестве наставления в бхагавата-марге падшим душам Кали-юги:

двапарияир джанаир вишнух панчаратраис ту кевалаих калау ту нама-матрена пуджьяте бхагаван харих

«Люди Двапара-юги поклонялись Хари по правилам пан-чаратрики, но в эту эпоху, эпоху Кали, вместо этого можно поклоняться Господу Хари, просто повторяя Его святые имена».

Хотя Шримад Анандатиртха в своем комментарии к «Брахма-сутрам» ничего не сказал о методе панчаратрика, тем не менее он не обошел вниманием славу Панча-ратр в другом своем комментарии, «Анувьякхьяне», написанном именно для того, чтобы утвердить эту славу. И только очень неразумные люди могут считать, что Шри Мадхва Муни отрицательно относился к системе панчаратрика.

Панчаратрики предпочитают путь арчаны, а бхагава-ты предпочитают путь киртаны. В своей «Бхакти-сан-дарбхе» и «Крама-сандарбхе», комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23), Шри Лжива Прабху писал:

арчана-марге шраддха чет, ашрита-мантра-гурус там вишешатах приччхет. ядьяпи шри бхагавата-мате панчаратради-ват арчана-маргасьявашьякатвам части, тад винапи шаранапаттй-адинам экатаренапи пуру-шартха-сиддхер абхихитатват, татхапи шри-нарадади-варманусарадбхих. критаям дикшаям арчанам авашьям криетаива. napa-двара тат-сампаданам вьявахара-ништхатвасьяластвасья ва пратипадакам. тато 'шраддха-маятвад дхинам эва тат. мантра-дикшадй-апекша ядй апи сварупато части татхапи праях свабха-вато дехади-самбандхена кадарья-шиланам викшипта-читтанам джананам тат-тат-санкочи-караная шримад-риши-прабхритибхир атрарчана-марге квачит квачит качит качин марьяда стхапитасти. татра тат-тад-апекша части; рамарчана-чандрикаям винаива дик-шам випрендра пурашчарьям винаива хи

винаива ньяса-видхина джапа-матрена сиддхида

«Если у вайшнавского садхаки возникает вера в путь арчаны, предназначенный для последователей системы панча-ратра, он должен подробно расспросить об этом пути того панчаратрика-гуру, который дал ему мантру. Сказано, что даже без арчаны, следуя любому из девяти методов преданного служения, главным из которых является вручение себя Господу, человек достигает совершенства. Поэтому, хотя, согласно «Шримад-Бхагаватам», нет никакой необходимости в арчана-марге, являющейся единственным методом последователей системы панчаратрика, если садхака все же получил посвящение у вайшнавского гуру, следующего по стопам личностей, подобных Шри Нараде, который сам был панчаратрикой, он должен совершать арча-ну Господу Вишну, используя мантры, полученные им от своего духовного учителя. Попытки нанять постороннего человека для того, чтобы тот совершал арчану вместо самого садхаки, означают лишь слабую убежденность или нежелание исполнять свои обязанности. Поэтому нанимать посторонних для исполнения арчаны вместо того, чтобы самому ее совершать, есть признак безверия, что совершенно неприемлемо. Хотя на самом деле бхагавата вайш-навы не нуждаются в панчаратрика-мантра-дикше, муд-рецы-панчаратрики, такие как Шри Нарада, в некоторых случаях могут уделять арчане повышенное внимание для того, чтобы помочь регулировать распущенный характер и беспокойный ум людей. Отдельно же поддерживать арчану нет никакой необходимости, как о том сказано в «Ра-марчана-чандрике»: «О лучший из брахманов, даже без дик-ши, пурашчаръи и нъяса-видхи, просто повторяя мантры Всевышнему Господу, человек достигает совершенства». В «Бхакти-сандарбхе» Шри Джива Прабху говорит:

татах према-таратамъена бхакта-махаттва-таратамъям мукхъям. яир лингаих са бхагаватах прия уттама-мадхъяматади-вивикто бхавати танилингани. татраива арчана-марге три-видхатвам лабхъяте. падмоттара-кхандоктам махатвам ту арчана-марга-паранам мадхъя эва гъеям

«Далее, мы рассматриваем вайшнава как уттаму, мадхъя-му или каништху прежде всего по степени развития еголюбви к Богу. Единственным критерием для сравнения положения каништха, мадхъяма и уттама являются признаки, которые говорят о том, кто дорог Господу, кто Ему еще дороже, а кто самый для Него дорогой. В панчаратри-ка-арчана-марге существует три вида преданных. Слава вайшнавов, описываемая в Уттара-кханде «Падма-пураны», относится лишь к последователям панчаратрика-арчана-марги.

татра махаттвам —

тапади панча-самскари наведжья-карма-караках артха-панчака-вид випро маха-бхагаватах смритах

«Признаки уттамы, плпмаха-бхагаваты, согласно арча-на-марге, таковы: "Брахман, прошедший через пять типов самскар, то есть процессов очищения, таких как mana, исполнивший ритуалы поклонения и понявший «Артха-пан-чаку», называется маха-бхагаватой"».

мадхъяматвам — тапах пундрам татха нома мантро ягаш ча панчамах ами хи панча-самскарах парамаиканти-хетарвах

«Признаки мадхъямы, согласно панчаратрика-арчана-марге, таковы: "Пять типов самскар — это mana, пундра, нама, мантра и джапа. Согласно учению панчаратрики, исполняющий эти пять видов деятельности называется мадхъяма-бхагаватой"».

татра каништхатвам — шанкха-чакрадй-урдхва-пундра- дхаранадй-атма-лакшанам тан-намаскаранам чаива ваишнаватвам ихочьяте

«Признаки каништхи, согласно арчана-марге, таковы: "Отмечающий свое тело четырьмя знаками Вишну — раковиной, чакрой, булавой и лотосом, а также предлагающий поклоны другим вайшнавам, чьи тела отмечены этими знаками, называется каништхой"».

Кроме свидетельства системы панчаратрики мы опишем также состояние сознанпямаха-бхагаваты, согласно бхава-марге, как о том говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.45):

сарва-бхутешу ях пашьед бхагавад-бхавам атманах бхутани бхагаватй атманй эша бхагаватоттамах

«Шри Хавир сказал: "Самый возвышенный преданный, или маха-бхагавата, во всем видит душу всех душ, Верховную Божественную Личность, Шри Кришну. Соответственно, он все рассматривает в связи со Всевышним Господом и понимает, что все существующее вечно пребывает в Господе"». Имперсоналисты, полагающие, будто бы живое существо и Всевышний Господь — одно и то же, отвергают принцип, изложенный в этом стихе «Шримад-Бхагаватам». Восприятие обусловленных живых существ равными Всевышнему Господу полностью противоречит принципам преданного служения и истинной природе маха-бхагават. Их настроению соответствует настроение девушек Враджи, описанное в «Шримад-Бхагаватам» (10.359 — вана-латас тарава атманщ 10.21.15 — надъястада тад упадхаръя; 10.90.15 — курави вилапаси).

Особенности мышления мадхъяма-бхагаваты описаны в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.46) следующим образом:

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча према-маитри-крипопекша ях кароти самадхьямах

«Преданный промежуточного, или второго, уровня, называемый мадхъяма-адхикари, отдает свою любовь Верховной Божественной Личности, является искренним другом всех преданных Господа, выказывает милость простодушным невежественным людям и избегает тех, кто завидует Верховной Божественной Личности».

Далее «Шримад-Бхагаватам» (11.2.47) объясняет признаки каништхи в рамках внешних проявлений исполнения им бхагавата-дхармы, а также его образа мысли:

арчаям эва харае пуджамьях шраддхаехате на тад-бхактешу чаньешу са бхактах пракритах смритах

«Преданный, с верой поклоняющийся Божеству в храме, но не ведущий себя правильно по отношению к другим преданным и остальным людям, называется пракрита-бхактой — материалистичным преданным, и считается стоящим на низшем уровне». Именно к таким людям относится стих ясъятма-буддхих («Шримад-Бхагаватам», 10.84.13).

Прабхупада Шрила Джива Госвами и все остальные ачаръи-вишнупады, полностью и во всем полагающиеся на стопы-лотосы Шри Шри Гауры, следуют путем бхавы согласно философии «Шримад-Бхагаватам». Среди последователей Шри Гауры более важным считается путь бхавы, а не панчаратрика-арчаны, к которому лишь до некоторой степени прибегают в поклонении Божествам предан-ные-каништхи. Шри Лакшми Пури и Шри Шримад Виш-нупада Мадхавендра Пури, пришедшие учителями в линии ученической преемственности Шримад Ачарьи Анандатиртха Пурнапрагья Мадхвапады, были приверженцами чистой системы бхагаваты на пути бхава-марги.

От Шри Мадхавендры Пури бхагавата-дхарма на пути бхавы перешла к последователям Шри Чайтаньи и полностью проявилась в них. Хотя бхагавата-марга, идущая от Шри Мадхвачарьи, принималась ачаръями его ученической преемственности (например, Шри Вьясой Раей, Шри Рагхавендрой Яти, Шри Виджаядхваджей, а также ачаръями, принадлежащими к матхам Удупи, — такими как Кришнапура, Путтуги, Соде, Педжавара, Агханаду, Канну-ра, Паланаду а также управителями храмов Кудамбары, Чикки и Манакатти), они все же были последователями принципов варнашрамы панчаратрика-арчана-марги.

В отношении девятичастного процесса поклонения Божеству согласно системе панчаратрика Шри Дживапа-да процитировал следующий стих:

арчанам мантра-патханам його яго хи ванданам нама-санкиртанам сева тач-чинхаир анканам татха тадиярадханам чеджья навадха бхидьяте шубхе

«О добродетельнейшая, девять аспектов поклонения Божеству — это предложение пуджи, пение мантр, размышление, огненные жертвоприношения, молитва, пение святых имен, служение, украшение тела благоприятными знаками и поклонение вайшнавам».

Объясняя «пять объектов» поклонения (артха-панча-ка), Шри Джива Госвами Прабхупада сказал: упасъях шри бхагаван, тат паромам падам, тад-дравъям, тан-мант-ро, дживатма чети панча-таттва-гъятритвам артха-панча-кавитвам — «Обладать знанием артха-панчаки означает знать почитаемого Всевышнего Господа, Его высшую обитель — Вайкунтху Его богатство или тадию — чистых преданных, Его мантры и знать живые существа».

Куреша, ученик Шри Рамануджи, имел сына по имени Парашара Бхатта. Учеником Парашары был Веданти, а его учеником — Намбур Варадараджа. Учеником Намбура Ва-радараджи был Пиллай Локачарья, написавший трактат под названием «Артха-панчака». Пять предметов, описанных в этом труде, отличаются от пяти предметов, указанных Шри Дживападой. Локачарья объяснял, что есть пять джива-сваруп (основных характеристик живого существа) — нитъя (вечное), мукта (освобожденное), баддха (обусловленное), кевала (вошедшее в Брахман) и мумук-шу (желающее освобождения); пять ишвара-сваруп (основных характеристик Всевышнего Господа) — пара (Кришна, изначальная форма), въюха (четырехчастное проявление), вибхава (формы, проявляемые в играх), ан-таръями (Сверхдуша) и арчанаватара (воплощение Божества); пять пурушартха-сваруп (целей жизни человеческого существа) — дхарма (религиозность), артха (благосостояние), кома (чувственное удовлетворение), атманубхава (познание себя) и бхагавад-анубхава (познание Бога); пять упая-сваруп (средств достижения цели) — карма (корыстная деятельность), гъяна (развитие знания), бхакти (преданное служение), прапатти (принятие убежища) и ачаръяабхимана (принятие на себя роли духовного учителя); пять виродхи-сваруп (препятствий) — сварупа-виродхи (препятствия в самоосознании), парататтва-виродхи (препятствия в осознании Бога), пурушартха-виродхи (препятствия в достижении цели жизни),упая-виродхи (препятствия в средствах достижения цели) и прапъя-виродхи (препятствия в достижении желаемых результатов). Так он описал двадцать пять различных предметов.

Принципы вайшнавской панчаратрики средневековой Южной Индии были до некоторой степени восприняты Гаудия-вайшнавами. Потомки ачаръев из гаудия-вайшнава-сампрадаи оказались в той или иной степени приверженными пути арчаны, подобно последователям Панчаратр, они проповедуют подчинение Шриману Махапрабху — иногда в чистой форме, но чаще всего в искаженной. Подобно ачаръям-домохозяевам израма-нуджа-сампрадаи, которых называют «Свами», ачаръи-домохозяева из гаудия-сампрадайи стали называться «Госвами». Проповедуя чистый путь бхавы, описанный в «Шримад-Бхагаватам», Шриман Махапрабху проводил различие между ним и мирскими формальностями, но с течением времени Его учение все более искажалось, превращаясь в придаток системы панчаратрики. Понятно, не это было целью чистой проповеди Шримана Махапрабху.

Хотя последователи Рамануджи и Мадхвы держались на расстоянии от шанкара-сампрадайи, чьи последователи известны как панчопасаки, или поклоняющиеся пяти богам, гаудия-сампрадая Северной Индии не смогла остаться в стороне от влияния панчопасак и стала прибегать к услугам подобных людей, отрицательно настроенных по отношению к вайшнавам. По сути, арчана на пути бхавы не вполне согласуется с арчаной системы панчара-трика. Каништха-адхикари бхава-марги, описанной в «Шримад-Бхагаватам», практически равны маха-бхага-ватам панчаратрика-арчана-марги, хотя есть некоторые отличия. Когда каништхи развиваются, они становятся мадхъяма-адхикари. Мадхъяма-адхикари, развиваясь, достигают уровня маха-бхагават, или парамахамс.

Шри Лжива Госвамипада приводил следующие восемь стихов из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.48-55), объясняющих положение маха-бхагават:

грихитвапиндрияир артхан йо на двешти на хришьяти вишнормайам идам пашйан са ваи бхагаватоттамах

«В отличие от материалиста каништхи, занимающего свои чувства наслаждением объектами этого мира, человек, видящий окружающее его разнообразие как творение энергии иллюзии Господа Вишну, не чувствует ни удовольствия, ни отвращения, когда его чувства заняты соответствующими объектами. Такой человек — в самом деле величайший преданный». Это определение касается как умственного, так и физического состояния.

дехендрия-прана-мано-дхиям йо джанмапъяя-кшуд-бхая-тарша-криччхраих самсара-дхармаир авимухьяманах смритья харер бхагавата-прадханах

«Тот, кто благодаря памятованию о стопах-лотосах Господа Хари более не привязан к пяти вещам: телу, чувствам, жизненному воздуху, уму и разуму, — кто таким образом не скован более страданиями рождения, смерти, голода, страха и жажды, считается маха-бхагаватой, величайшим среди преданных Господа».

на кама-карма-биджанам ясья четаси самбхавах васудеваика-нилаях са ваи бхагаватоттамах

«Семя похотливых желаний не может принести плод в сердце того, кто утвердился в служении Всевышнему Господу и обрел полное умиротворение, укрывшись у стоплотосов Господа. Такой человек считается прадхана вайш-навом, или лучшим среди преданных Господа».

на ясья джанма-кармабхьям на варнашрама-джатибхих саджджате 'смин ахам-бхаво дехе ваи са харех приях

«Человек, не гордящийся своим материальным телом из кожи и плоти, несмотря на высокое аристократическое рождение в семье брахмана, а также своими благочестивыми поступками — раздачей и принятием милостыни и престижным положением в обществе варнашрамы — считается самым дорогим слугой Верховной Божественной Личности».

на ясья свах пара ити виттешв атмани ва бхида сарва-бхута-самах шантах са ваи бхагаватоттамах

«Кто не делит тело и богатство на «свое» и «чужое», кто равно относится ко всем живым существам, кто умиротворен — тот считается маха-бхагаватой».

три-бхувана-вибхава-хетаве 'пи акунтха-

смритир аджитатма-сурадибхир вимригьят

на чалати бхагават-падаравиндал лава-нимишардхам апи ях са ваишнавагрьях

«Тот, чей ум не отвлекается от стоп-лотосов Кришны ни на мгновение, даже если он получает возможность править вселенной и наслаждаться ее богатствами, к чему стремятся полубоги, чьи сердца посвящены Господу Аджите, должен считаться вайшнава-прадханой, лучшим среди вайшнавов».

бхагавата уру-викрамангхри-шакха-накха-мани-чандрикая нираста-тапе хриди катхам упасидатам пунах са прабхавати чандра иводите рка-тапах

«Прохладные лучи луны не причиняют боли человеку, пострадавшему от палящего солнца. Так как же может огонь материальных страданий вновь обжечь сердце человека, уже охлажденное лучами, исходящими от подобных драгоценным камням ногтей непобедимых стоп-лотосов Всевышнего? Такой человек — маха-бхагавата».

висриджати хридаям на ясья сакшад дхарир авашабхихито 'пи агхаугха-нашах праная-расаная дхритангхри-падмах са бхавати бхагавата-прадхана уктах

«Если человек даже ненамеренно произнесет имена Господа Хари, все его греховные реакции будут уничтожены. Всевышний Господь Хари никогда не покидает сердца того, кто связал лотосы Его стоп своей любовью. Этот человек — маха-бхагавата, самый возвышенный преданный Господа».

Классификация вайшнавов, приводимая в «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 84), не похожа на классификацию, принятую в системе панчарат-рика.

«Брахма-вайварта-пурана» так описывает признаки возвышенных преданных:

трина-шаяя-рато бхакто ман-нама-гуна-киртишу мано нивешает тьяктва самсара-сукха-каранам

дхьяяте мат-падабджам ча пуджаед бхакти-бхаватах сарва-сиддхам на ванчанти те 'нимадикам ипситам

брахматвам амаратвам ва суратвам сукха-каранам дасьям вина на хиччханти салокъяди-чатуштаям

наива нирвана-муктим ча судха-панам абхипситам ванчати нишчалам бхактим мадиям атулам апи

стри-пум-вибхедо настй эвам сарва-дживешв абхинната кшут-пипасадикам нидрам лобха-мохадикамрипум

тьяктва дива-нишам мам ча дхьяяте ча диг-амбарах

«Мои преданные отказываются от источников материального удовольствия, спят на соломенных подстилках, занимают свой ум прославлением Моих имен и качеств и в сердце своем с преданностью поклоняются Моим стопам-лотосам. Они не жаждут мистических совершенств, подобных аниме. Они не желают счастья небожителей или даже Господа Брахмы. Они откажутся и от возможности жить со Мною на одной планете, если там у них не будет возможности служить Мне. Не хотят они ни освобождения нирваны, ни нектара. Мои преданные молятся только о несравненном и непрестанном преданном служении Моим стопам. Они не делают различий между мужчинами и женщинами, они равно относятся ко всем живым существам. Освобождаясь от врагов, во главе которых стоят голод, жажда, сон, жадность и заблуждение, они не носят одежд и размышляют обо Мне день и ночь. Таковы признаки уттама-вайшнавов». Признаки среднего вайшнава:

насактах кармасу грихи пурва-практанатах шучих кароти сататам чаива пурва-карма-никринтанам

на кароти апарам ятнат санкалпа-рахиташ ча сох сарвам кришнасья ят кинчин нахам карта ча карманах

кармана манаса вача сататам чинтаед итй

«Мадхъяма-адхикари уже очищен своими благочестивыми деяниями в предыдущей жизни и, хотя живет дома, остается отрешенным. Вся его деятельность лишь помогает свести на нет последствия его былых деяний. Он лишен материальных желаний и тщательно избегает накопления новых кармических реакций. В мыслях его, словах и делах проявляется убежденность в том, что "все принадлежит Кришне, и деятель — не я"».

Признаки новообращенного вайшнава:

ньюна-бхакташ ча тан-ньюнах са ча пракритиках шрутау ямам ва яма-дутом ва свапне са ча на пашьяти

пурушанам сахасрам ча пурва-бхактах самуддхарет пумсам шатам мадхьямам ча тач чатуртхам ча пракритах

«Каништха-адхикари ниже, чем мадхъяма-адхикари. Даже слушая рассказы о Господе Хари, он не свободен от материалистических предрассудков, но к нему, однако, уже не являются во снах ни Ямараджа, ни его слуги. Уттама-адхикари способен освободить тысячу поколений своих предков, мадхъяма-адхикари способен освободить сотню поколений, а каништха-адхикари — только четыре».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!