Как вы понимаете трактовку духовности в народной духовной культуре.
Какова роль скоморохов в развитии русской культуры.
Какую вы видите связь между жанрами православной музыки и православной живописи.
Что знаете о специфике колокольного звона.
Что вам известно о творчестве мастеропевцев, школе Ивана Шайдура.
Занятие 4. Жанры церковного певческого искусства (4 ч. /0,5ч.) Круглый стол. Вопросы к круглому столу:
1.Понятие о каноне как жанре.
2.Разновидности стихир (богородичны, восточны, на “Господи воззвах”, на малой вечерне, на великой вечерне).
3. Ирмос, кондак, катавасия, ексапостиларий, степенны антифоны.
4. Библейские песни. Аллилуарии. Псалмы.
Проблемные вопросы к круглому столу:
1. Канон – история и типология.
2. Стихиры – специфика видов.
3. Библейские песни – история жанра.
Занятие 5. Музыкальная организация знаменного роспева. Типология певческих книг (4ч./0,5 ч.) Дискуссия.
Развернутый план:
1. Анализ формы знаменных песнопений в согласии со структурой литургической проповеди: строки, строчные группы, разделы. Попевки, фиты, лица.
2. Историческая типология церковных певческих книг.
3. Стихирарь месячный, Триодь, Ирмологий, Демественник, Октоих, Обиход, Праздники – основные типологические характеристики.
Проблемные вопросы к дискуссии:
1. Типы структуры проповеди и их влияние на певческую традицию.
2. Элементы структуры песнопения.
3. Певческая формула знаменного роспева – ее закономерности.
|
|
4. Строка песнопения – компоненты.
5. Эволюция певческих книг и их типология.
Занятие 6. Жанры русского многоголосия XVII века (4 ч./0,5 ч.).
Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке. Воссоединение с Украиной и Белоруссией. Развитие исторической, сатирической и лирической песни. Реформы патриарха Никона и их влияние на судьбы искусства. Судьбы церковно-певческого искусства: развитие муз. Теории – пометы И. Шайдура и признаки А. Мезенца. Раннее многоголосие, партесный стиль. Развитие поэзии и канта. Музыка при дворе. Первый русский музыкальный театр Алексея Михайловича. Школьные драмы, вертеп на Украине.
Эволюция жанра канта. Истоки, разновидности, значение. Польско-украинское происхождение. Особенности кантового стиля. Историческая типология жанров по Стрекаловской-Алексеевой. Связи с европейскими жанрами. Особое значение духовного канта как исторически первой разновидности жанра канта. Ранние формы русского профессионального многоголосия: раннее русское многоголосие – как форма связи знаменного роспева и искусства Нового времени: тот же круг жанров и текстов, те же условия исполнения. Концерты-гармонизации знаменного роспева, концерты-ансамбли. Зарождение и основные этапы развития партесного пени: Н. Дилецкий как теоретик партесного стиля и автор партесных композиций. Василий Титов и его творчество. “Идеа грамматики мусикийской” и “Воскресенский канон” Дилецкого - соотношение теории и практики. Творческий путь В. Титова. Анализ его концертов “Рцы нам ныне”, “Всемирную славу”, “Днесь Христос”, “Безневестная дево”.
|
|
Занятие 7. Песнопения русским святым (2 ч. /0,5 ч.).
Развернутый план:
1.Анализ текстов и музыки в церковных певческих службах святым.
2. Анализ текстов и песнопений Княгине Ольге. Князю Владимиру, Борису и Глебу, Феодосию Печерскому, Евфросинии Полоцкой,
3. Анализ текстов и песнопений Знамению иконы Богородицы в Новгороде, Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, Александру Невскому, Михаилу Тверскому, Сергию Радонежскому, Владимирской иконе Богоматери.
Проблемные вопросы:
1. Специфика жанрообразования в русской певческой традиции.
2. Византийский исток текста и музыки.
3. Отличия текстов читаемых и пропеваемых.
Занятие 8. Основные достижения русской культуры XVIII – начала XIX века в различных искусствах. Развитие хоровой культуры в последние десятилетия XVIII века и в начале XIX века (2 ч. /0,5 ч.).
|
|
Развернутый план:
1.Основные тенденции в развитии жанров русской литературы XVIII века. Эпоха преобразований Петра.
2.Хронология гастролей зарубежных оперных трупп в России. Создание русской оперы: оперы Д. Бортнянского, Пашкевича, Фомина, Соколовского.
3. Классический хоровой концерт Бортнянского, Березовского, Веделя.
4.Инструментальная русская музыка: И. Хандошкин и его сонаты и вариации.
5.Российская песня.
6.Классификация хоровых коллективов: церковные (около 500), военные, крепостные, любительские. Хоры Москвы (около 350) и Петербурга (около 100).
7. Степан Дегтярев, его оратория «Минин и Пожарский» 1811 год, хоровые концерты.
Проблемные вопросы:
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!