Слово «гипербола» происходит от греческого «hyperbole», что означает «перевес», «преувеличение».



Лекция №5.

(СЛАЙД 1)

МЕТОНИМИЯ.

Слово “метонимия” происходит от греческого “metonymia”, что означает “переименование”.

Метонимия - это оборот речи, основанный на замене одного слова или выражения другим в силу смежности двух понятий. Например, “лес поет” вместо “птицы в лесу поют”, “читать Пушкина” вместо “читать произведения Пушкина”, “русский лен” вместо “ассортимент льняных изделий” и т.д.

Метонимический тип визуализации в графическом дизайне означает замену изобразительного объекта другим, имеющим какую-либо связь с первым.

Метонимический тип визуализации наряду с метафорой позволяет создавать изображения, содержанием которых являются понятия, смыслы, процессы, функции, не существующие в наглядной форме, но имеющие смежные связи с элементами изображения.

Установление смежных связей между элементами изображения и возникающим смыслом может осуществляться по разным логическим схемам: процесс - результат, причина - следствие, материал - изделие, часть - целое и т.д. Например, на обложке Проспекта коллекции моделей одежды изображена пуговица. Пуговица - это часть, символизирующая целое - модный костюм из коллекции одежды (СЛАЙД 1).

В рекламе вермута - плакате М. Марфея - потребитель вермута представлен

“джентльменским набором”: шляпой и перчатками, что в сознании человека, воспринимающего рекламу, дополняется образом элегантного молодого человека, потребляющего подобные напитки (СЛАЙД 1).

Реклама радиостанции “Радио-престиж, 101.7 FM”: на эмблеме радиостанции изображена “бабочка” - элемент элегантного мужского костюма. Таким образом, радиостанция “Радио-престиж” говорит о социальном слое своих “престижных” клиентов, в гардеробе которых необходимо иметь вечерний мужской элегантный костюм - смокинг с “бабочкой” (СЛАЙД 2).

При метонимическом типе визуализации смысла изображение строится посредством минимального количества элементов изображения; иногда часть выражает целое.

Концептуально-логическая формула метонимии как типа смыслообразования: “часть выражает целое”, “сжатая формула изображения” (слайд 3).

Антонимия

 

Антонимия как тип смыслообразования происходит от слова «антоним». Антонимы в переводе с греческого (анти- + «onoma» - имя) – это слова, имеющие противоположное значение. Например, твердый – мягкий, теплый – холодный и т.д.

Антонимия в визуализации смысла в графическом дизайне – это явление контраста – когда изображение и смысл, возникающий при его восприятии, имеют противоположные значения, или когда изображены диаметрально противоположные явления или понятия, при «столкновении» которых возникает смысл.

Истоки антонимии как средства визуализации смысла в графическом дизайне можно найти также в философском термине «антитеза» («antithesis»), что в переводе с греческого означает «противоположение».

Антитеза как творческий прием означает противопоставление противоположных мыслей и образов для усиления впечатления. Например, в евангилевской притче «Многие же будут первые последними и последние первыми» , «Кто был ничем тот станет всем»- в гимне Интернационала.

При антонимическом типе смыслообразования изображение строится посредством монтажа изображений предметов, явлений или существ, олицетворяющих взаимоисключающие понятия.

(СЛАЙД 4)

Например, в графической работе М. Эшера «Circle Limit IV» представлены полярные образы: святого духа – в виде белокрылых дев, сатанинских сил – в образе чёрных мышей – которые по силуэту перетекают друг в друга, олицетворяя расхожее изречение «природа не терпит пустоты». Композиция вписана в круг – символ вечности и совершенства. Светлые и тёмные силы сливаются в одну точку в центре круга, которая является олицетворением бесконечного вращения времени и пространства. Совершенная форма круга «объемлет» несовершенства временного мира.

В гравюре М. Эшера «The Scapegoat» («Козёл отпущения») изображены также полярные образы – Божественный Агнец и козёлоподобный Сатана, выраженные соответственно белым и чёрным цветом. Эти образы говорят о дуальности мира, наличии в нём светлых и тёмных сил и необходимости духовной ориентации человека в выборе Пути.

В графическом дизайне антонимия как тип смыслообразования встречается редко, поскольку сущность этого метода в значительной степени противоречит целям визуализации смысла.

Иногда антонимии применяется совместно с другими типами визуализации смысла.

(слайд 5)

Например, киноплакат А. Гайдая «Бомж» изображает галстук – элемент элегантного мужского костюма как антипод социальному положению героя фильма. Однако этот галстук, облепленный репейником (синонимия), отбрасывает тень в виде мужской головы (символ) на сморщенный, «потрепанный жизнью» фон – символ неустроенной жизни героя.

Таким образом в этом плакате мы видим три типа визуализации смысла в графическом дизайне – антонимию, синонимию и символизацию.

(СЛАЙД 6)

В рекламе антонимия применяется крайне редко. В качестве примера можно привести имиджевый плакат Ольги Полухиной для шоу-показа коллекции «Проектирование тела», где коллекция одежды рекламируется посредством демонстрации обнаженного тела. В данном плакате применены два типа смыслообразования в графическом дизайне- антонимия и серийность.

Концептуально- логическая формула антонимии как типа смыслообразования в граф. дизайне - «контраст посредством противопоставления крайностей».

 

 

 

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

(Слайд 7)

Слово «гипербола» происходит от греческого «hyperbole», что означает «перевес», «преувеличение».

В русском языке гипербола – это оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении отдельных качеств предмета или явления для достижения более сильного впечатления. Например: «В сто сорок солнц закат пылал . . .» (В. Маяковский).

Гиперболизация в эстетике – это способ художественного обобщения, «при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого- либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса».

Как художественный прием гиперболизация широко используется в фольклоре, сказках, декоративно-прикладном искусстве, где она выполняет специфическую идейно-стилистическую функцию художественного синтеза различных граней реальности – единства реалистического и фантастического, трагического и лирического, конкретно- исторического и общечеловеческого.

Как способ художественного обобщения гиперболизация использовалась различными направлениями искусства: классицизмом, романтизмом, сентиментализмом, символизмом, реализмом, выражая в различные времена соответствующее идейно- эстетическое, мировоззренческое содержание.

В графическом дизайне гиперболизация как тип смыслообразования проявляется в чрезмерном преувеличении, утрировании отдельных частей изображения или присущих им свойств - пропорциональных, пластических, ритмических и т.д.

(слайд7 )

Например, графические листы Ф. Мазереля «Vizions», выполненные в Антверпене в 1921г., представлены графическими портретами мужчины и женщины, размеры лиц гипертрофированы (увеличены), формы тела утрированы с целью большей художественной выразительности.

(слайд8 ).

Утрированная пластика центральной мужской фигуры в графическом листе М. Шагала «Беженцы. На прогулке» - визуальная гипербола, зрительно передающая трагическое мироощущение сломленных жизнью людей, скитающихся вдали от родины.

(слайд 9)

Концертный плакат О. Бондарь «Балбесиада» также является примером гиперболизации как типа смыслообразования в графическом дизайне.

(слайд 9)

В плакате Д. Мора «Помоги» в изображении одной фигуры крестьянина и одного сломанного колоска ржи применено три типа смыслообразования в графическом дизайне – гиперболизация, символизация и метафора. Фигура крестьянина, означающая обнищавший народ (символизация), утрирована. Ноги и руки преувеличены, пластика выражает отчаяние (гиперболизация). Экспрессивная фигура крестьянина – изобразительная метафора, так как смысл изображения – катастрофические последствия голода на Руси в 1921г. лежит далеко за пределами изображения.

(слайд 10)

По такому же принципу преувеличения форм тела и динамики движения, выражающим трагизм построено изображение на иллюстрации Д. Моор, «На приступ». к книге  А. Барбюса «В огне», 1938г.

Гиперболизация достаточно часто применяется в рекламе, что, как правило, выражается в чрезмерном увеличении различных частей изображения.

(слайд 11)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!