Концептуально- логическая формула гиперболизации как типа смыслообразования в граф. дизайне - «чрезмерное преувеличение».



Продолжение лекции 5.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

(Слайд 27)

Слово «гипербола» происходит от греческого «hyperbole», что означает «перевес», «преувеличение».

В русском языке гипербола – это оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении отдельных качеств предмета или явления для достижения более сильного впечатления. Например: «В сто сорок солнц закат пылал . . .» (В. Маяковский).

Гиперболизация в эстетике – это способ художественного обобщения, «при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого- либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса».

Как художественный прием гиперболизация широко используется в фольклоре, сказках, декоративно-прикладном искусстве, где она выполняет специфическую идейно-стилистическую функцию художественного синтеза различных граней реальности – единства реалистического и фантастического, трагического и лирического, конкретно- исторического и общечеловеческого.

Как способ художественного обобщения гиперболизация использовалась различными направлениями искусства: классицизмом, романтизмом, сентиментализмом, символизмом, реализмом, выражая в различные времена соответствующее идейно- эстетическое, мировоззренческое содержание.

В графическом дизайне гиперболизация как тип смыслообразования проявляется в чрезмерном преувеличении, утрировании отдельных частей изображения или присущих им свойств - пропорциональных, пластических, ритмических и т.д.

(слайд 28)

Например, графические листы Ф. Мазереля «Vizions», выполненные в Антверпене в 1921г., представлены графическими портретами мужчины и женщины, размеры лиц гипертрофированы (увеличены), формы тела утрированы с целью большей художественной выразительности.

(слайд 29).

Утрированная пластика центральной мужской фигуры в графическом листе М. Шагала «Беженцы. На прогулке» - визуальная гипербола, зрительно передающая трагическое мироощущение сломленных жизнью людей, скитающихся вдали от родины.

Концертный плакат О. Бондарь «Балбесиада» также является примером гиперболизации как типа смыслообразования в графическом дизайне.

(слайд 30)

В плакате Д. Мора «Помоги» в изображении одной фигуры крестьянина и одного сломанного колоска ржи применено три типа смыслообразования в графическом дизайне – гиперболизация, символизация и метафора. Фигура крестьянина, означающая обнищавший народ (символизация), утрирована. Ноги и руки преувеличены, пластика выражает отчаяние (гиперболизация). Экспрессивная фигура крестьянина – изобразительная метафора, так как смысл изображения – катастрофические последствия голода на Руси в 1921г. лежит далеко за пределами изображения.

(слайд 31)

По такому же принципу преувеличения форм тела и динамики движения, выражающим трагизм построено изображение на иллюстрации Д. Моор, «На приступ». к книге  А. Барбюса «В огне», 1938г.

Гиперболизация достаточно часто применяется в рекламе, что, как правило, выражается в чрезмерном увеличении различных частей изображения.

(слайд 32)

Концептуально- логическая формула гиперболизации как типа смыслообразования в граф. дизайне - «чрезмерное преувеличение».

(слайд 33)

ГРОТЕСК


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!