Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

Лекция 2.Безавторские гистории. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском».

       Литература первой трети XVIII века подразделялась на безавторские повести («гистории») и немногие печатные издания. Гистории наследовали литературную традицию анонимных повестей XVII века.

 

Виды гисторий:

  1. Прозаические переработки эпических жанров фольклора;
  2. Древнерусские повести (в основном, военной тематики);
  3. Переводы западноевропейских рыцарских авантюрных романов;
  4. Оригинальные гистории петровской эпохи.

 

Жанровые особенности гистории:

  1. Абсолютно светское произведение;
  2. Отражение нового типа сознания;
  3. Новый тип героя.

 

       «Исто́рия о росси́йском матро́се Васи́лии Карио́тском и о прекра́сной короле́вне Ира́клии Флоренти́йской земли́»[1] — одна из старейших российских «любимых повестей», созданная во времена Петра I. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет.Одним из важнейших факторов литературы петровской эпохи была разработка новой концепции личности, решение проблем человека. Теперь человек воспринимался не как источник греховности, а как самостоятельная действующая личность, ценная сама по себе и за службу отечеству. Теперь только благодаря своему уму, храбрости, сообразительности можно было подняться из низших слоев общества в высшие.

 Известна по трём рукописям XVIII века; её авторство неизвестно и остаётся предметом гипотез. Первая часть гистории – жизнеописание Василия, молодого дворянина на службе у царя, сродни житию. Вторая часть – приключения Василия в Европе – сродни европейскому авантюрному роману. Василий Кориотский уходит из среды традиционного русского быта во флот, который считался самой быстрой возможностью карьерного роста. Будучи старшим матросом, он изъявляет желание получить образование в Европе.

Острота ума, послушание и инициативность Василия вызывают уважение у других матросов. Василий демонстрирует качества человека петровской эпохи, необходимые человеку с невысоким социальным положением для достижения успеха. Новизна его типа личности заметна, потому что проявляется на фоне традиционного типа идеального фольклорного героя и традиционных христианских добродетелей: благочестия, отцелюбия, чинопочитания.

Но в петровскую эпоху появляются и новые добродетели: галантность, культ почитания женской красоты. Во взаимоотношениях с флорентийской королевной Ираклией Василий демонстрирует эти добродетели, соответствующие идеалу кавалера, рыцаря, не существовавшие до этого в русской действительности.

Общая схема жизненного пути Василия в любую другую эпоху могла рассматриваться как вариация сказочного сюжета о солдате, но в петровскую эпоху такие резкие взлёты в карьере были обычным делом (Александр Меньшиков, Марта Скавронская).

В новой системе эстетических категорий повествования доминирующей становится категория героя. Все сюжетные эпизоды повести выстраиваются по принципу «несчастье – счастье». Сюжет подчинён цели отразить характер героя. Эпизоды соединены по кумулятивному (нанизывающему) принципу. В каждом эпизоде есть дополнительный герой, соотносящийся с Василием по принципу сопоставления или контраста. Василий – единственное связующее звено повествования. Все эти факторы являются ярким показателем нового культурно-эстетического мировоззрения, усвоения в петровскую эпоху западной идеологии персонализма. Отсутствие автора говорит о массовости сознания. Гистория обозначает собой истоки одного из важнейших идеолого-эстетических направлений XVIII – XIX веков – поиска эпохального типа личности, «героя нашего времени». Безавторские гистории стоят у истоков социально-исторического романа.

 

Содержание.

       Василий Кориотский, сын обедневшего российского дворянина, просит у отца благословения, чтобы тот отпустил его на службу, и тогда он сможет присылать родителям деньги из своего жалованья. В Санкт-Петербурге юноша записывается на корабль простым матросом. За честность, исполнительность и сообразительность Василия назначают старшим на корабле, а когда выходит указ — отбирать лучших матросов и отправлять их учиться в Европу, Василия посылают в Голландию и определяют в дом к богатому купцу. Тот привязывается к юноше и доверяет ему больше, чем своим приказчикам. Василий по его поручению и ездит с товарами в Англию и Францию и успешно ведёт торговлю.

       Купец щедро награждает юношу, и тот посылает отцу через вексель крупную сумму денег. Когда кончается срок пребывания Василия в Голландии, купец просит его остаться у него навсегда, ибо он полюбил юношу, словно родного сына. Но Василий просит его отпустить к отцу и обещает вернуться обратно. Купец даёт ему три корабля с товарами и много денег и отпускает. Василий на случай крайней нужды зашивает в клинья своего кафтана тысячу червонцев и отплывает в Россию.

       На море подымается буря, и корабль, на котором плывёт юноша, тонет. Василия, уцепившегося за доску, прибивает к большому острову, на котором живут разбойники. Юноша тоже называется разбойником, и те принимают его в товарищи. Когда разбойники отправляются грабить купеческие корабли, которые проплывают мимо острова, Василий всякий раз просит их отпустить его на промысел одного. Не желая разбойничать, юноша гуляет по берегу, потом приносит часть денег, которые были зашиты у него в кафтане, а разбойникам рассказывает, что напал на небольшое судно и взял всё, что было у корабельщиков. Так он приносит то сто, то двести червонцев.

       Разбойникам по душе такой удалой молодец, и они решают назначить его своим атаманом вместо прежнего. Юноша отказывается, но они грозятся убить его, и Василию приходится согласиться. Прежний атаман сдаёт ему всю их казну и ключи от чулана, в который ему запрещено заходить, ибо разбойники под страхом смерти берут с него обещание никогда без них не отпирать его. Когда есаул доносит, что в море показались купеческие корабли, Василий, прежде чем отпустить разбойников на промысел, делает вид, что знает толк в волшебстве и заговаривает их оружие, а перед самым боем выдаёт всем по чаре вина.

       Однажды Василий, оставшись один, отпирает чулан и видит в нём прекрасную девицу. Та рассказывает ему, что она — Ираклия, дочь Флоренского короля: её захватили разбойники и держат взаперти, ибо не могут договориться, кому из них ей владеть. Девица умоляет Василия спасти её, и тот обещает ей помочь. Как-то раз он встречает на острове рыбаков из Цесарского государства (Австрии), которые привозят разбойникам рыбу на продажу, и договаривается с ними, чтобы они вывезли его с острова. Выждав удобное время, Василий объявляет разбойникам, что видел на море семь купеческих кораблей, и приказывает захватить их.

 

 

       Когда все разбойники отправляются на промысел, он забирает всё награбленное ими золото и вместе с Ираклией отплывает с острова в рыбацкой лодке. Разбойники, обнаружив пропажу казны и атамана, пытаются догнать их, но беглецам удаётся уйти. Василий с Ираклией добираются до пристани и отплывают на почтовом судне в Цесарию, где Василий снимает большой красивый дом и живёт в нём с Ираклией в большой роскоши.

       Цесарь встречает Василия в дорогом убранстве в церкви и расспрашивает у него, кто он и откуда. Тот рассказывает цесарю о своих приключениях и о том, как спас от разбойников дочь Флоренского короля. Цесарю по душе бравый российский матрос, он приближает Василия к себе, называет его не иначе как братом и приглашает их с Ираклией поселиться в его дворце. Цесарь рассказывает Василию, что отец Ираклии повелел своему адмиралу найти его дочь и обещал, что если тот выполнит его наказ, то он отдаст Ираклию ему в жёны, хотя адмирал уже далеко не молод. Через некоторое время в Цесарию приплывают корабли Флоренского адмирала. Цесарь объявляет ему, что Ираклия живёт в его дворце вместе с его братом, Василием, который волен поступить, как пожелает: отдать адмиралу Ираклию или нет. Когда Василий рассказывает Ираклии о приезде адмирала, та печалится и надевает чёрное платье. Адмирал просит Ираклию вернуться вместе с ним домой, но она отвечает, что на то — не её воля, а Василия, который избавил её от разбойников. Василий говорит адмиралу, что не отпустит с ним Ираклию, пусть адмирал возвращается к королю и передаст ему, что его дочь благополучно пребывает в Цесарии, а король получит её, только если самолично приедет за ней.

       Адмирал решает обманом увезти королевскую дочь и приглашает на свой корабль Василия и Ираклию вместес цесарскими генералами, министрами и драбантами (телохранителями). Он щедро угощает их вином, а потом велит своим офицерам выбросить с корабля всех, кроме Ираклии. Василия адмирал приказывает утопить, но офицеры жалеют его, тайком сажают в шлюпку и отпускают. Адмирал отплывает во Флоренское государство, а от Ираклии под страхом смерти требует, чтобы она объявила отцу, будто адмирал взял её с боем в Цесарии.

       Прибыв на родину, адмирал требует у короля обещанного, и тот соглашается отдать дочь ему в жёны. Ираклия скорбит и не снимает чёрного платья, даже когда её везут в церковь, чтобы обвенчать с адмиралом. А Василий, которому удалось добраться до Флоренской земли раньше адмирала, узнаёт, в какой день Ираклии предстоит венчаться. Когда она проезжает в карете мимо лачуги, где поселился Василий, он берёт арфу и поёт жалостную песнь, в которой напоминает Ираклии о том, как он спас её от разбойников, а коварный адмирал приказал его утопить. Королевна видит Василия, приводит его к своим родителям и рассказывает им всю правду.

       Возмущённый коварством и подлостью адмирала, король приказывает казнить его, а дочь отдаёт Василию в жёны. Василий через некоторое время после свадьбы навещает цесаря, который радуется счастью брата. Молодые живут в славе и довольстве, а после смерти короля Василий становится королём Флоренции и царствует до самой своей смерти.

 

Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

       Феофан Прокопович (1681 – 1736 гг.) – один из крупных сподвижников Петра I. Будучи митрополитом Новгородским, он способствовал отделению церкви от государства. Личная страсть к просвещению подтолкнула его к принятию католичества. Затем он вновь принял православие. Широчайшую популярность Феофану Прокоповичу снискала речь «Слово на погребение Петра Великого», которая была произнесена 8 марта 1825 года в Петропавловском соборе в Петербурге. Вся Россия погрузилась в скорбь, и Феофан, в сущности, стал главным глашатаем этой неизбывной скорби.

       Ораторское искусство стояло у истоков русской литературной традиции. В условиях церковной проповеди искусство красноречия являлось движущей силой консолидации общества. Формируется панегирический стиль. Петровская эпоха также широко использовала визуальные и акустические средства воздействия на общество. Ораторское искусство и театр соединяют в себе слово, действие и восприятие.

В ораторское слово перешли законы поэтики ораторских жанров. Его законы обусловливают сходство ораторских жанров между словом и действием.

Роды красноречия по Аристотелю:

  1. Совещательный (политический);
  2. Судебный;
  3. Эпидеиктический (панегирик или обличение).

 

       Ораторское слово относится к эпидеиктической речи. Случай для него – крупное историческое событие национального значения. Самые известные речи Феофана Прокоповича – «Слово о Полтавской битве» (1717 г.), «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), «Слово о флоте» (1720 г.), «Слово на погребение Петра Великого» (1725 г.).

       Убеждение и внушение в ораторском слове создаётся путём украшения речи. Будучи формально монологом, ораторское слово ориентируется на воспринимающее сознание. Диалог создаётся путём приветствия, употребления личных местоимений множественного числа, риторических фигур. Поэтому ораторское слово становится диалогом. К тому же ораторское слово вызывает сильные эмоции читателя. Эмоциональное и дидактическое значение текста достигается тем, что каждый смысловой фрагмент подчиняется максимальной эмоциональной выразительности и вытекает из предыдущего в последующий. Основной тезис ораторского слова доказывают систему аргументов. Сам тезис выражается абстрактно. Аргументы выражаются описательными конструкциями. Тезис – нравственная истина, аргумент – картинка.

Законы логической композиции сложились ещё в «Риторике» Аристотеля и являлись весьма жёсткими.

 

Компоненты ораторской речи:

  1. Приветствие;
  2. Формулировка тезиса;
  3. Система доказательств;
  4. Итог;
  5. Завершение.

 

Обращение и формулировка тезиса могли быть простыми и буквальными. В финале проповеди могла быть высказана антитеза. В каждой проповеди Прокоповича отразилась каждая художественная особенность, перечисленная выше. Ораторская проповедь оказала мощное влияние на развитие русской литературы.

       Обе группы жанров первой трети XVIII века создают образ «героя нашего времени», но используют при этом разные эстетические средства. Форма повествования в безавторских гисториях определяется извне, от третьего лица. Образ героя создаётся через бытовую обстановку. В ораторском слове Феофана Прокоповича существует реальный герой. Присутствует точка зрения автора, он внедрён в текст и является его героем. Исчерпывающе раскрыт его духовный облик. Это форма повествования от первого лица и другой способ выражения идеи «героя нашего времени» (интроспективный путь, самораскрытие). Внутренний персонаж Прокоповича – бытийный образ человека петровской эпохи.

Формально ораторские слова Прокоповича были панегириками, но содержали и порицание противников Петра I. Слово становилось синкретичным и разностилевым. Элементы формулировки тезиса сглаживаются словами высокого стиля, а в элементах аргументации возможна просторечная, низкая окраска.

       Кроме того, Слово существовало не только в жанре устного публичного красноречия, но и в печатной книжной форме: как правило, тексты речей Феофана печатались по произнесении отдельными брошюрами. Слово Феофана тесно связано с предшествующей культурной традицией, поскольку является секуляризацией одного из глубоко укорененных в национальной культурной традиции жанров — церковной проповеди.

       Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском»(1720). июня 1718 г. Пишет предисловие к морскому уставу, сопровождаемое обстоятельными историческими справками, и "Слово похвальное о флоте российском", в котором он со страстью, с большой силой аргументации и с большой осведомленностью, без всяких мифологических прикрас, трезвыми словами перечисляет те выгоды, которые получит Россия от заведения морского флота. "Понеже не к единому морю прилежит пределами своими сия монархия, то как не бесчестно ей не иметь флота?" -- спрашивает он в этом слове и далее наглядно поясняет значение для России флота: "Не сыщем, ни единой на свете деревни, которая над рекою или озером положена не имела бы лодок, а столь славной и сильной монархии, полуденная и полуночная моря обдержащей, не имети бы кораблей, хотя бы ни единой к тому не было нужды, однако же было бы то бесчестно и укорительно. Стоим над водою и смотрим, как гости к нам приходят, а сами того не умеем. Слово в слово так, как в стихотворных фабулах некий Тантал стоит в воде да жаждет. И потому и наше море не наше". Дидактическое и эмоциональное назначение (убедить и взволновать) проповеди достигается тем, что каждый смысловой фрагмент ее текста подчинен одновременно двум установкам — максимальной эмоциональной выразительности и логической связи в общем течении мысли, раскрытии основной темы проповеди. В этом пассаже использованы риторические фигуры синекдохи (флот как символ блага), сравнения-антитезы (деревня с лодками — государство без кораблей), аллегории (Россия — Тантал, мучимый жаждой и стоящий в воде).

       По указаниям Петра и по своим личным воззрениям, в первые годы своей петербургской деятельности Феофан сочинил немалое количество разного рода произведений. Уверовав в необыкновенные способности Феофана, Петр поручил ему писать предисловие к «Морскому уставу». Феофан не просто написал предисловие, а развил его в великолепное «Слово похвальное о флоте Российском». «Сам Бог определил снабдить Россию флотом – говорил Феофан, – сам Бог возбудил в монаршем сердце охоту к плаванью».[366]Словом «О флоте» Прокопович окончательно покорил Петра, самозабвенно влюбленного в море и корабли. Скорее всего, именно после этого благодарный царь подарил Феофану известный буер.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1599; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!