Проведение и анализ результатов



 

Задание 1 «Восприятие художественного произведения - рассказ Н. Носова «Живая шляпа»»

Цель: анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности) для детей 6-7 лет.

Самостоятельно выполнили все задания в экспериментальной группе 4 ребенка – Юля Б., Сергей Б., Василиса Т., Егор Ф., что составляет 27% от общего количества детей.

В контрольной группе - 4 ребенка – Виктор К., Владислав К., Ростислав П., Никита У., что также составляет 27% от общего количества детей.

Могут самостоятельно анализировать текст и без помощи воспитателя отвечать на поставленные вопросы в экспериментальной группе 7 детей – Алина А., Нина Б., Глеб З., Полина И., Саша О., Алсу Х., Ваня Ф., что составляет 46% от общего количества детей; в контрольной группе также 7 детей – Марина А., Кирилл К., Максим М., Юля М., Марина С., Вика Т., Валерия Щ., что также составляет 46% от общего количества детей.

Затрудняются ответить на вопросы, или отвечают на все поставленные вопросы, но они не связанные по смыслу, в экспериментальной группе: 4 ребенка – Яна А., Настя Д., Николай Т., Саша Х., что составляет 27% от общего количества детей; в контрольной группе также 4 ребенка – Антон А., Саша М., Никита П., Савелий С., что также составляет 27% от общего количества детей.

Задание 2 «Приемы анализа текста рассказа Н. Носова «Живая шляпа» для детей 6-7 лет, разыгрывание ролевых литературных игр»

Цель: произведение ребенком анализ структуры и содержания художественного произведения.

Самостоятельно делают анализ произведения: в экспериментальной группе 4 ребенка – Юля Б., Сергей Б., Василиса Т., Егор Ф., что составляет 27% от общего количества детей; в контрольной группе 5 детей – Виктор К., Владислав К., Юля М., Никита У., Валерия Щ., что составляет 33% от общего количества детей.

Самостоятельно рассказали о своих впечатлениях о прочитанном, но о впечатлениях главных героев без помощи преподавателя не смогли ответить: в экспериментальной группе 7 детей – Алина А., Нина Б., Глеб З., Полина И., Саша О., Алсу Х., Ваня Ф., что составляет 46% от общего количества детей; в контрольной группе 6 детей – Кирилл К., Максим М., Ростислав П., Никита П., Марина С., Вика Т., что составляет 40% от общего количества детей.

Не смогли самостоятельно разобраться в произведении и дать полный анализ: в экспериментальной группе 4 ребенка – Яна А., Настя Д., Николай Т., Саша Х., что составляет 27% от общего количества детей; в контрольной группе также 4 ребенка – Антон А., Марина А., Саша М., Савелий С., что составляет также 27% от общего количества детей.

В результате проведения всех заданий мы получили следующие данные, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты изучения уровня особенностей эстетических переживаний детей 6–7 лет при восприятии художественной литературы

 

. И. ребенка Ср. балл  
1 2    
1. Алина А. 2 низкий
2. Яна . 1 б низкий
3. Б. 2 б  
4. Юля Б. 3 высокий
5. Сергей . 2.4б 2.4б 2.4 б средний
6. Д. 1 б  
7. Глеб З. 1.6б 1.6 1.6 б низкий
8. И. 2 б  
9. Саша О. 1.8б 1.8 1.8 б средний
10. Т. 3 б  
11. Николай Т. 1 низкий
12. Алсу . 1.4б 1.4 б 1.4 б  
13. Саша Х. 1 низкий
14. Егор . 2.6б 2.6б 2.6 б средний
15. Ф. 1.8б 1.8 б 1.8б  

 

Из вышеуказанной таблицы 1 мы видим, что из 100% обследуемых детей экспериментальной группы высокий уровень развития особенностей эстетических переживаний детей 6–7 лет при восприятии художественной литературы выявлен у 14% обследуемых детей, средний уровень у 33% обследуемых детей, низкий уровень у 53% обследуемых детей.

По данным таблицы 2 мы видим, что из 100% обследуемых детей контрольной группы высокий уровень развития особенностей эстетических переживаний детей 6–7 лет при восприятии художественной литературы выявлен у 14% обследуемых детей, средний уровень у 39% обследуемых детей, низкий уровень у 47% обследуемых детей.

 

Таблица 2 – Результаты изучения уровня развития связной речи детей контрольной группы
Ф. И. Задания Ср. Уровень
1 2    
1. Антон . низкий
2. Марина . 1.2б низкий
3. Виктор . высокий
4. Владислав . 2.2б 2.2б 2.2б средний
5. Кирилл . 1.6б 1.6б 1.6б низкий
6. Максим . 1.8б 1.8б 1.8б средний
7. Саша . низкий
8. Юля . 2.4б средний
9. Ростислав . 2.2б средний
10. Никита . 1.2б низкий
11. Марина . 2.2б 2.2б 2.2б средний
12. Савелий . низкий
13. Вика . 1.6б низкий
14. Никита . высокий
15. Валерия . 2.2б средний

 

Рисунок 1 результаты диагностики экспериментальной и групп

 

В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

На основании проведенных диагностических серий, на первом, констатирующем этапе эксперимента выделялись основные критерии оценки каждого из проведенных диагностических заданий и формировались уровни восприятия книги детьми.

Работа проводилась постепенным восхождением восприятия ребенка от простого интереса к иллюстрациям в книге, к эмоциональному и нравственному аспекту в восприятии содержания текста.

Второе направление работы предполагало 3 развивающих этапа:

· направляющий, предполагающий пробуждение интереса дошкольников к книге;

· обучающий, направленный на развитие данного интереса дошкольников;

· креативный, предполагающий развитие у детей способности практических умений творческой деятельности по прочитанным художественным произведениям.

Целью констатирующего эксперимента было установить исходный уровень умений театрализованной игры-ролей по прочитанному художественному произведению детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы, и определить степень освоения детьми содержания художественной литературы в соответствии с программными требованиями возраста.

Для анализа развития игры-ролей использовалась характеристика трёх уровней развития: высокий, средний, низкий.

Это свидетельствует о необходимости изучения степени освоения детьми содержания произведений художественной литературы.

В результате исследования можно сделать вывод, что в поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на старшем этапе дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.

Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения, который включает:

1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности);

2) анализ структуры и содержания.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!