Сюжет держится на 5 узловых событиях



МАСТЕР- КЛАСС

РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ «Жалобная книга»

Педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ им. В. Дубинина

Лобзина Мария Дамировна

Этапы работы

l 1 этап. С чего начать…

1.Поиск материала, работа над проектом.

Обоснование выбора.

2.Об авторе.

3.Фабула:

 

l 2 этап.Режиссерский анализ пьесы

1. Экспликация

2.Сюжет пьесы. (Событийный ряд.)

а) Событие. (признаки)

б) Мотивация.

l 3 этап. Совместная работа с другими педагогами- специалистами, с актерами.

Художественное оформление спектакля.

а)Работа над эскизами ,затем над декорациями, костюмами совместно с изостудией, с дизайнстудией.

б)смета спектакля

2.Работа с актером над пьесой, образом. (сверхзадача роли, грим, костюм, приспособления, характерность)

3.Работа над «Словом» в спектакле совместно с педагогом по сценической речи.

Репетиции.

5.Музыкальный образ спектакля. Совместная работа с композитором.

6.Пластическая партитура спектакля.Совместная работа с педагогом по сц. Движению

Световое оформление

8.Рекламная продукция.Совместная работа с фотостудией «Эдельвейс».

Премьера. Спектакли. Гастроли.

Участие в театральных фестивалях различного уровня.

11.Проведение семинаров, мастер - классов по итогам фестивалей, по работе над спектакле

Биография.

Анто́нПа́вловичЧе́хов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер[3][4]) — русскийписатель, прозаик, драматург.

Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).

«Жалобнаякнига» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 10 от 10 марта 1884 года под подписью «А. Чехонте».

 Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Фабула. (краткое содержание)Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма... на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта, и в ней делают запись все желающие по их усмотрению и желанию, но возмущенный жандарм не желает этой демократии и призывает к порядку, на что устами самойЖалобная книги звучат слова-Хоть ты и 7-й, а дурак. Настоящая жизнь интереснее и передает саму жизнь, а чинные только записи-как красивая обертка…

 

 

Экспликаци

l Тема- это есть проблема, раскрытая на литературном материале. Проблему проще вычленить из произведения.

l Тема: ( о чем?)О запретах, системе, о желании не видеть настоящего верхушки об-ва

l Сверхзадача спектакля:скрытый смысл – не стоит учить других жизни, хочешь изменить общество – начни с себя.

l Проблема- основная боль автора.Наше общество оставляет желать лучшего, но хочешь изменить общество – начни с себя.

l Проблема- должна быть конфликтна, нести противоречия.

l Проблема

Прошло 133 года со дня написания юмористического рассказа А. П. Чехова "Жалобная книга". Но, кажется, ничего не изменилось с тех пор: как любили люди изощряться в своей глупости и безграмотности, так по сей день и продолжают, только не в жалобных книгах, а в соц. сетях.
***
У Антона Павловича Чехова талант знаменитой «краткости» имелся неоспоримый: всю социальную жизнь он показал на одной странице, в виде нескольких «жалоб».
***
"Даже в такой странной теме писатель поднял серьезные проблемы, а не писал опус просто для смеха. И каждому, кто, насмехаясь, закроет книгу лишь с улыбкой на лице, стоит открыть ее заново да перечитать. И когда рот снова захочет растянуться в ухмылке, вспомнить о том, над кем на самом деле мы смеемся".
«Жалобная книга» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 10 от 10 марта 1884 года под подписью «А. Чехонте».
Короткий рассказ состоит из вводного абзаца, сообщающего о жалобной книге в конторке на некой железнодорожной станции, и 20 записей в ней, мало отвечающих целям книги. В их числе: неуместные пассажи, шуточное хулиганство, жалобы на посторонних людей, неумелая калька французской грамматики.
На написание рассказа Чехова вдохновила развеселившая его жалобная книга одной из станций Донецкой дороги. Хотя имена в рассказе вымышленные, и автор поменял некоторые из них при издании собрания сочинений, потерянный портсигар в одной из записей просят передать «Андрею Егорычу» — имя реального почтмейстера Воскресенска, в котором работал тогда Чехов.
«Жалобная книга» быстро стала популярна у широкого круга читателей, рассказ разошёлся на цитаты, особенно популярна его последняя фраза — «Хоть ты и седьмой, а дурак». Она стала крылатым выражением, а другие писатели вложили её в уста своих персонажей; это сделали, в частности, Бунин в «Надписях» и Куприн в «Штабс-капитане Рыбникове».

Год 1884 – округи делятся, законопроекты принимаются, а в небольшом журнале «Осколки», специализирующемся на юмористических рассказах, публикуют очередную юмореску Чехова. Юный врач успел зарекомендовать себя как писатель в этом издании еще два года назад, он любим и признан, но серьезности в глазах читающих пока не вызывает. Дескать, недостаточно глубокомысленности, проблем мировых.
Не видят критики, как метко пишет автор о злословии общества, о деградации да о глупости всемирной. Но, тем не менее, рассказ держится, юмореску помнят, не забывают. И, как следствие, доходит «Жалобная книга», в которой жалоб то одна сотая с натяжкой, до наших дней.
Спустя 130 лет (срок то не абы какой) рассказ читают, а находят в нем… Находят не отголоски прошедшего времени, а все ту же общественную неустойчивость и злобу. Да, окраска весьма старинна, но суть то не меняется.

«Краткость – сестра таланта»

Так утверждал Антон Павлович. И раз за разом сие доказывал. В своих произведениях сильных и точных, именно кратких, доносил то, что не многим бы удалось и на трехстах страницах. Слишком просто, говорите, вы, критики давно минувших дней?
Что же собой представляет «Жалобная книга» Чехова? Разумеется, в ней, как в таковой, пишут всяческие жалобы и предложения (поправка, должны писать). Однако «…книга» Чехова непростая, казенной формой в ней «даже и не пахнет». И именно потому она выражает то, что собственно и хотел автор, чтоб она выражала.
Сюжета в юмореске нет. Вот так, вопреки законам жанра, да и правилам литературы, если уж вдуматься. Но отсутствие сей важной линии произведения не портит, такая его особенность отвечает за важнейшую цель донесения до читателя главной сути.
Чтобы сразу «в омут не нырять», Антон Павлович в двух словах рассказывает, что да как. Дескать, книга имеется, жалобная, железнодорожной станции принадлежит. Хранится там то и там то, дабы ее взять, ключик понадобится. Хотя нет, не понадобится, а должен бы. Ну а потом начинается.
Пишут, о чем хотят да что в голову взбредет. И в любви признаются Катенькам всяким, и на предыдущие замечания (весьма грубо) отвечают. На страницах и глупости несусветные замечены, и оскорбления. Всего помалу.
Впрочем, не будем клевету распространять среди народа честного – попытки жалоб… были. Казенные, когда писал их конторщик; заумные, но незаконченные строки от ученика седьмого класса; "рубленные" фразы телеграфиста.

И так далее, и тому подобное…

Напрашивается вопрос, отчего не жалобы, а всего лишь попытки? Это легко можно объяснить. Все написанное – лишь констатация человеческой глупости, так умело выраженная Чеховым в короткой юмореске необычайной формы.
Не стоит пренебрегать еще одной особенностью опуса – намеренные ошибки почти что в каждой из жалоб, колоритно отображающие контингент, среди которых «ходила» «Жалобная книга».
Возьмем, к примеру, некого Ярмонкина. Он решил пожаловаться на то, что у него слетела шляпа. Причем совершенно непонятно, в чем здесь виновата железнодорожная станция, к которой И. подъезжал в известный момент. Ветер, видать, особенный какой-то.
Коловроев и вовсе решил возомнить себя, несомненно, важнейшей личностью и отписаться в книге просто так, память оставить потомкам. И вправду, кого волнует то, что страницы для жалоб предназначены? Нет-нет-нет, для Коловроева книга делалась. Только так.
Следующий автор оказывается трусливым доносщиком. После него – весьма жалкая неизвестная особь, напрашивающаяся на прозвище «шакал», ибо насмехается над чужими бедами, жандармом в том числе. Уверяет неизвестный, что последнему жена изменяет, даже сочувствует издевательски.
Жалобную книгу умудрились использовать даже в качестве архива потерянных вещей, куда уж дальше? Есть куда, всегда есть…

Глупость человека несоразмерно велика

И произведения Чехова это в очередной раз доказывают. Он, своим зорким глазом все пороки подмечая, острым пером оставляет их на бумаге, чтобы потомки далее читали, и удивлялись, и стыдились общества нынешнего, поскольку за сто с лишним лет ничего в обществе не изменилось, да и меняться, видимо, не собирается. Что прискорбно.
Так что же хотел сказать Антон Павлович Чехов именно в этой юмореске? Можно ходить вокруг да около, говоря абстрактными фразами или обсуждать незамысловатый, даже, как было сказано выше, отсутствующий, сюжет. А можно также кратко попробовать подытожить и сделать соответствующие выводы.
Обрывки фраз, грубости и жалобы без видимой на то причины – каждая строка дает описание конкретного человека. Читатель на подсознательном уровне осознает, что за личность перед ним и понимает, что авторитетом для детей своих и для себя самого он бы такого не ставил.
И эти наброски-описания вместе создают квинтэссенцию всех тех «аморалов», что нас окружают. Совсем худо выходит, если вдуматься, некоторые черты присутствуют и в нас самих, быть может, не столь гротескно выраженные, да и на фоне «…книги» уж слишком они глуповатые, но если уж есть они, то их нужно искоренять.
Показательным примером является попытка одного из авторов «Жалобной книги» образумить всех пишущих, направить на путь истинный, и следующий же, нелестный, надо сказать, комментарий.
Казалось бы, что особенного в этом можно уразуметь? Однако и эта строка имеет под собой скрытый смысл – не стоит учить других жизни, хочешь изменить общество – начни с себя.
Так что, явно неправы были критики, современники Антона Павловича Чехова. Даже в такой странной теме писатель поднял серьезные проблемы, а не писал опус просто для смеха. И каждому, кто, насмехаясь, закроет книгу лишь с улыбкой на лице, стоит открыть ее заново да перечитать. И когда рот снова захочет растянуться в ухмылке, вспомнить о том, над кем на самом деле мы смеемся.
В конце концов, человек и общество связаны неразрывно. Одно от другого зависит прямо, а не косвенно. Чехов это понимал как никто другой, но предпочитал наталкивать своих читателей на эту мысль, а не объяснять такую простую истину по новой во всех произведениях. Кстати, о них.

В чем же исключительность «Жалобной книги» Чехова?

Антон Павлович за свою жизнь написал много юморесок, ни одна из них не имеет под собой основания для жесточайшей критики (быть может, только капельку). Но «…книга», считающаяся ранним рассказом писателя, в то же время знаменует эпоху других великих произведений.
Когда каждое из них выражает один-два порока, представляет собой зарисовку ситуации, в которой раскрываются нелестные черты человека, «Жалобная книга», благодаря своему «неформатному формату», одновременно ставит все проблемы под общее целое, и раскрывает их по кусочкам.
Жаль, что в жизни все еще сложнее, и отсутствие художественного гротеска только усложняет картину в тысячи раз. Уместить таким же образом все решения проблем общества (не говоря уже о воплощении этого), учитывая, что они переживают столь давний застой, вряд ли получится. Что, впрочем, не означает, что попытаться не стоит.
Источник: https://real-books.ru/russian-classics/anton-chekhov/..

l Идея- это не силлогизм, не умозаключение, а пафос, живая страсть. Чтобы определить идею художественного произведения надо обладать эстетическим чувством, связанным с мыслительностью.

l Идея:Настоящая жизнь интереснее, и чтобы знать ее недостатки надо бороться, не запрещая высказываться людям, а изменять законы, условия жизни людей, изменяться самому,

Михаил Задорнов

Чтобы жить в цивилизованной стране, не надо уезжать из России. Тем более делать в ней революцию. ПРОСТО не мусори, не матерись, начни ездить по правилам на дорогах, не давай взяток, не бери взяток, не пей алкоголь и не кури, НЕ изменяй Любимому Человеку, уважай культуру и учи историю отчизны, уважай стариков...и сам не заметишь, как ОКАЖЕШЬСЯ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ.

l Событие - это структурное звено сюжета, имеющее собственную завязку, развитие, кульминационный пик-поворот- и развязку

Признаки события.

l Определяется малым кругом предлагаемых обстоятельств;

l Начинается событие… «и вдруг»;

l Наличие 2-ух или более лиц;

l Событие происходит во времени и в пространстве;

l В событии должно быть одно действие у всех действующих героев;

l Ведущее предлагаемое обстоятельство изменяет и организует событие;

l Событие всегда конфликтно (ушедшее событие становится обстоятельством, необходимо уметь не путать обстоятельство и событие);

l Через событие определяется идеология, трактовка режиссера;

l Событие можно выразить глагольным существительным;

l У действующего лица одно действие в событии;

l Существует жизненное событие и сценическое событие (на сцене всегда 1 событие и 1 объект внимания);

l На событиях держится сюжет, держится композиция спектакля.

l Ничего не бывает вне события- ни в жизни, ни на сцене.

l Событие является узлом, объединяющим все индивидуальные проявления персонажей.

l Сначала надо определить, ЧТО произошло, а потом ПОЧЕМУ это случилось именно так.

Мотивация-побуждения, вызывающие активность организма            и определяющие ее направленность.

l Вскрыть мотивацию поступка персонажа- значит понять природу и суть характера персонажа.

l Как понять ведущую потребность, толкающую человека к действию? Для этого необходимо выстроить сюжет.

 

Сюжет.

Сюжет держится на 5 узловых событиях

l Исходное (начальное) событие;Появление на вокзале новой жалобной книги

а) Исходные предлагаемые обстоятельства;предполается, что в книге будут только чинные записи-для нее построена специальная конторка, жандарм сделал чинную запись

б) Ведущее предлагаемое обстоятельство;В книге может писать кто хочет, безконтрольно, т.кконторка  всегдаотперта

l Основное (определяющее) событие;- девочка начинает хулиганить и пишет-что думает\. Т.е внесение в важность события долю озорства и настоящей жизни

l Центральное событие;Возмущение жандариа о нарушении предполагаемых правил,(Возмущенный жандарм вырывает страницы)

l Финальное событие;Понимание ценности всех записей в книге (Жалобная книга собирает вырванные листы)

l Главное событие;Жизнь во всех ее проявлениях- настоящая! а в запретах-это просто красивая обертка и чтобы изменить ее к лучшему-начни с себя!В заботе и воспитании молодого поколения!

l

Исходное событие

l Его нужно искать до начала пьесы.

l Оно лежит за пределами конкретного сюжета.

l Исходное событие: ????

l Появление на вокзале новой жалобной книги

Исходные предлагаемые обстоятельства;

l На них базируется вся структура пьесы;

l Они не меняются на всем протяжении пьесы и лишь в конце могут измениться;

l -это почва для исследования (что лежит в основе проблемы?);

l Это почва для конфликта, проблемы.

l Исходные предлагаемые обстоятельства: предполается, что в книге будут только чинные записи-для нее построена специальная конторка, жандарм сделал чинную запись


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!