Логика фразы, логическое ударение



Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Из переводов С. Маршака.

Замечал ли ты, что одной и той же фразой можно передать множество различных смысловых оттенков? И заметь, это зависит не только от изменения интонации или силы звука голоса. В первую очередь это зависит от логического построения фразы, от изменения в ней логического ударения.
Что такое логическое ударение?
Каждая фраза состоит из нескольких слов. Каждое слово в фразе важно, даже необходимо, но не все эти слова равноценны для выявления смысла фразы. Есть как бы «самые главные» слова, которые несут основную смысловую нагрузку, а другие являются как бы помощниками, развивающими и уточняющими содержание фразы, заложенную в ней мысль.
Это, пожалуй, похоже на военный строй. В строю фраз, как и в военном строю, есть командиры и есть солдаты. Ты, конечно, понимаешь, что для выполнения любого военного задания необходимы и те и другие. У командира и солдат цель одна, но их обязанности и действия различны. Командир определяет задание и организует проведение его в жизнь, а солдаты вместе с командиром выполняют это задание. Один, без солдат, даже лучший командир был бы беспомощен.
И в строю слов, составляющих фразу, слова-командиры определяют целенаправленность фразы, основную ее мысль, и ведут к намеченной цели четко выстроенный строй сло§-солдат.
Таким образом, в каждой фразе какое-то одно слово является как бы главным, определяющим мысль, заложенную в этой фразе. Это слово и несет на себе логическое ударение.
Повтори несколько раз одну и ту же фразу, каждый раз меняя логическое ударение, и ты легко убедишься в этом. Например: «Я пойду домой», или «я пойдУ домой», или «Я пойду домОй». Говоря «Я пойду домой», ты хочешь сказать: не кто-нибудь другой, а именно я пойду домой. Говоря «я пойдУ домой», ты выражаешь как бы согласие или решение пойти домой (а не поехать), То, что пойдешь именно ты, а не кто-то другой, здесь уже становится ясно само собой. Говоря «Я пойду домОй», ты утверждаешь решение пойти именно домой, а не остаться там, где находишься, или направиться куда- либо еще. И так в каждой фразе. Если ты спросишь товарища: «Зачем ты взял эту книгу?», нам будет ясно, что ты недоволен или удивлен тем, что твой товарищ взял именно эту книгу, а не какую-нибудь другую. А если ты ему скажешь: «Зачем ты взял эту книгу?», то ясно, что такое недоумение или недовольство относится не к выбору книги, а к факту, что именно он, твой товарищ, ее взял (может быть, потому, например, что книга предназначалась другому), и т. д.
Также и в чтении стихов: логические ударения помогают выразить авторскую мысль, которую ты хочешь передать слушателям. Например, в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась», «На мутном небе мгла носилась» — ты подчеркиваешь слова «вьюга», «мгла», создающие образ разгула темных сил природы, чтобы этот образ ярче противопоставить образу ясного зимнего утра «под голубыми «небесами». А в строчке «и ты печальная сидела» — где бы ты поставил логическое ударение? Ну конечно же, на слове «печальная» — ведь именно этот образ печально сидящей у окна женщины так выразительно дополняет мрачную картину суровой зимней
ночи и настроение всей этой строфы. И, не правда ли, совершенно ясны логические ударения в шутливом стихотворении, напечатанном в начале этой главы:

Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Только помни, что слово, на которое падает логическое ударение, никогда не должно выделяться слишком грубо. Как хороший командир, оно должно быть скромным. Не произноси его назойливо-подчеркнуто, не выкрикивай его. Оно должно звучать мягко, но определенно.
Если мысль, заключенная в фразе, тебе ясна, то и логическое ударение всегда будет правильно.
Каждое стихотворение имеет свои ритмические и мелодические особенности. Их надо постараться уловить и передать в чтении.

 

 

8.                 Ритм и мелодия стиха
Нo вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин...

«... Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как Царедворцы ожидают государя».

Оба отрывка — о восходе солнца. Оба написал Пушкин. В чем же главное различие? В том, что один отрывок — стихи, а другой — проза. Какая разница в чтении стихов и прозы? Стихотворная речь всегда имеет определенный размер, определенное ритмическое построение и мелодическое звучание.
В прозаической речи также всегда существует ритмическая и мелодическая основа, но в чтении стихов и прозы есть существенная разница. Читая прозу, мы делаем паузы логические, то есть необходимые по смыслу. В чтении стихов, кроме логических пауз, обязательны маленькие паузы, так называемые «цезуры», в конце каждой строки.
Стихи могут быть любого размера, рифмованные и нерифмованные, или со «сломанной» строкой, как «лесенка» у Маяковского, но все равно во всех случаях цезура в конце строки обязательна. Она необходима, чтобы строчки в чтении не сливались, иначе размер и ритм нарушатся и рифма не будет ясно слышна.
Все это, конечно, просто, если конец строки совпадает с концом фразы, например: «Мороз и солнце; день чудесный!»
А что делать, если фраза, начатая на одной строчке, заканчивается «а другой? Вот, например, отрывок из стихотворения С. Маршака «Быль-небылица»:

Они сидели у дверей
В прохладе и смотрели,
Как два потока все быстрей
Бежали по панели.
Как забурлила в желобах
Вода, сбегая с крыши,
Как потемнели на столбах
Вчерашние афиши...

В этом случае выдержать цезуру труднее, но тем не менее она обязательна. Попробуй сначала прочитать всю фразу целиком, не думая о цезуре, так, как если бы это были не стихи, а проза: «Они сидели у дверей в прохладе и смотрели, как два потока все быстрей бежали по панели».
Первая строчка по смыслу должна соединиться со второй, со словами «в прохладе», так же как слово «смотрели» — со следующей строчкой, несмотря на цезуру, Если в следующем четверостишии ты механически оторвешь друг от друга слова «в желобах» — «вода» и «на столбах» — «вчерашние афиши», то получится полнейшая бессмыслица.
Чтобы это хорошо понять, а значит, и суметь сделать, прочти вслух стихотворение Маршака «Дом, который построил Джек». Начало простое, а вот попробуй-ка прочитать самую последнюю часть, начиная со слов «... Вот два петуха», так, чтобы вся эта часть была одной фразой, то есть так, как она написана.

... Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Ты видишь, здесь стоит точка только в конце, а цезуру надо делать после каждой строчки, в конце которой стоит запятая. В чтении ты сможешь выразить эти знаки препинания интонацией: точка передается понижением голоса, а перед запятой голос повышается.
Читая стихи, непременно обращай внимание на знаки препинания, поставленные поэтом. Иногда ребята относятся к ним пренебрежительно, и от этого смысл фразы становится неясным. Одна девочка, хорошо читая отрывок из «Мцыри», в описании поединка Мцыри с барсом в строчках
Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок...
после слова «играя» забыла про запятую. Она прочла: «и лег, играя навзничь на песок».
Понимаешь, какая чепуха получилась? В ее рассказе барс «играл навзничь», а что значит «играть на* взничь»? Это бессмыслица.
Далеко не всегда фраза в стихотворении заключает в себе законченную мысль, часто мысль выражается в нескольких фразах:
... Время,
снова
ленинские лозунги развихрь.

Нам ли
растекаться
слезной лужею?
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье,
сила
и оружие.

В. Маяковский.
«Владимир Ильич Ленин».

Если в фразе: «День чудесный!» выражена определенная мысль, то этот отрывок из поэмы Маяковского весь выражает одну мысль и каждая фраза в нем объединена мыслью с другими фразами. Если их отделить одну от другой — мысль прервется.
О стихотворных размерах, их названиях и отличии друг от друга тебе уже говорили в школе на уроках литературы, так что повторять это мы здесь не будем. А вот на музыкальное звучание строфы тебе следует обратить внимание. Если ты любишь музыку, а может быть, и играешь на каком-нибудь музыкальном инструменте, ты легко почувствуешь музыкальную основу стихотворения, его ритмические и мелодические особенности. Но, даже если ты мало знаком с музыкой, читая стихи вслух, ты, вероятно, услышишь музыку поэзии. Ведь недаром многие стихотворения вдохновляли композиторов. Ты сам, наверное, знаешь такие песни, романсы, арии.
Читая стихи, следи за тем, чтобы не «ронять», не затишать концы фраз. Это часто бывает оттого, что не хватает на всю фразу дыхания. Спокойно бери дыхание на паузах. Не напрягайся при этом. Дыши спокойно, легко. Твой голос будет звучать лучше, если нет излишнего напряжения.
К слову в стихотворении следует относиться внимательно, бережно, не «мять», не «проглатывать» его. Вот что пишет о значении слов в поэтическом произведении С. Я. Маршак: «Слова говорят не только своим значением, но и всеми гласными и согласными, и своей протяженностью, и весом, и окраской, дающей нам ощущение
эпохи, местности, быта...» И дальше: «... Слова в стихах — да и в хорошей поэтической прозе — не живут порознь. Стройно согласованные, одушевленные высокой поэтической идеей, устремленные к единой цели, они поражают м радуют читателя так, как будто звучат впервые...»
Иногда особое звучание стиха достигается определенным сочетанием звуков, множественным повторением какой-либо, буквы. Прочитай вслух отрывок из «Евгения Онегина»:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

А теперь прочитай еще раз, особенно выделяя букву «р». Слышишь, как этот отрывок как бы делится на две части? Одна, где много «р», и другая, где «р» нет почти совсем? Такое частое употребление звука «р» в этом отрывке помогает нам воспринять веселую мазурку такой, как ее танцевали раньше и какой она, вероятно, нравилась Пушкину с ее «припрыжками» и звонким стуком каблуков, и помогает также подчеркнуть разницу между этой мазуркой и той, какую позже стали танцевать в Петербурге, «скользя по лаковым доскам».
Вспомни стихотворение Чуковского «Мойдодыр»:

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!

Это про щетки. Здесь очень много «ч» и «щ». Это создает звучание, похожее на то, которое получается при трении щеткой.
Дальше идет несколько строк про мыло, где много «л». И ты уже видишь, как скользкое мыло юлит и мылит.
Вот стихотворение А. Барто, тоже очень характерное в этом отношении:

Скажи погромче
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«шесть мышат» —
и сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится:
«Ку-ку».

«Игра в слова».

Как видишь, употребление одних и тех же звуков, их сочетание помогает автору создавать определенное представление, определенный образ, и твое внимание к этому поможет* донести в чтении этот образ до зрителя.
Обязательно обращай внимание и на ритмические особенности стиха* Ты, вероятно, замечал, что когда в стихотворении описывается какой-нибудь танец, то ритм стихотворения подчиняется характеру этого танца.
Вспомни, как танцует Тамара в «Демоне» Лермонтова — легко, порывисто. «То вдруг помчится легче птицы», то «...по ковру скользит, плывет ее божественная ножка...» Характеру танца соответствует и ритм стиха.
И совсем другой характер танца в стихотворении «Муха-Цокотуха» Чуковского. Эти танцоры главным образом топают и скачут. И это отлично передает стих:

... Бом! бом! бом! бом!
Пляшет муха с комаром,
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ-топ!..

Ты, конечно, почувствовал, какие это разные танцы. И ведь ты это понял только по стихотворному ритму. Когда поэт описывает танец, он не только видит, но и слышит его и в стихе передает его ритм, его характер. Вот и ты, если будешь читать стихи с описанием танца, не только хорошо представь себе танец, но и постарайся уловить его мелодию, его ритм. Например, у Твардовского в «Стране Муравии»:

... Меня высватать хотели,
Не сумели убедить.
Неохота из артели
Даже замуж выходить...

Это частушка. Стих здесь подчинен ритму частушки. Если ты будешь читать это стихотворение, то читай его так, как будто напеваешь частушки.
Н. Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица» одну из глав так и назвала «Комаринская», написав ее в ритме старой русской пляски «комаринской». Если ты захочешь прочитать это стихотворение, то постарайся сохранить нужный ритм:

Есть в Комаричах, под Курском, старый лес,
А в лесу-то сосны, ели до небес,
Сосны, ели да березы хороши,
А под ними-то землянки, шалаши.
В шалашах-то все крестьяне-беглецы,
А в землянках-то холопы-молодцы... и т. д.

То, о чем мы говорим, относится, конечно, не только к описанию танцев. В любом стихотворении его ритмическое построение передает характер повествования. Вспомним погоню Медного всадника за Евгением. Пушкин великолепно передает грохот скачущего огромного памятника, так, как слышит его потерявший рассудок Евгений:

Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой...

А вот у Н. Асеева совсем другое звучание удара подков о мостовую:

Белыми копытами
Лед колотя,
Тени по Литейному —
Дальше летят.

«Синие гусары».

Почему так? Да потому, что задачи были разные. Пушкину нужно было передать ужас Евгения от преследующей его скачущей громады, а Асееву — нарисовать мгновенный пролет по снегу легких саней. Разные задачи — разные образы, разные ритмы.
Ритмическое построение стиха определяет не только характер действия, но и характеристики действующих лиц.
Вспомни, как Маршак рассказывает в «Почте» о двух почтальонах. Он их подробно не описывает, но ты сразу видишь совершенно разных людей, с разными характерами: легкий, как бы подпрыгивающий ритм энергично и бодро шагающего мистера Смита и тяжелый, замедленный, плавный ритм усталой походки старика Базилио.
А вот как Маршак описывает погоню собаки Динго за кенгуру:

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,

Неутомимый Динго.

В стихотворении Назыма Хикмета «Каспийское море» ритм стиха имитирует движение морских волн:

Волна — гора,
челнок — джейран,
волна — арык,
челнок — ведро.
Подлетит челнок,
отлетит челнок,
упадет с хребта
одного коня
и опять взлетит
на коня челнок!..

Чувствуешь, как волна поднимется, опустится и опять поднимется?..

...Подлетит челнок,
отлетит челнок,
подлетит челн...
отлетит челн...
вверх…
вниз…
челн...

Если ты будешь обращать внимание на ритмические особенности стихотворения, это поможет тебе прочитать его более выразительно.
Все, что мы советуем тебе, говоря о стихе рифмованном, относится полностью и к так называемому «белому стиху», где рифма отсутствует.
Прочти стихотворение современного литовского поэта Э. Межелайтиса, написанное белым стихом. Это стихотворение из цикла «Южная панорама», и неписано оно о Бразилии.

Когда самолет прыгает вверх, красная земля
вздымается, как приливная волна, волнуется
и тоже прыгает вверх,
как будто хочет нагнать самолет.
А потом, как будто ее подхватил
порыв поднятого самолетом ветра, —
развевается на этом ветру,
раскрывается
под углом к небу.
Еще очень долго
Зыблется и плещет
красное знамя красной земли.

Мне нравится цвет вашей земли.
Похоже на то,
что ее окропила баррикадная кровь.

Э. Межелайтис. «Цвет этой земли». Перевод Б. Слуцкого.

Каждый поэт по-своему видит и описывает одно и то же явление природы, или событие, или человека. Это не может быть иначе, так как у каждого поэта неповторимая, одному ему присущая творческая индивидуальности. И, как следствие различных индивидуальностей, естественно разное виденье и разное выражение одних и тех же явлений жизни.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!