Целостность как объективная предпосылка эстетических отношений. Целостность художественного образа.
Ответы на экзамен
+1. Объект и предмет теоретического литературоведения. Теория литературы как открытая научная дисциплина.
Писателей интересует не просто процесс духовных исканий человека, а поэтизация и эстетизация этого процесса. Лит-ра отражает бессознат. духовность человека, не столько анализирует, сколько моделирует путь, кот. принято называть «поиски истины».
Предмет аналит. рассмотрения - не текст и не «мир идей» произведения, а именно худ. произведение - целостный объект, несущий, с 1й ст., идеальное духовное содержание, кот. может существовать, с 2й ст., только в исключительно сложно организованной форме: художественном тексте.
Предмет литведения.
1) Литведение выявляет предмет литературы (человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания; развитие от человека к личности àменяется тип управления информацией, способ мышления от приспособления к познанию, система ценностей, система мотивов поведения – меняются типы конфликтов, типы и системы персонажей).
2) В этом предмете литведение выявляет предмет всякой гуманитарной науки – объективную содержательность, соотносимую с природой человека.
Задача литведения – обнаружить содержание в содержании литературы. Этим «сверхсодержанием» является не просто человек, а проблема превращения человека в личность.
Связь теории лит-ры с целым спектром смежных дисциплин: философией, культурологией, эстетикой, лингвистикой, психологией, социологией и т.д.
|
|
Теория лит-ры – откр. научная дисциплина (дискуссионный хар-р). Не сущ-етлитведения как всеми признаваемой науч. дисциплины с бесспорно выявл-м предметом исследования; все зависит от того, с пом. какого инструмента будут интерпретироваться предмет и суть самой науки. Ключевые понятия теории произведения - целостность, концепция личности и другие – не являются собственно литведческими. Логика решения литведческих вопросов вынуждает обращаться к философии, психологии, культурологии. К философии: потому что литведение не в состоянии само выявить специфику личности.
(не из Андреева) «Теория литературы», «литведение» и «поэтика» в самом общем смысле синонимичны. Но каждый имеет свою узкую направленность. «Литведение» соотносится с теорией и историей лит-ры и лит. критикой. Понятие «поэтика» часто исп-ся синонимом стиля, худ. мира писателя, изобр. средств. В последние годы термин «теория литературы» все чаще и чаще заменяется термином «поэтика». Объектом изучения в поэтике является худ. литература.
+2. Определение литературно-художественного произведения
Художественное произведение - продукт художественного творчества:
|
|
- в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника; и
- который отвечает определенным категориям эстетической ценности.
Общеэстетическая проблематика теории литературы. Образность как сущностная характеристика искусства. Образ как особый язык культуры.
Что является реальностью по отношению к худ. произведению? Как реальность способна формировать личность и почему она способна это делать? Что такое личность? Почему личность способна к эстет. деят-ти, в чем закл-ся особ-ти природы последней? Что такое лит-худ. произведение как феномен, способный вместить в себя впечатляющий объем самой разноплановой информации и обладающий к тому же эстет. свойствами, красотой, стилевым совершенством? Объединены эти проблемы м.б. лишь в рамках концепции, кот. по своим научным хар-кам выходит за пределы литведения. Потребность в такого рода концепциях трудно отвергать, однако сама такая концепция носит общеэстет. ха-р, и, след-но, резко возрастает опасность растворить специфически литведческий объект исследования в более общих эстет. закономерностях. Предельно сжато проблематику исследования можно сформулировать след. образом: личность и культура: опыт целостного анализа.
|
|
Проблема, стоящая перед теорией лит-ры: как нравственно-флсфские (нехуд-ые) стратегии (смыслы) превращаются в стратегии худ-ые (в модусы худож-ти) – и, в конечном счете, в стиль?
Вектор развития культуры – персоноцентризм (ориентация на духовно развитого индивида). Языком познания становятся понятия, языком приспособления – образы.
Существует два способа познания действительности – художественный и научный. Худ. миропонимание выражается через худ. модель.В основе худ. отражения лежит моделирующее сознание, а в основе научного – сознание рефлектирующее. Научное исследование опирается на понятия.
В шир. смысле, худ. образ – это формы мышления в иску-ве. В узком – это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действ-ти. Образ передает реальность и вто же время создает новый вымышленный мир. Первичные и вторичные образы.
Иск-во, в отл. от науки, использует совершенно особый способ воспроизведения и познания действительности– ОБРАЗ – конкретный, чувственно воспринимаемый носитель информации об опред. предметах или явлениях. Образ единичен, уникален, и в силу своей конкретности адресован чувствам. Образ – синтез сознания и психики, мысли и чувства, абстрактного и конкретного. В образе присутствует не только чувственно воспринимаемое начало, но и начало сверхчувственное – информация, адресованная не искл-но чувствам (психике), но и абстрактно-логическому мышлению (сознанию).
|
|
Сверхчувственное начало, воспр-мое сознанием, но не чувствами, наз-сяпонятие.
Образ в таком своем качестве (образ + понятие) выступает как особый язык культуры, специализация которого – синтетическая, амбивалентная по отношению к «душе» (психике) и «уму» (сознанию) информация. Образ «богаче» понятия. Он совмещает в себе конкретное и общее, сущность и явление.
Свойства худ. образа: метафоричность и ассоциативность; многозначность и недосказанность; индивидуализированное обобщение и типизация; единство мысли и чувства; единство объективного и субъективного; оригинальность.
Виды образов (худ. образы – герои, действ. лица, + разл. предметы, явления). Типы худож-ти: по предметности (образ-деталь, -характер, образ мира); по мере условности (эмблема, аллегория, символ, миф).
По смысловой обобщенности:
· Индивидуальные (неповторимость; плод воображения писателя –Воланд);
· Характерные (обобщённые, содержат общие черты нравов, присущие многим людям опред. эпохи – персонажи пьес Островского);
· Типичные – высшая степень характерности, наиб. образцовое для эпохи (Печорин, Анна Каренина – истор. + общечел.черты + вечные образы);
· Образы-мотивы (устойчиво повторяющиеся в твор-ве к-л. писателя образы, выраженные в разл. аспектах с пом. варьирования наиб. значимых элементов (метель, Прекрасная Дама – символико-смысловая нагрузка);
· Образы-топосы (общие и типичные образы, характерные для лит-ры целой эпохи, нации (мир – театр);
· Образы-архетипы (мифологемы; Юнг; первообразы, содержащие в себе наиб. устойчивые формы чел. воображения и сознания – дом, дорога, огонь).
· Мифологема – мифолог. образы, сюжеты или их части.
Целостность как объективная предпосылка эстетических отношений. Целостность художественного образа.
Диалектический подход к целостности предполагает:
1. Каждый момент конкр. целостности м.б. одновременно моментом иной конкр. целостности (может рассм-ся в иной плоскости, с иными взаимосвязями; сюжетная основа «Пиковой дамы» по-новому осмыслена в «Преступлении и наказании»).
2. Каждая конкр. целостность как таковая м.б. моментом целостности иного порядка (напр., Л. Толстой м. б. элементом русской лит-ры, а РЛ – элементом лит-ры мировой).
Т.о., каждый конкр. момент целостности – это момент бесконечности, всеобщности.Целостность образуется в рез-те отношений момент целого – целое (капля – океан).
Целостность – это воплощенный в структуре информации сгусток диалектики. При этом внутренние (качеств.) хар-ки «улавливаются» сознанием(превращающим объект в субъект, человека – в личность), а внешние (колич) – психикой, и передаются понятиямии образами.
Целостность превращ-ся в универс. категорию, обозначающую соотношение в информ. объекте познавательного и приспособительного начал.
Целостность всегда многоуровневый, многогранный объект, в кот. каждый уровень или грань представляют собой каплю, отражающую океан целого. В целостности содержатся свойства системы, но у системы свойств целостности нет.
Высшей формой символического явл-сяхудож. образ (это гениально найденный конкр. образ, точно передающий неслучайную внутреннюю логику вещей). Худож. символ-образ – квинтэссенция худ. образа, его высшее мыслимое качество. Худ. символ=шедевр. Шедевр – это универ. решение универс. (вечной) темы в предельно индивид. форме.
Сведение образа к мысли невозможно (= отвлечься от переживаний и эмоций). Свести образ к непосредстве. переживанию (= «не заметить» оборачиваемости психики, способности ее быть сов-тью понятий). Появляются основания говорить о целостности образа и, в более широком плане, о целостности как объективной предпосылке эстетического отношения. Образ неразложим. Восприятие его м.б. только целостным. Часть и целое в целостности относятся как капля и океан. В каждом элементе целостности в свернутом виде закодирована та программа, которая позволяет этому элементу саморазвиваться, эволюционировать и превращаться в целостность иного порядка.
Целостно воспринимаемый объект обладает как минимум двумя качественными признаками: совмещение противоположностей (чувственно воспринимаемое и абстрактно-логическое начала); тип отношений компонентов в целостно организ-м объекте принципиально иной, нежели в объекте, организованном системно.
Однако целостность образа – это не просто качество, способствующее чувственному восприятию мысли (понятия). Образ – это еще и способ существования одновременно нескольких понятий (системы понятий). Образ принц-но многозначен, одновременно содержит несколько аспектов.
Искусство мыслит суммами смыслов («каплями океанов»). Наличие суммы смыслов – также непременное условие «жизни» художественного образа. Содержательностью образа является личность.
Две стороны целостности худож. образа: 1) единство2х типов отношений, приспособит-го и познав-го, из кот-х склад. целостность; 2) синтетичность познав. отношения в образе.
Художественный образ (целостный, как мы помним) со всеми своими уникальными возможностями – это все же только способ, средство, форма.
+4. Идеологическая природа эстетических отношений. Идеологичность искусства и культуры
При анализе произведения сверхзадачей является не познание специфики духовной ориентации личности, а исследование «закономерных особенностей миросозерцания писателей». Иными словами, главной становится не личность, а вложенные в нее безликие «общественные закономерности». Личность уравнивается с определяющими ее «закономерностями», и изучение личности, по сути, превращается в исследование исторически-конкретных особенностей «идеологического миросозерцания».
При таком подходе главным системообразующим фактором становится «прогрессивная идеология» писателя, выводимая не из реальной природы человека и общества, а подгоняемая под соответствующую социологизированную марксистскую доктрину.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!