Тема 6.Организационные основы декоративно-прикладного творчества.



Организация в творческой деятельности школьника.

При всем разнообразии видов и форм изобразительного искусства и изобразительной деятельности они имеют единую творческую основу – композицию, в которой отражена общность всевозможных проявлений, присущих всякому художественному организму и процессу художественного творчества. К тому же «именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений». В силу этого, композиция как учебный предмет занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего педагога дополнительного образования, а обучение композиционной деятельности и композиционному мышлению является самым существенным и необходимым среди других форм изобразительной деятельности, которые имеют место в процессе художественного творчества.

Вместе со специфическими закономерностями обучения композиции действенным средством построения и функционирования учебного процесса как целостной системы служат дидактические принципы, которые выступают в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса, определения целей, задач и содержания обучения. Из ряда основополагающих принципов, способствующих повышению результативности обучения искусства композиции, можно выделить:

1. Принцип системно-методологической ориентации деятельности: формирование у учащихся представлений о способах, приемах и средствах достижения поставленной цели, содействующих созданию системы методов практической деятельности, способной гибко перестраиваться с учетом возникающих задач, а не переноситься в новое содержание в виде штампов и выработанных приемов построения изображения.

2. Принцип единства духовно-эстетического, интеллектуально-нравственного и практического обучения: ориентация композиционного процесса на неразрывность практической и мыслительной деятельности, что позволяет широко вовлекать студентов в учебно-творческий процесс.

3. Принцип вариативности: создание нескольких вариантов решения задачи (три и более), равноправных по своему содержанию и разноплановых по формальному выражению, что достигается посредством сочетаний различных композиционных средств и приемов. Целенаправленный выбор из множества вариантов оптимального решения повышает качество конечного результата творческого процесса, способствует более глубокому формированию у студентов понятий о критериях оценки работы посредством фильтрации случайного, малозначительного и второстепенного из общей массы художественно-изобразительного материала, совершенствует форму выражения замысла, дает право студентам вести активный творческий поиск в разных, порой взаимоисключающих направлениях.

4. Принцип креативности: предполагает достижение определенного качественного состояния и стиля педагогической деятельности, oxватывающего сферу взаимоотношений между преподавателем, студентом и композиционно-творческой деятельностью. Высшим уровнем проявления принципа креативности в композиции является создание принципиально новых, оригинальных творческих эскизов художественных произведений.

5. Принцип комфортности: создание благоприятной эмоционально-чувственной и интеллектуальной организации занятий для развития композиционных способностей, а также повышения результативности творческой деятельности обучаемых. В процессе работы над заданием от педагога требуется умение достигать единства мотивационно-волевых и операционно-действенных компонентов деятельности, перцептивных, мнемических и мыслительных операций, направленных на преодоление возникающих у студентов проблем, снятие внутренних комплексов и интеллектуальных зажимов, вызванных незнанием, неумением, робостью, боязнью выделиться из общей массы, показаться экстравагантным и т.п.

6. Принцип единства художественного и общего развития личности: необходимо формировать мировоззрение, знания, художественный вкус, психические качества студентов (мышление, воображение, память, речь, внимание и т.п.) таким образом, чтобы, приводя в движение все умственные силы в процессе композиционно-творческой деятельности, обучаемые распространяли эту способность и на любую другую деятельность, а те знания, умения и навыки, которые они приобрели в различных областях умственной, трудовой и физической деятельности, умели активно приме­нять в процессе работы над композицией.

7. Принцип интеграции художественных и научных, мировых и на­циональных ценностей: аккумуляция всего наилучшего из культурных достижений разных стран и народов на всем протяжении развития искусства. Приобщаясь к мировым художественным достижениям, будущий педагог расширяют свой кругозор и образно-художественное мышление, развивают способности критической оценки собственных результатов творчества.

Данные принципы тесно переплетаются в процессе обучения композиции и реализуются в организации учебно-творческой деятельности и планировании содержания занятий. Их эффективность во многом определяется профессиональной грамотностью педагога, его творческой активностью, способностью направить энергию студентов в нужном направлении.

Одним из важнейших вопросов организации учебно-воспитательного процесса на занятиях декоративно-прикладного творчества является применение эффективных форм контроля интенсивности хода развития профессиональных способностей, навыков и умений будущих учителей. Эффективность этих форм должна непосредственно зависеть от того, насколько они позволяют стимулировать развитие у студентов способности осуществлять в процессе работы самоконтроль и самооценку их собственного продвижения по пути к конечной цели на любой стадии, на любом конкретном этапе этого движения.

На практике мы используем специальную модель с содержанием, структурой и функциями которой студенты знакомятся на занятиях по курсу «Композиция». Модель состоит из двух направлений: «образ визуальный» и «образ действия», каждое из которых подразделяется на три тесно взаимосвязанных между собой по смысловому содержанию (но различных по форме представления материала) ветви – свойства, аналоги по свойствам, средства. Эти направления являются наиболее значимыми для художественно-композиционного формообразования. Они позволяют в строгой логической последовательности (от общего – к частному) и функциональной значимости (от главного – к второстепенному) выстраивать, в соответствии с законами психологии визуального восприятия, весь теоретический материал в целостную систему будущего композиционного произведения на конкретно заданную тему. При этом материал в каждой указанной ветви систематизируется на основании расположенных в иерархическом порядке (по степени значимости) основных категорий композиции: качественная природа (мера), степень сложности (качественная и количественная), масштаб и масштабность, объемно-пространственная структура, пластика, цвет, фактура, тон и т.д.

Приведенные выше концептуальные положения обучения будущих учителей вытекают из рассмотрения композиции как решающего компонента профессиональной подготовки специалиста. Их практическая реализация в обучении содействует выбору и применению оптимальных методов и средств педагогического воздействия в процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.

Графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры. Информационно-графическая культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих педагогов. Она позволяет обеспечить полное личностно-профессиональное становление и развитие будущего учителя в сфере образования на данный момент и в будущем. Информационно-графическая культура (ИГК) рассматривается как интегративное, многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, проявляющееся в овладении информационно-графическими коммуникациями в педагогической деятельности с использованием образовательных мультимедийных ресурсов.

Структура информационно-графической культуры определена информационно-коммуникативным, операционно-практическим, когнитивным, мотивационно-ценностным и креативным компонентами.

Креативный и информационно-коммуникативный компоненты представляют вариативную составляющую, трансформированную профессиональным мышлением совокупность компонентов в соответствии со спецификой профессионально-педагогической деятельности учителя, а операционно-практический и мотивационно-ценностный компоненты представляют инвариантную составляющую, включающую базовые элементы информационно-графической культуры личности студента.

Формирование информационно-графической культуры представляет собой специально организованный, планомерный, целенаправленный процесс становления личности (осуществляемой в три этапа: предварительный, основной, заключительный). В связи с этим формирование информационно-графической культуры связано с решением ряда сопутствующих проблем. Во-первых, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, то есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт разработки мультимедийных средств обучения.

Подобные знания, умения, навыки и опыт разработки мультимедийных средств обучения, согласно образовательного стандарта, обучаемый получает не только в Вузе, но и в школе, техникуме, лицее, обыденной жизни. Это позволяет наполнить образовательный процесс информационно-графическими средствами без создания каких-либо барьеров. Результаты самостоятельной работы студенты могут наглядно демонстрировать в мультимедийных средствах, тем самым накапливая и совершенствуя профессионально важные компетенции.

Во-вторых, формирование информационно-графической культуры предусматривает создание структурно-функциональной модели, представляющей собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов: целевого, содержательного, технологического и результативно-диагностического Выявленные элементы процесса формирования информационно-графической культуры реализуются в три этапа: предварительном, основном и заключительном.

В-третьих, необходимо создать в образовательном процессе следующие организационно-педагогические условия: обеспечение положительной мотивации и актуализации потребности в информационно-графической культуре; введение спецкурса «Мультимедийные средства обучения» в образовательный процесс профессиональной подготовки; самостоятельная разработка и применение образовательных мультимедийных комплексов;использование теории контекстного обучения.

Разрабатываемый будущий педагог дополнительного образования образовательный мультимедийный комплекс (ОМК) представляет собой совокупность мультимедийных средств обучения, отобранных и разработанных с учетом авторской методики и программы предметной области. В этой связи определена концептуальная основа проектирования системы формирования информационно-графической культуры в условиях контекстного обучения.

За основу взяты общедидактические принципы: научности, связи теории с практикой, межпредметности, преемственности, системности, доступности и др. – и специфические принципы обучения: педагогическое обеспечение личностного включения студента в образовательную деятельность; последовательное моделирование в образовательной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий будущей профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства; проблемности содержания обучения и процесса его развертывания; адекватности форм организации образовательной деятельности студентов целям и содержанию образования; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (между преподавателем и студентами); педагогически обоснованное сочетание современных педагогических технологий; единство развития, обучения и воспитания личности будущего профессионала.

Достижение нового качества образования возможно за счет изменения образовательного процесса с помощью системной интеграции контекстного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовательном пространстве вуза. ИГК может быть успешно сформирована при условии изменения их академической деятельности в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную, с учетом внедрения в образовательный процесс смоделированных педагогических ситуаций применения разработанных ими мультимедийных средств обучения.

На сегодняшний день все работы студентов в большей степени связаны с информационными технологиями, технологиями мультимедиа. Все самостоятельные работы по каждому предмету можно организовать в образовательный мультимедийный комплекс. ОМК каждого студента может дополнить не только его портфолио, но и охарактеризовать уровень сформированности его информационно-графической культуры. Тем самым подтверждая, что ИГК – ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих педагогов. Потребуется определенное время для исследования ее формирования у обучаемых при изучении различных предметных областей и направлений.

Основной источник развития общества – интеллект, который в настоящее время превращается в мощную материальную силу. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Все больший вес в обществе приобретает творческий труд, а значит, и творческая личность. В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, творческую личность. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Общеобразовательная школа не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо вида художественного творчества. Важна система поддержки талантливых детей; создание общей творческой среды в образовательных учреждениях. Способность к творчеству можно и нужно формировать и развивать.

Под методическими основами развития творчества учащихся мы понимаем содержание, формы и методы организации и планирования развития творчества. Формирование творческих способностей учащихся требует продолжительной и целенаправленной работы со стороны коллектива учителей, ибо только учитель является ключевой фигурой образования.

В любой учебной программе заложены знания, которые должны получить учащиеся после окончания обучения по ней и способы деятельности. И лишь от учителя зависит, насколько эффективным окажется их сочетание. Главное, что необходимо каждому учителю, – это умение создавать творческую атмосферу в классе: периодически знакомить с интересными фактами, идеями (техническими и научными), темами проектов; создавать проблемные ситуации и настраивать учащихся на решение возникших задач, поощрять оперирование идеями, материалом, стимулировать и поддерживать инициативу.

Для того чтобы помочь учителям освоить различные виды рукоделия и ремесла, определиться с методами, применяемыми для развития ученического творчества, необходимо создавать встречи психологов, выступления народных мастеров, открытые уроки и мастер-классы, позволяющие учителям ознакомиться с новыми или несправедливо забытыми видами рукоделия и ремесел.

Используя разнообразные способы художественной обработки материалов, увлекая своим мастерством и творчеством, учитель может пополнить свою методическую копилку и повысить педагогическую эффективность подготовки своих учеников. Площадкой для развития творчества учащихся в первую очередь является урок. При грамотном и умелом применении проектного метода обучения можно многого достичь и во время учебного занятия. Эрудированный, грамотный учитель – и как результат – яркие насыщенные уроки, глубокое изучение материала и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Учитель должен видеть потенциальные творческие способности в каждом учащемся, внимательно реагировать на все его проявления.

Однако только учебного времени недостаточно: современные школьные программы все меньше места оставляют созданию предметного мира. Малое количество часов, отводимых на изучение предметной области «Технология», заставляет учителя искать другие формы для работы с учащимися: кружковые занятия, факультатив, элективные курсы, участие в выставках и конкурсах.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской и проектной деятельности. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется творческий потенциал обучающихся. 

Таким образом, в практике планирования методической работы по развитию творческого потенциала выстраивается логическая цепочка: школьный урок – факультативные занятия и элективные курсы – творческие мастерские исследовательской деятельности. 

Таким образом, формируется личность современного преподавателя. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Социальная и личностная значимость умения мыслить творчески особенно возрастает в эпоху стремительных социальных изменений в перестраивающемся обществе. Только предметная область «Технология» нацелена на развитие у учащихся познавательных и творческих способностей и только она позволяет наиболее полно раскрыть заложенное в каждом ребенке творческое начало, наметить пути его совершенствования.

Творческая активная деятельность формирует у человека ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Причем нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т. д.

Использованная литература

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973.

2. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. – М.: Энергия, 1974.

3. Волынский В.Н. Основы художественного конструирования: Конспект лекций. – Архангельск: АЛТИ, 1977. – 49 с.

4. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Пер. с англ. – М.: Мир, 1968.

5. Иоганек Т. и др. Техническая эстетика и культура изделий машиностроения. Пер.с чешск. – М.: Машиностроение, 1969.

6. Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии) / В.И.Лесняк. – М.: Индекс-Маркет, 2011. – 416с.

 


 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!