Политическая система общества.



ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАобщества, система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определяет политические функции. Наряду с государством как основным звеном П. с., в нее входят партии, профсоюзы и др. организации. Общественные отношения в процессе осуществления политические власти определяют содержание деятельности учреждений и организации, составляющих П. с. Формируется П. с. в процессе деления общества на классы и появления гос-ва и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится все более разветвлённой.

Общественное сознание и его формы.

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

Ø Формы общественного сознания:

Ø Искусство (Художественное сознание)

Ø Наука (в том числе философия)

Ø Мораль

Ø Правосознание (Право)

Ø Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет назад

Ø Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания.

Советский философ Василий Петрович Тугаринов насчитывал лишь 4 формы общественного сознания: искусство, мораль, науку и философию, а к числу уровней относил идеологию и общественную психологию.

Материалистическое и идеалистическое понимание общества

Идеалистическая (или реалистическая, от средневекового реализма универсалий) – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции характерно признание самостоятельности духовной сферы жизни общества; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека;

Материалистическая, рассматриваемая в марксистской философии, – полагает, что общественное бытие определяет общественное сознание и диалектически связано с ним; основные положения изложены в работе К. Маркса «Предисловие к “Критике политической экономии”»;

Человек, как философская категория

Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.

В философии античности человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. И лишь софисты и Сократ произвели антропологические переворот, сделав внутренний мир человека, предметом для изучения. Софисты говорили о двойственности человеческой природы – чел-к природное, социальное существо, различали законы природы – объективные, законы общества субъективные.

В средние века заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом. В средние века господствовал теоцентризм, Бог – единственная ценность, человек и его потребность ценностью не являются. Греховность человеческой природы. Смысл человеческого существования – обожение – совершенствование внутренней природы для подготовки к встрече с Богом.

Философия Возрождения: новое антропоцентрическое мировоззрение,ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом.

В Новое время – происходит разделение философии на:

1. философию познания

2. философию смыслы жизни (экзистенциализм, персонализм, Философская антропология)

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение человека в космосе" (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая должна была соединить конкретно-научное изучение человека с целостно-философским его постижением. За философским течением, основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". Но этот термин имеет и другое, более широкое значение. Им обозначается раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.

Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!