Что такое единичное, особенное и общее? Как они связаны между собой?
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное.
Единичное(частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства.
Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.
Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.
Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т.е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности, диалектически взаимосвязанные между собой.
Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным
Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве – как единичное. Общее же может выступать в двух качествах, а именно: оно выступает в своем качестве как общее по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности.
|
|
Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория «особенное». Таким образом особенноеотражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга.
Что такое явление и сущность? Почему они относятся к универсальным связям бытия?
Это философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.
Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, к более глубокому, скрытому — к сущности.
Сущность вещей — нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность — это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, «сидящее» в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира есть существенная связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.
|
|
Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия;
Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности.
В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Эти понятия относятся к универсальным связям бытия, потому что охватывают собой все элементы познания человеком. Они применимы ко всем аспектам сущего.
Какова диалектика содержания и формы?
Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен.
Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура — это как бы душа содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. Например, записи разных слов — «ток» и «кот» — состоят из одних и тех же элементов — букв, и хотя эти объекты обладают общностью элементов, они отличаются друг от друга структурой. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту.
|
|
Структура — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы.
Форма — это способ выражения и существования содержания. Форма может быть внутренней и внешней. Например, внутренней формой художественного произведения является, прежде всего, сюжет, способ связи художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Внешнюю форму составляют чувственно воспринимаемый облик произведения, его внешнее оформление, например в литературном произведении — художественный язык, стиль. Внутренней формой воды является способ связей посредством электрических сил притяжения ее молекул Н2О в жидко-капельном состоянии, а принятие водой формы ведра, в которое ее помещают, — это ее внешняя форма. Внешняя; форма выражает связь данного объекта с другими.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1039; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!