Значение дидактической игры для развития дошкольника. Структура и характеристика компонентов дидактической игры



Дидактическая игра-это и игровой метод обучдошк-в, и форма обучения, и самост игровая д-ть, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.Является переходной формой от игров д-ти к учебн д-ти

Значение дидактических игр:форма обучения мл.дошк-в;средство развития личности ребенка

- являются средством воспитания

- выполняют обучающую функцию

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положит и отриц качествах л-ти;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­д.д-ти, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной д-ти, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Методика руководства 1 этап-название игры,2эт-определение игровой задачи,3эт-опр.игровых правил и ознакомление с содержанием,4-организация игры(прям и косв),5-анализ итогов игры в соотв. С возрастом(мл-освоение, ср-даем оценку,ст-самоанализ)

Автодидактизма-ребенок сам придумывает игру.Для детей задача-в виде игровой задачи.

Виды1.игры с предметами(«Что изменилось»)2.настольно-печатные («лото, домино»)

Словесные игры- на внимание («Съедобное-несъедобное»)

Театрализованные игры дошкольников, их характеристика и руководство в разных возрастных группах

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.Принципы организации тетр. игрой: • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц ). • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя. • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей • Игра-импровизация под музыку.

 • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель • Ролевой диалог героев • Инсценирование фрагментов сказок о животных • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам .Классиф. Тетр. игр. Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.). Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

6.Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

 Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.Методика руководства тетр.играми.: Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Приемы работы: 1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. 2. Чтение и совместный анализ сказок. 

 3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей. 4. Режиссерская игра 5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. 6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия. Правила драматизации (по Р. Калининой)Правило индивидуальности. Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося вперсонаж свою личность. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!