Открытие и история Каслинского детского приюта



История открытия и существования приюта, составлена на основе отчетов о существовании приюта и на основе Епархиальных справочных книг, в которых указывалась краткая информация о состоянии и деятельности приюта на определенный промежуток времени. Одним из главных источников о деятельности приюта являются отчеты миссионерского общества, которые были собраны нами в библиотеке имени Белинского, и в библиотеке краеведческого музея (город??).

Башкирский приют, был открыт 12 сентября 1891 года при церковно-приходской школе Каслинского завода. Приют был открыт с миссионерской целью для башкирских мальчиков, в нем проживали дети башкир мусульман в возрасте от 9 до 12 лет[2]. Как писали современники: «Приют представляет собою первый шаг миссионерской деятельности среди башкирского населения епархии»[3]. С самого момента своего основания приют включал в себя 12 человек – детей башкир и татар.

Главной проблемой, с которой столкнулось миссионерское общество среди татар: крайний фанатизм этих инородцев, делающий их в высшей степени подозрительными и непостоянными, фанатизм этот являлся громадным препятствием для правильной миссионерской деятельности среди них и служил причиною разного рода случайностей в ней, неудач и тяжелых испытаний.

 Одной из главных проблем среди татар было то, что с до 1893 года татары обучали детей в вольных школах, никем не ревизуемых, по учебникам, переходящих из рода в род. Учебники эти переписывались татарскими муллами и были частенько не очень удобными в стране, где господствующее население христиане, так как редко у татар встречались книги печатные и просмотренные цензурой. Такие же книги употреблялись и при мусульманских богослужениях. Чтобы устранить эти несообразности, правительство в 1893 году обязало мусульманское духовенство употреблять в мечетях и школах только печатные книги, просмотренные цензурой. Мусульмане увидели в этом для себя стеснение, и в деревенской суеверной глуши начали ходить сумасбродные мысли, будто русское правительство хочет насильно крестить татар и будто бы уже идут с Турцией переговоры об обмене татар на греков и т. п. Эти толкования и дали толчок татарскому движению, которое охватило Казанскую и Оренбургскую губернии, и проникло в Пермскую[4].

 

Рисунок. Каслинский Башкирский приют,

располагавшийся при церковно-приходской школе.

 

В результате этих беспорядков, число жителей приюта очень сильно сократилось, и в конце марта, приют был поставлен на грань вымирания, так как там остался только один питомец. Как впоследствии выяснилось, такое печальное положение приюта явилось результатом влияния на башкирское население их мулл, распустивших слух, что обучающихся в приюте мальчиков, после их обучения, непременно увезут в Пермь и там окрестят; а этот последний слух был в свою очередь отголоском и результатом того брожения среди магометанского населения, которое в начале 1894 года охватило юго-восточную окраину России и было отмечено некоторыми органами светской власти печати[5].

Начальство приюта решило проводить выжидательную политику. Ждали, когда страсти сами собой утихнут. Последующие обстоятельства вполне оправдали рациональность такого решения: число питомцев к 3 января 1895 года снова увеличилось до 12 детей.

 

Рисунок. Священномученик Александр с детьми Каслинского приюта[6].

 

В приюте дети занимались изучением Русского языка, обучались чтению, письму и арифметике.

Заведующим школой, приютом и законоучителем в ней сначала состоял священник Успенской церкви Воецкий, с жалованием 60 рублей в год, а учителем – окончивший курс в Казанской инородческой учительской семинарии А. Алексеев, с жалованием 300 р. в год.

На содержание приюта в 1895 году тратилось 323 рубля 25 копеек в год.

С 1897 году, новым учителем в приюте стал окончивший курс Казанской учительской семинарии Иван Ефремович Константинов, с жалованием 1897 в год при готовой квартире[7].


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!