Список использованных источников



1 Пьесы А. В. Курейчика [Электронный ресурс] – режим доступа:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/390. – Дата доступа: 20. 07.2011.

2 Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.

3 Бутовская, М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека) / М. Л. Бутовская. – М.: Научный мир,             Й12004. ­ – 440 с.

4 Беседы о Вахтангове. – Л.: ВТО, 1940. – 123 с.

5 Левин, К. Ц. Теория поля в социальных науках / К. Ц. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 368 с.

6 Колшанский, Г. В. Паралингвистика / Г. В.Колшанский – М.: КомКнига, 1974. – 118 с.         

7 Каменская, О. Л. Текст и коммуникация / О.Л.Каменская – М.: Высшая школа, 1990. – 152 с.  

 

 

АННОТАЦИЯ

исследовательской работы

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. В. КУРЕЙЧИКА)»,

выполненной учащейся 11 класса ГУО «Средняя школа №9 г. Борисова»

Яроцкой Яной Геннадьевной

 

Данная работа посвящена исследованию невербальных средств общения в произведениях белорусского прозаика А. В. Курейчика, в частности, в его пьесах. В ходе исследования автор работы самостоятельно исследовал невербальные средства общения, разработал собственную классификацию невербальных средств коммуникации с учётом особенностей пьес А. В. Курейчика. В результате классификации было обнаружено, что наибольшие группы невербальных средств общения составляют паралингвистические, кинетические и тактильные средства общения, наименьшие – гастрономические, аудиовизуальные, ольфакторные и комплексные средства общения.

Автор сделал вывод о том, что невербальные средства общения создают естественный ход диалога, дополняя его разными необходимыми деталями; помогают проникнуть во внутренний мир героев; углубляют познание человеческой психики и тем самым правдиво отражают жизненные явления; создают художественные образы.

 

Практическая значимость работы состоит в том, работы заключается в том, что в работе подвергаются комплексному исследованию невербальные средства общения в русскоязычной художественной прозе Беларуси на современном этапе и демонстрируется классификация и динамика невербальных единиц, обозначающих эмоции в структуре современного художественного текста. Также данные исследования способны выступать в качестве основы для исследований подобного направления.

 

 

ТЕЗИСЫ

исследовательской работы

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. В. КУРЕЙЧИКА)»,

выполненной учащейся 11 класса ГУО «Средняя школа №9 г. Борисова»

Яроцкой Яной Геннадьевной

Научный руководитель:

О. А. Короленко,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа №9 г. Борисова»

 

Исследованию невербальных средств общения в русскоязычной прозе Беларуси посвящена работа «Невербальные средства общения как способ создания подтекста (на материале произведений А. В. Курейчика)». Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования невербальных средств общения в конкретных художественных произведениях в рамках подтекста.

Целью исследования является выявление и анализ невербальных средств общения как способа создания подтекста в художественном тексте.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1. Выявить невербальные средства общения, представленные в пьесах А. В. Курейчика.

2. Произвести классификацию фактического материала в зависимости от характера невербального общения.

3. Проанализировать невербальные средства общения как способ создания подтекста в художественных произведениях А. В. Курейчика.

4. Выявить функционирование невербальных средств общения в пространстве художественного текста.

Предметом исследования являются невербальные средства общения, представляющие собой дополнительную, заложенную адресантом и подлежащую декодированию адресатом информацию.

Объект исследования – пьесы А. В. Курейчика.

Мы выявили и исследовали невербальные средства общения в драматических произведениях А.Курейчика, распределили их по следующим группам:

1. Паралингвистические невербальные средства общения – 124 ед. (69%);

2. Кинетические невербальные средства общения – 46 ед. (21%);

3. Тактильные невербальные средства общения – 27 ед. (15%);

4. Гастрономические невербальные средства общения – 3 ед. (1 %);

5. Аудиовизуальные невербальные средства общения – 3 ед. (1%);

6. Ольфакторные невербальные средства общения – 2 ед. (1%);

7. Комплексные невербальные средства общения – 19 ед. (9%).

В результате анализа исследуемого материала было установлено, что невербальные средства общения способны передавать в художественном тексте скрытую подтекстовую информацию и обладают следующим прагматическим потенциалом:

1. появившись в художественном тексте, невербальные средства общения создают естественный ход диалога, дополняя его разными необходимыми деталями;

2. помогают проникнуть во внутренний мир героев, описывая их переживания;

3. углубляют познание человеческой психики и тем самым правдиво отражают жизненные явления;

4. создают художественные образы;

5. передают субъективную оценку автора, повествователя и персонажей;

6. воздействуют на чувства и мысли читателя.

Практическая значимость работы состоит в том, работы заключается в том, что в работе подвергаются комплексному исследованию невербальные средства общения в русскоязычной художественной прозе Беларуси на современном этапе и демонстрируется классификация и динамика невербальных единиц, обозначающих эмоции в структуре современного художественного текста. Также данные исследования способны выступать в качестве основы для исследований подобного направления.

 

Список использованных источников

1. Пьесы А. В. Курейчика [Электронный ресурс] – режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/390. – Дата доступа: 20. 07.2011.

2. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.

3. Бутовская, М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека) / М. Л. Бутовская. – М.: Научный мир, 2004.­ – 440 с.

4. Беседы о Вахтангове. – Л.: ВТО, 1940. – 123 с.

5. Левин, К. Ц. Теория поля в социальных науках / К. Ц. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 368 с.

6. Колшанский, Г. В. Паралингвистика / Г. В.Колшанский – М.: КомКнига, 1974. – 118 с.         

7. Каменская, О. Л. Текст и коммуникация / О.Л.Каменская – М.: Высшая школа, 1990. – 152 с.  

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На исследовательскую работу

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. В. КУРЕЙЧИКА)»,

выполненной учащейся 11 класса ГУО «Средняя школа №9 г. Борисова»

Яроцкой Яной Геннадьевной

 

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, четко сформулированы цель и задачи, присутствуют моменты исследования научного характера и заключение по работе. Учеником исследован материал выходящий за рамки школьной программы, сопровождается самостоятельно разработанной классификацией невербальных средств общения. Содержание отвечает выбранной теме, которая раскрыта достаточно, учитывая возраст автора работы.

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Автором использованы общенаучные термины.

Работа отвечает выбранной теме, может использоваться в качестве обзорного факультативного материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе.

В работе ученик проявил исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированных источников информации, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.

 

Учитель русского языка и литературы                    Т. В. Пашкевич

 

 

Приложение А

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!