Этуреальность Гофман называл «порядок взаимодействия».



Базовые понятия в системе Гофмана  (конспект статьи А.Ковалева)

Общество можно понять через анализ взаимодействияи взаимовлияния индивидов

Никакой единообразной организациисоциума не существует. Видов общественных объединенийвозможно столько, сколько в коммуникационном оборотевращается благ и ценностей, способных приумножаться впроцессе взаимообогащающего обмена между людьми. Эта текучесть и коллективная ≪делаемость≫, конструируемость общества выражается у Гофмана  в понятииситуации.

Идея театрального подхода Гофмана к анализу форм и ритуаловмежличностного взаимодействия основана на концепции личности Мида

Личность по Миду — это не какая-то неизменная структура, а непрестанный процесс. Личность имеет социальное происхождение.Ее формирует диалог. Разговор с другими учит умению разговариватьс самим собой, учит мыслить.

Человек какпродукт биосоциальной эволюции — это организм, обретшийличность, то есть способный воспринимать и сознавать самогосебя, способный регулировать свое поведение, изменяя егоустановки в процессе внутреннего диалога, саморефлексии.

Человек как личность приобретает способность интериоризировать социальное действие, иными словами, превращать образцыреакций ≪других≫ на ту или иную ситуацию в собственныевнутренние мотивы к действию.

Важнейший механизм этой интериоризацииМид называетпринятием (на себя) ролей ( role-taking). Индивид выступаетв ролях других людей перед самим собой, в каждой воображаемойситуации как бы разыгрывая определенную рольперед определенной воображаемой аудиторией, шаг за шагомобдумывая, как будут те или иные зрители реагировать наего исполнение, и в зависимости от выводов относительноожидаемой реакции выбирая будущую линию реального поведения.

Существуют два разных вида принятия ролей, характеризующиедве фазы в развитии личности.

В первой индивидпримеривает на себя роли и подражает поведению конкретныхлиц (родителей, ближайших родственников, домашнего доктора, повара и т. п.).

Во второй фазесоциально-психологическиеустановки других людей подвергаются генерализации,появляется ≪обобщенный другой≫, представляемый в понятиях ≪народ≫, ≪мораль≫, ≪Бог≫,≪общество≫ и т. д. Обобщенный другой ассоциируется с формированиемвсеобщих абстрактных правил поведения, исполнениекоторых поддерживает существование данного сообществакак целого.

Определенное влияние на Гофмана оказали идеи Хайека о том, что человек постоянноживет в двух разных мирах: микрокосме(то есть малыхили первичных группах типа семьи, различныхобщинах и т. д.) и макрокосме (цивилизации, мировойсистеме, рыночном порядке —  что Хайекобобщенно называет «расширенным порядком человеческогосотрудничества»).

В этих мирах действуют разные системы правил и координацииповедения.

В интимных кругах общения в человеческомповедении гораздо больше простора для прямого проявлениячувств и инстинктов и для сознательного сотрудничествалично знакомых людей, объединяемых совместнымпреследованием конкретных единых целей.

В макросистемахдействуют безличные, единые для всех абстрактные правилаповедения и запретительные традиции морали, которые определяютузаконенные границы свободы и прав индивида, позволяютему ставить свои собственные цели и приниматьличные решения. Эти правила и традиции не выбираютсялюдьми сознательно. Они развиваются в ходе эволюционногомежгруппового естественного отбора и прививаются членамгрупп  посредством культурных механизмов подражания,воспитания, обучения и всех прочих разновидностеймежчеловеческой коммуникации. Дисциплина безличныхправил, навязываемых всяким самоподдерживающимся ≪расширеннымпорядком≫ помимо воли и желаний его участников,часто вызывает подсознательную ненависть к себе с ихстороны. Но только в рамках такой общей для всех дисциплинывозможно мирное сосуществование индивидуальных свобод.

Конфликт между абстрактными трудно прививаемымиправилами поведения и тем, что инстинктивно нравится,прежде всего, в стихийном общении в малых интимных содружествахлюдей, глубиннаяпричина тех внутриличностных противоречий, которыепроявляют себя в житейском лицедействе и напяливании разнообразныхмасок в межчеловеческих контактах, каковыефеномены всю жизнь изучал И. Гофман.

Гофман сознательно изучал особуюреальность, возникающей только в социальных ситуациях,где участники находятся в физическом присутствии другдруга и имеют возможность непосредственно  реагировать на действия других.

Этуреальность Гофман называл «порядок взаимодействия».

Следовательно, «порядок взаимодействия» надоразуметь как порядок взаимодействия лицом-к-лицу, а употребляемыйим тоже без уточнения термин «социальное взаимодействие» в большинстве случаев означает в его текстахсоциальное взаимодействие лицом-к-лицу.

Поскольку человек, какправило, участвует во множестве разных групп, то он имеетстолько же разных социальных Я, сколько существует групп,состоящих из лиц, чьим мнением он дорожит. Каждой изэтих групп человек показывает разные стороны своей личности.Таким образом, взаимодействие происходит не столькомежду индивидами как субъектами, целостными неделимымиличностями, сколько между разными социальными ликамииндивидов, как бы между изображаемыми ими персонажами.Недаром

.Гофман желаетизучать эти маски, личины социальных актеров, которые вконце концов прирастают к лицу и становятся их более подлиннымиЯ, чем то воображаемое Я, каким хотят быть этилюди. Маска, роль оправдывается жизнью. Понятие человекао своей роли становится второй натурой и частью личности.Если иногда Гофман заговаривает о ≪рассогласованиинашего природного Я и нашего социального Я≫, то размышляетон об этом не в категориях противопоставления биологическиприрожденного и социально благоприобретенного, аскорее в категориях разных социальных требований, предъявляемыхв разных кругах общения. В одних от нас ожидаютизвестной ≪бюрократизации духа≫ и дисциплины действийнезависимо от телесных состояний, в других есть место дляпроявлений импульсивности и зависимости результатов нашейдеятельности от плохого самочувствия.

В книге, предложенной для анализа,он сосредоточилсяна ≪драматургических≫, или≪театральных≫ проблемах участника микровзаимодействия,представляющего свою деятельность другим.

Описание приемовуправления впечатлениями, выработанных в данной относительнозакрытой микросистеме, затруднений в этом деле,главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихсяна этой почве и т. д., и т. п. — все это Гофманвыделяет в особый драматургический подход.

Драматургический подход должен располагать своей особенной,≪ситуационной≫, системой понятий в силу внутреннейдиалектики развития форм социальной жизни лицом-к-лицу и особого статуса времени в этих формах. Относительнокороткая протяженность во времени и пространстве составляющихих событий позволяет людям собственными глазамиследить за ходом этих событий от начала до конца. По причиненаглядной обозримости такие формы легче осваиваютсяи повторяются людьми (в этом освоении велика роль ≪эмпатии≫ — вживания в мир субъективных чувств партнеров), апо причине быстротечности этих форм разнородные во многихотношениях участники вынуждены быстро достигать рабочеговзаимопонимания.

Основной ситуационный термин для анализа человеческой деятельности в гофмановской социальной драматургии — исполнение (performance) — обозначает все проявления активности индивида или ≪команды≫ индивидов за время их непрерывного присутствия перед конкретными зрителями (какой-то житейской ≪аудиторией≫).Входя в незнакомую ситуацию со множеством участников,человек обычно стремится как можно полнее раскрытьее действительный характер, чтобы со знанием дела соответствоватьожиданиям присутствующих. Но информации об ихподлинных чувствах по отношению к нему, об их прошломсоциальном опыте и т. п. обычно не хватает. И тогда дляпредвидения развития ситуации приходится пользоваться заменителями:случайными репликами, проговорками и оговоркамикак в психоанализе, статусными символами, материальнымизнаками социального положения и т. д. В результатевсякий исполнитель в ситуации взаимодействия сталкиваетсяс парадоксом: чем больше интересуешься реальностью,недоступной прямому восприятию, тем большее внимание надоуделять внешним проявлениям, видимостям, впечатлениям,которые другие участники создают во время взаимодействияо своем прошлом и о будущем курсе действий.

В этом взаимном процессе производства впечатлений Гофман выделяетдва различных вида коммуникации (знаковой активности):

произвольное самовыражение, которым люди дают информациюо себе в общезначимых символах, и

непроизвольноесамовыражение,которым они выдают себя (например, нечаянновыдают каким-то жестом свое не достаточное для декларируемыхпретензий на определенный социальный статусвоспитание).

Второй вид коммуникации — обычно непреднамеренный,невербальный и более театральный — интересуетГофмана в первую очередь. Но при использовании обоихканалов коммуникации действуют объективные ограничениянепосредственного взаимодействия между людьми (необходимостьвыпячивания одних фактов и сокрытия других, идеализацияи т. д.). Эти ограничения влияют на его участникови преобразуют обыкновенные проявления их деятельности втеатрализованные представления. При этом вместо простогоисполнения рабочей задачи и свободного проявления чувствлюди начинают усиленно изображать процесс своей деятельностии передавать свои чувства окружающим в нарочитой,но приемлемой для других форме.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!