Основные типообразующие факторы СМИ.



В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с применением типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Типообразующие факторы: главными типообразующими факторами являются: аудиторная направленность, стремление собрать вокруг программы или издания аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально- мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и .т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:

1) проблемно-тематическая направленность: обращение к определенным пластам информации: при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим.

В каком свете будут освещаться проблемы и темы зависит:

2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях, при этом очень важно, какая позиция будет реализовываться в условиях плюрализма.

3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Существуют и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы), но они представляют собой как бы 2 пласт типообразующих факторов СМИ.

 

 

Вопрос 15

Типы информационных агентств.

ТИПОлогические признаки печатных периодических изданий на примере специальных журналов были исследованы А.И.Акоповым еще в 1970-80-х годах. [1] Впоследствии, с развитием СМИ в Интернете, эти признаки в значительной степени были адаптированы им же к интернет-изданиям в статьях «Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета» и «Типологические признаки сетевых изданий». [2] В этих работах впервые было уделено внимание проблеме определения типа периодического сетевого издания, осуществлена попытка детализировать типологические признаки сетевых изданий российского сегмента Интернет на основе разработанной ранее методики.

Отметим, что информационные агентства неоднократно становились объектом исследовательских работ в контексте журналистики и были рассмотрены в историческом, социологическом, типологическом, экономическом аспектах. Стоит выделить труды В.И. Сапунова, Ю.А. Погорелого, Н.В. Саляховой, К.А. Войцеховича и других. [5].С начала 1990-х годов информационные агентства активно используют Интернет не только для сбора и распространения информации, а как основную площадку для деятельности, медиасреду. Появляются собственно интернет-агентства, которые минуют посредников для распространения информации и сами превращаются в полноценные СМИ с набором индивидуальных типологических признаков. Изучение публикаций по данной теме не выявило наличия работ, посвященных исследованию сетевых информационных агентств. Как правило, авторы дают характеристику традиционным информационным агентствам, отмечая при этом, что «возникновение Интернета вызвало к жизни такой феномен, как интернет-агентства». [6]

Типоформирующие признаки, оказывающие первоочередное влияние на появление информационных агентств, такие же, как для любого СМИ - это издатель, целевое назначение, читатель.

Признак издатель (учредитель)требует детального рассмотрения с помощью историко-типологического метода.

Исторически сложилось, что первыми инициаторами создания информационных агентств, как за рубежом, так и в России выступали частные лица. Так, учредителем первого российского информационного агентства печати выступил публицист и издатель Константин Трубников. 19 декабря 1866 года газета «Биржевые ведомости» опубликовала извещение о создании в Петербурге Русского телеграфного агентства. К тому времени при «Биржевых ведомостях» уже четыре года действовало небольшое телеграфное бюро. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои «Телеграфные бюллетени» и продавать их. Первоначально РТА распространяло иностранную политическую информацию и коммерческие новости на территории страны организациям, редакциям газет и частным лицам. Вскоре оно стало собирать и распространять за границей через бюро Вольфа внутрироссийскую информацию. Это значительно облегчило получение сведений, особенно провинциальными газетами.

Все российские агентства конца XIX века были частными предприятиями по типу собственности и принадлежали крупным издателям – А.А. Краевскому, А.Л. Суворину, О.К. Нотовичу, М.П.Федорову и уже упоминавшемуся К.В. Трубникову.

Однако вскоре положение меняется и в 1902 г. по предложению министра С.Ю. Витте в России появляется первое государственное телеграфное агентство - Торгово-телеграфное агентство (ТТА). В его задачи входило «обеспечить отвечающую видам правительства» осведомленность за границей о событиях в России и своевременную информацию русских промышленников и торговцев о событиях за рубежом. Государственным является и российское агентство международной информации «РИА Новости». Его история началась с образования в первые дни Великой Отечественной Войны Советского Информационного Бюро (Совинформбюро) при СНК СССР и ЦК ВКП(б) на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О создании и задачах Советского информационного бюро».

В 1961 году на базе Совинформбюро было создано агентство печати массовых общественных организаций под названием «Новости». Высшим руководящим органом являлся Совет учредителей агентства: Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание». Таким образом, агентство АПН не являлось государственным.
Возрастание значения нового вида информации, связанного с потребностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных негосударственных информационных агентств.[7] и др

Создание негосударственного информационного агентства в СССР стало возможным благодаря радикальной реформе управления экономикой и преобразованию хозяйственного механизма. Курс к эффективной экономике, начатый в конце 1986 года, позволил предприятиям и организациям перейти на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление.
Как правило, учредителями частных (коммерческих) агентств являются компании (информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» было создано на базе одноименной компании), учреждения («Агентство политических новостей» (АПН) является дочерним изданием Института национальной стратегии), частные лица.
Небольшая группа информационных агентств принадлежит некоммерческим и общественныморганизациям (различным конфессиям, экологам, университетам, национальным общинам). К примеру, информационно-аналитическое агентство МиК (Маркетинг и Консалтинг) — независимая, некоммерческая организация. Ее учредитель и президент доктор психологических наук, действительный член Международной академии информатизации и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Михаил Креймер. [8]

Следующим типообразующим признаком является целевое назначение.Для информационных агентств – это сбор, обработка и расстранение информации с целью публикации и дальнейшей передачи СМИ и другим институтам. Естественно, чем масштабней агентство, тем больше объем переданной информации. К примеру, основной задачей глобальных информационных агентств является «оптовый сбор и продажа новостей другим «розничным» СМИ, которые работают с аудиторией напрямую, а также «не-медийным» потребителям». [9] (Заметим, что это определение не учитывает возможность глобальных информационных агентств непосредственно работать с аудиторией с помощью своих представительств в Сети).
Говоря о целевом назначении информационных агентств, стоит отметить, что они не ограничиваются работой с новостной информацией. В разделе «Услуги» большинства крупных информагентств, как правило, значатся стратегический консалтинг, комплексное информационное и PR-обслуживание, организация пресс-конференций, брифингов, «круглых столов», создание и поддержка интернет-проектов, реклама в Сети, мониторинги СМИ, индивидуальные аналитические исследования широкого тематического спектра.

Мне представляется, что к целевому назначению информационных агентств следует относить и энциклопедическое. Представляя ежедневную картину дня, агентства накапливают знания о современной действительности, формируют библиотеки новостей. Архив международного или национального информационного агентства – это своего рода исторический отчет о событиях происходящих в мире или стране за определенный период. Учитывая то, что информационные агентства четко разграничивают факты и комментарии, данная информация претендует на объективность. Кроме того, агентства предоставляют справочную информацию (биографии, статистика и т.п.) которая дополняет новостную. Приведем пример информационного агентства «Интегрум», архив которого содержит абсолютно все интервью российских политиков. Сервис «Интегрума» «Национальная электронная библиотека» - это крупнейший в мире электронный архив русскоязычных документов по любым общественно значимым темам. В каталоге представлены полнотекстовые версии центральных и региональных СМИ, аналитические исследования и обзоры, адресно-справочные и правовые базы данных и т.д. - более 5 000 источников, свыше 316 миллионов документов. Глубина архива - более 10 лет.

Последним типологическим признаком, влияющим на формирование типа информационного агентства, является читательская аудитория. Мы считаем, что она складывается из четырех категорий пользователей:
1. СМИ – журналисты, аналитики, редакторы российских и зарубежных средств массовой информации.
2. Государственные структуры - представители государственных и правительственных структур, органов власти.
3. Финансовый и корпоративный сектор - руководители предприятий, эксперты, специалисты инвестиционных и консалтинговых компаний, научных организаций, образовательных учреждений.
4. Частные потребители информации - индивидуальные пользователи, владеющие компьютером с доступом в Интернет.

В зависимости от специализации деятельности агентств процентное соотношение этих категорий в общей доли аудитории меняется.

Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» тоже упоминает об исследовании собственной аудитории с помощью проекта «ОнЛайн Монитор», однако приводит данные ноября-декабря 2005 года. [12] Согласно результатам, основой аудитории сетевого информационного агентства РБК являются россияне. В основном, это жители Москвы-62% (Санк-Петербург- 8%, другие города - 30%.) Аудитория старше, чем посетители российского интернета в целом - 60% аудитории РБК старше 25 лет (в среднем по Рунету - 47,6%). Большую часть аудитории (82%) составляют мужчины. Достаточно высок образовательный уровень посетителей: в 63% случаев - это люди с высшим образованием, а в 5% - с ученой степенью. Более трети (38%) - руководители разных рангов. Наиболее активно ресурсы РБК посещают представители IT-отрасли, сотрудники финансовых учреждений и страховых компаний. РБК имеет самую большую бизнес-аудиторию среди российских СМИ (более 2 миллионов человек). Аудитория всех ресурсов РБК превышает 4 миллиона человек.

Внутренняя структура сайта информационного агентства как типологический признак является единой характеристикой, как для собственно сетевых, так и для представительств традиционных информационных агентств, так как деление материалов происходит по одним и тем же принципам.

По тематическому признаку сообщения попадают в рубрики, к примеру: «Политика», «Экономика», «Общество». В свою очередь сохраняется деление внутри рубрик. «Общество»: Социальная сфера, Образование, наука, Здравоохранение, Экология, Происшествия, Национальности, религия, Культура, Спорт, Туризм, досуг, Наркомания и СПИД, Курьезы. (Regions.ru «Новости Федерации»). [13]Одним из главных критериев оценки информационного агентства является оперативность предоставления информации, поэтому временной признак очень важен. Материалы группируются как «Главные события часа», «Хроника дня», «Лента новостей» и др. По жанровому критерию деления разделов выделим репортаж, сообщение, интервью, отчет, обозрение, портрет.

Интернет-среда позволяет легко масштабировать приложения к основному информационному наполнению. Информация в Интернете, как правило, каталогизируется и архивируется, отдельные материалы могут представлять интерес для составления обзоров, справочных, энциклопедических и биографических материалов. Для их оперативного поиска требуется разработка сложной структуры инструментов - аппарата информационного агентства. [17]

Один из важных признаков информационных агентств – периодичность.
Все интернет-ресурсы агентств работают в режиме реально времени. Однако этот режим так же может быть дифференцирован. По нашему мнению, оптимальным критерием оценки оперативности работы информационного агентства является количество выпущенных новостей в единицу времени (час, день, неделя, месяц

 

 

Вопрос 16

Специфика радиокоммуникации.

Эфир, по представлению древних греков, – верхний, лучезарный слой атмосферы. Там они поселили своих богов. Изобретатель радио, А.С. Попов, еще обучаясь в университете и мечтая о новых способах передачи информации, записал в своем дневнике характерные, можно сказать, пророческие слова: «Греческая мифология, так правдиво обожествлявшая силы природы, подчинила ветер, воду, огонь второстепенным божествам и только молнию вручила Зевсу. Современная промышленность завоевала мало-помалу силы ветра, воды и огня. И вот современная наука делает последнее усилие и вырывает молнию из рук Зевса»[2][1].

Г. Маркони, много сделавший для развития радио, назвал заговорившее радио, «голосом Бога». Скорость – главный фактор в покорении пространства с использованием электрических волн – превратила радио (а вскоре телевидение) в планетарные массовые коммуникации. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей – «продукта» неисчислимого множества работающих радио- и телестанций. Эти сигналы, посланные в эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечества), – электронная революция, изменившая не только информационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека.

Ноосфера в конце XX столетия приобрела новое качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только продуктами его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Оседлав» их, человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос.

Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в отражении и организации социальной информации. Радио – канал для трансляции других звуковых, речевых искусств, передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой – это создание новой речевой реальности, языкового существования в эфире.

Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. В нашем случае раскрытие специфики радиокоммуникации нужно для лучшего понимания природы ее жанров.

Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой – способствует созданию определенного эмоционального настроения»[3][2]. Как сказал Б. Пастернак: «Слух – это глаза души». Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурналистика – звуковая коммуникация. Ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации звучащего материала, знания психологии его восприятия на слух.

Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия.

На радио важно не только то, чтосказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Известна пометка У. Черчилля в тексте одной из его речей: «Довод слаб – усилить голос». Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобиле и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности.

На восприятие радиопрограмм накладывает отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта.

Итак, физическая природа коммуникационного канала, его возможности в передаче информации предопределяют способы ее обработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудиторией. Специфика канала обусловливает и особенности жанров, методику работы журналиста, формы общения со слушателями.

Речевой жанр, по определению М.М. Бахтина, есть «типовая модель построения речевого целого»[4][3]. Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими факторами, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства всех формообразующих компонентов.

Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства – это компоненты проявления действительности в звуке.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Звучащее слово.Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово играет ведущую роль. Хотя нужно отметить, что в документально-художественных жанрах, таких как радиоочерк, радиокомпозиция, – музыка и шумы могут выполнять не только вспомогательную, но и самостоятельную функцию. В таком случае они «играют» на смысловое, эмоциональное раскрытие темы, идеи.

Слово в радиопублицистике представляет собой исходный материал и продукт целенаправленного речевого общения, подчиненного законам эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово, по глубокому замечанию Л.С. Выготского, одновременно является формой проявления мысли и чувств.

Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.

Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Эти фигуры и элементы подробно описаны в учебниках по литературоведению, в пособиях по использованию выразительных средств в газетной публицистике, в методических разработках по практике ораторской речи. Мы же обратимся к звуковым выразительным средствам живой речи.

Характеризуя ее выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную роль. Многие лингвисты определяют интонацию, как главное средство, создающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку. Предприняты даже попытки выразить количественное соотношение информации, передаваемой содержанием текста и его произнесением. Так, Е.А. Ножин говорит о том, что интонация может нести до 40% общего объема информации, заключенного в устном сообщении.

Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

Еще Гегель указывал на значение голоса в отражении духовного мира человека, полагая, что он «представляет собой главный способ, посредством которого человек может обнаружить свое внутреннее существо»[5][4].

В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос, а это заметил Т. Готье, труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти невозможно перенести на бумагу. И это действительно так: голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.

В обычной жизни можно «видеть» речь, т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика, ситуация общения, настрой на конкретный разговор – дают немало дополнительной информации. Кроме того, а это очень важно, возможно активно воздействовать на ход беседы, которая, собственно, является продуктом этого воздействия (активного или пассивного).

На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. При таком асимметричном общении теряется какая-то часть значения слова – на это тоже обращали внимание ученые, так как контактная речь – есть производное от взаимного общения. Более того, и сама интонация говорящего рождается в процессе восприятия речи и реакции на нее собеседника.

Однако голос, отделенный от человека, живет самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться в глубину звучания и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятие и оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук – душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизируется механизмами слухового восприятия. На эту психологическую особенность восприятия звучащего слова, отделенного от человека, обратил внимание Б. Шоу, прекрасный оратор, часто выступавший по радио. Писатель говорил о микрофоне как «беспощадном сыщике», проникающем во внутренний мир человека без его «ведома» и «контроля», так как от своего голоса в речи нельзя «спрятаться». Он всегда будет выражать больше, чем мы хотим сказать. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

Б. Шоу писал о том, что при прослушивании речи на радио усиливаются, оттеняются интонации голоса, которые остаются без внимания при контактном речевом общении. «Интонации вашего голоса, которых не услышишь невооруженным ухом, отлично слышны через микрофон. А это любопытно: микрофон фактически переносит вас в исповедальню, он делает вас совершенно другим человеком»[6][5]. Не случайно, многие мастера микрофона, актеры, режиссеры, писатели, журналисты говорили о его огромных, ни с чем не сравнимых возможностях раскрывать душу человека, его внутренний мир.

Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состояний, в их качестве. Жанровая тональность – тема, о которой мало говорят в теории и практике радиожурналистики. А ведь это – конечная форма воплощения текста, его реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до импровизированного публицистического выступления в прямом эфире.

Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса.

Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи – именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление.

Еще раз подчеркнем: контактная (симметричная) речь и асимметричная имеют свои особенности и преимущества. Их нужно знать и максимально использовать в своей работе.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на самые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта атмосфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора.

Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует новую аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

 

Музыка.Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Гегель различал в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка[7][6]. «Самостоятельная в ее собственной сфере» музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».

«Музыка как сопровождение» широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров. Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде:

Ø разбивок между информационными блоками в одной пере­даче;

Ø музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире;

Ø звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку;

Ø звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах);

Ø передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их;

Ø определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения;

Ø художественного средства для создания целостного звукового образа.

 

Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь – художественные.

Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения, отрывком песни – создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах – уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

Шумы.Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум толпы, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.

Шумы выполняют также важные функции:

Ø служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попадающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Документальный шум, записанный синхронно с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию;

Ø составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической иллюстрации. Они оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия;

Ø приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики. В таком случае они решают самостоятельную эстетическую задачу, являются художественной деталью, его звуковой «краской».

 

Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий натренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку, шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.

Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит, выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения. Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении.

Однако шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.

Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.

 

Монтаж.Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.

Слово «монтаж» в переводе с французского имеет два значения. Чисто техническое – «сборка и установка сооружений, конструкций, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе – «подбор и соединение отдельных частей чего-либо для создания единства, законченного произведения, например, в кино – подбор и соединение заснятых кусков фильма в требуемой по сценарию последовательности»[8][7].

В нашем случае рассмотрим второе значение слова и добавим, монтаж – не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обусловливает характер всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их места в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться и меняется в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте.

Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы – тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.

Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение, речевое поведение. Так что монтаж можно понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня монтируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Обычно в таком случае под операцией «сборки» понимается общий монтаж, где в значительно большей степени учитываются внешние связи компонентов целого. И монтаж как средство создания отдельных радиопроизведений – сочетание внутренних связей.

Эти возможности монтажа в организации внутреннего единства разных жанров разноплановы и многообразны. Их спектр: от простейшей организации текста – освобождение от длиннот, неудачных фрагментов, технически бракованных записей – до создания звукового образа.

Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который, по определению А.А. Шереля, представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека»[9][8].

Выделим формы назначения и использования монтажа:

Ø сокращение текста;

Ø композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом;

Ø уплотнение времени;

Ø использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала;

Ø создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи;

Ø использование контраста разных выразительных средств, как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен, планов;

Ø использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов при движении сюжета;

Ø создание целостной композиции радиопроизведения.

 

Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. В числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.

При монтаже используются в разных вариантах сила звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства).

Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и правдивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей.

В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими.

В информационном радиособщении встречается монтаж в его самых простейших, но и самых значительных формах: отборе фактов и их изложении, а также расположении в структуре программы, ее верстке. В радиорассказе, радиокомпозиции монтаж используется как одно из главных средств создания звукового образа. Монтаж подчинен функции жанра, его нацеленности на решение конкретной задачи и в свою очередь предопределяет архитектонику жанра, внутренние связи и тем самым реализацию этих самых задач. Такова диалектика творческого процесса, в котором замысел «ведет» весь этот процесс, а готовое произведение раскрывает своим содержанием путь движения и его результат.

Таким образом, все выразительные формообразующие средства радиовещания помогают отразить звуковую картину действительности под определенным углом зрения, конкретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения.

В работе над сложными документально-художественными радиожанрами большую помощь журналисту оказывает радиорежиссер и звукорежиссер. Но и журналист должен представлять возможности звукового материала, изучать особенности и приемы использования музыки, шумов, возможности студийного монтажа. Это поможет ему эффективнее проводить документальные записи на месте, представлять сферу использования звуковых выразительных средств при написании сценария будущего произведения, его литературного текста.

 

 

Вопрос 17

СМИ - системное образование.

За последнее десятилетие в России основательно изменилась типологическая палитра средств массовой информации. Для того чтобы подробно охарактеризовать современное состояние типологии СМИ, необходимо определить само понятие – типология, прежде всего в рамках системного подхода. СМИ представляют собой систему по форме организации и по функциям, которые они выполняют в общественном пространстве. Системность – это тот принцип, опираясь на который и производят основной анализ деятельности журналистских средств и форм воздействия на аудиторию.

В основе системного подхода лежит понятие система (system; греческое systema – целое, составленное из частей, соединение) как ключевое понятие теории публичных коммуникаций. Системный подход возник во второй половине ХХ столетия под влиянием системного движения и как результат попыток соединить рационалистический и поведенческий подходы с целью преодоления их ограниченности (Ч.Барнард, Г.Саймон, П.Раккофф, С.Оптнер, Д.Клиланд). Базой системного исследования являются такие понятия, как свойство, отношение, связь, элемент, подсистема, целостность, структура, организация, дифференциация, интеграция, управление (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.Г.Афанасьев).

Свойство определяется в философии как то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование; оно может быть определено через качество – специфика, «как» и «что» вещи – первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности.

Отношение рассматривает момент взаимосвязи многих видов сущего, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Понятие «связь» имеет психологическую основу, так как определяется тем, что раздражения, воспринимаемые органами чувств, образуют основу восприятия, в которых между частями воспринимаемого существует связь, благодаря чему получается некое целостное образование, а не отдельные восприятия, лежащие рядом друг с другом. Критерием связи считают правило прегнантности. Оно гласит, что объединение множества содержаний в формообразующее целое происходит таким образом, что возникшее целое так или иначе отличается по форме от других возможных объединений, то есть по отношению к другим объединениям оно является непосредственно лаконичным, но содержательным и полным смысла. Структура, образованная в этой связи, является прегнантной или отличной, сущность ее воплощается в необходимой форме, характеризующейся наибольшей чистотой.

Элемент, как составная часть чего-либо, которую нельзя разложить на еще более простые вещества, является основой категориального анализа, то есть может быть рассмотрен как категория, элементарное понятие, которое не может быть определено, а лишь объяснено. Понятия «целостности», «структуры» и «организации» близки по своему содержанию. Если целостность характеризует завершенность, тотальность, цельность и собственную закономерность вещи, то структура базируется на связях, обеспечивающих целостность объекта, отличающихся устойчивостью; а организация представлена как внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением. Налицо близость двух понятий, обеспечивающих состояние целого – структуры и организации.

Выделим существенные признаки одного и другого, одновременно дифференцируя их. Для структуры важны связи и степень их устойчивости в целом, что делает ее зависящей от этих связей – каков уровень связей, такова и степень устойчивости структурных образований. Однако для организации важным является именно упорядоченность внутренними факторными характеристиками частей целого, которая связана со строением этого целого и может быть во внешней среде представлена как совокупность частей целого, объединенных в подструктуры и структурные образования. Таким образом, мы видим, что для структуры важна характеристика устойчивых связей, тогда как для организации важна упорядоченность частей целого, включающая соподчинение и взаимозависимость.

Понятия «дифференциации», «интеграции» и «управления» в контексте системного подхода также могут быть рассмотрены как группа близких понятий. Если дифференциация – это выделение различий (различающих моментов) по единому принципу, то интеграция – прямо противоположный процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства. Управление рассматривается и как форма организации, и как принцип, характеризующий связи структуры. Управление предполагает воздействие на элементы с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Главное в системном подходе – рассмотрение исследуемого объекта как некоей целостности или системы. Целое является определенной детерминантой своих частей, оно подчиняет их и преобразует согласно своей собственной природе. Анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого.

Система - это не просто совокупность, а целостный комплекс взаимосвязанных элементов, образующих особое единство со средой, входящий в системы более высокого порядка, состоящий из систем более низкого порядка, имеющих сложившиеся принципы своего функционирования. Целостная система обладает рядом характеристик, главные из которых – наличие структуры, внутренней организации системы, полнота компонентов, создающих целое, наличие системного интегрального качества, отличного от свойств и качеств образующих его компонентов.

Термин «система» соотносят с целым, что состоит из отдельных частей. Система может быть определена как совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Каждый элемент системы выполняет свои функции при взаимодействии с другими. Таким образом, наличие элементов – минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы – является первым признаком системы. Элементы в системе соединяются между собой, отражая подструктуры или компоненты, которые также состоят из отдельных элементов. Основой для соединения элементов является целеустремленность, полнота набора компонентов, качество каждого компонента, плотность взаимосвязей, как между компонентом, так и между каждым и целым.

Ко второму признаку систем относится интегративность, как результат взаимодействия всех компонентов, входящих в систему, которые зависят от уровня целостности системы.

Третьим признаком системы считают теснейшую связь с внешней средой, что характеризует ее открытость. Выделяют шесть основных внешних подсистем: общественно-политическую; производственно-экономическую; социально-бытовую; природно-экологическую; культурную и духовно-нравственную.

Существенными признаками системы можно считать целевые характеристики:1) полифункциональность – способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов; 2) развитие – системы рассматриваются с позиций динамичности, открытости и целеустремленности; 3) упорядоченность – все изменения, которые происходят в системе, упорядочены.

Таким образом, выделены сущностные положения, в которых запечатлены законы системности:

1. Изучать систему необходимо в ее единстве со средой, учитывая ее целостность по отношению к внешней среде.

2. Изучая систему необходимо расчленение ее как целого, приводящее к выделению элементов, свойства которых «зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы».

3. Необходимо учитывать, что все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействуют друг с другом, поэтому важно выделить наиболее существенную – системообразующую – связь.

4. Представление об упорядоченности системы, взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов дают такие понятия, как совокупность элементов, структура и организация системных объектов.

5. Одним из важных способов регулирования системных связей является управление, которое включает постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию результатов.

 Исходя из проведенного анализа, система (по отношению к журналистике) может быть охарактеризована как целостное объединение формы и содержания, целей и функций распространяемой в обществе информации.

Итак. Система СМИ состоит из целого ряда системных единств. К ним относятся все средства массовой информации – пресса, радио, телевидение и новые электронные медиа. Система имеет структуру, четко организована и образует единство элементов, каждый из которых обладает индивидуальной спецификой. Совокупность элементов формируется за счет связей, устанавливаемых между ними. Изучают систему СМИ, опираясь на системный подход. Одним из частных случаев системного подхода является структурный анализ, который активно используется для характеристики СМИ.

 

 

Вопрос 18

Специфика телекоммуникации.

Объектив – оптико-электронный преобразователь сигнала – развертывающее устройство (трубка) – синхрогенератор – усилитель изображения – передающее устройство – канал связи – приемное устройство – видеоусилитель – преобразование эл сигнала в световой – селекторный импульс – развертывающее устройство, с которого изображение передается на экран – это полный телевизионный сигнал.

ТВ система - комплекс технических средств, обеспечивающих процессы, лежащие в основе передачи и приема информации.

Основные части системы ТВ: телецентр - передающая сеть - приемная сеть. В зависимости от технического выполнения телепередачи выделяют комплексы производственнно-технического обеспечения студийных и внестудийных передач.

Студийные передачи используют в качестве основного места проведения АСБ (аппаратно-студийный блок), основное оборудование: камеры, светотехническое и звукотехническое оборудование. АСБ - аппаратно-студийный блок. В студии - 2-6 камер, свето- и звукотехническое оборудование. Камеры - для преобразования элементарных световых потоков в электрические сигналы.

Пульт видеорежиссера - творческий процесс формирования телепередач. Коммутацию источников изображения осуществляет ассистент с 9 микшерными потенциометрами, за каждым м.п. закреплено по видеоконтрольному устройству. На трех из них - студийные камерные каналы, на остальных - другие источники сигнала: видеомагнитофоны, телекинопроекторы. Здесь же пульт звукорежиссера, магнитофоны, громкоговорители.

Синхрогенератор - чтобы воспроизведение было синхронным и синфазным, синхрогенератор вырабатывает синхронизирующие и гасящие импульсы.

С пульта видеоинженера производится контроль и управление работой датчиков сигнала и их настройки. Переход на резервные комплекты оборудования и координация действия технического персонала в студию Для визуального контроля - видеоконтроль устройства.

В телецентр входит: камера со светотехническим и звукотехническим оборудованием. Предварительно видеосигнал поступает по кабелю в техническую аппаратную и в режиссерскую для контроля и обработки.

Основное оборудование телестудии.

Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.

Техническое обеспечение передачи телевизионных программ. Радиорелейные и кабельные линии, космическая система теле связи

В стране к 1997г. была создана уникальная распределительная сеть:

10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиорелейных линий связи, 12 тысяч телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание — доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98% населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94% — две программы и 36% — три и более программ.

    Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вскоре этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметровых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжает возникать немало негосударственных телекомпаний. Предоставить каждой из них канал становится все более сложной задачей. Проблему стали решать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непосредственного вещания. Города Европы буквально увешаны приемными спутниковыми антеннами. С 1990г. наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 процентов телевизоров. Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение. Телевидение сегодня стоит перед новым революционным скачком — переходом не просто к цифровому телевидению, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр используется более эффективно благодаря применению метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телевизионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.

 

 

Вопрос 19


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!