Предпосылки и основные центры образования Древнерусского



Государства

Возникновение Древнерусского государства – принципиально важный момент

в истории русской нации.

Государство– это особая система управления обществом, для которой

характерны следующие признаки:

- территория с границами;

- аппарат власти (аппарат управления и аппарат принуждения);

- налоги;

- писаные законы.

Причинами возникновения Древнерусского государствастали:

- Усовершенствование орудий труда и второе общественное разделение

труда, повышение производительности труда и возникновение дополнительного

продукта, активизация торговли и возникновение постоянных поселений;

- Рост хозяйственной самостоятельности отдельных семей, возникновение

частной собственности на способы производства, переход от родовой к соседской

общине, усиление имущественного и социального неравенства;

- Усиление роли племенной и новой торгово-дружинной знати,

формирование дружины, снижение роли вече и возникновение боярского совета

(совещательного органа власти);

- Территориальная, этническая, языковая и культурная общность

восточных славян;

- Постоянная угроза со стороны соседних кочевых племен, стремление

объединить силы в борьбе с внешними врагами, выделение дружины в особую

привилегированную группу (орган удержания власти).

Основные теории возникновения государства у восточных славян:

Норманская– государство появилось благодаря влиянию варягов(норманнов,

викингов). Ссылка на «Повесть временных лет», происхождение Рюрика.

Антинорманская– главную роль играют внутренние предпосылки, которые

созревают в самом славянском обществе. Внешнее влияние возможно, но решающей

роли оно сыграть не может.

Предпосылкивозникновения государства у восточных славян

1. Высокий экономический уровень – у славян применялось двуполье,

севооборот, плуг с железным лемехом, существовали развитое приусадебное

животноводство, огородничество, ремесла, города, торговля.

2. Высокий социально-политический уровень – у славян существовала частная

собственность, имущественное расслоение(выделяются князья, бояре,

дружина, купцы), существовали союзы племен и протогосударства (Славия,

Артания, Куябия).

Состоянием на ІХ в. на Руси было два основных культурных,

Политических, хозяйственных центра: южный (Киев) и северный (Старая

Ладога, а позднее - Новгород), который конкурировали между собой.__

6. Первые кньзья от Рюрика до Святослава

Первые русские правители (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав,

Владимир Великий, Ярослав Мудрый)

Рюрик (862 – 882 гг.):

· варяг по происхождению, призванный на княжение в Новгород;

· основатель княжеской династии;

Олег (882 – 912 гг.):

· правил за малолетнего Игоря – сына Рюрика;

· захватил Киев (882 г.), объединил земли полян и древлян, тем самым основал

Древнюю Русь;

· осуществил успешный поход на Константинополь, подписание выгодных

торговых договоров (908, 911 гг.).

Игорь (912 – 945 гг.):

· первый князь из династии Рюриковичей;

· неудачный поход на Константинополь;

· убит восставшими древлянами.

Ольга (945 – 964 гг.):

· мстит за смерть мужа;

· реформирует систему налогообложения;

· совершает дипломатическую поездку в Константинополь.

Противостояние и борьба с населявшими степи Приазовья и Придонцовья

кочевыми тюркскими племенами (хазарами, печенегами, половцами),

совершавшими разорительные набеги на древнерусские княжества, были важной

частью политической и военной деятельности великих киевских князей.

Святослав(964 – 972 гг.):

· поход на Саркел и Итиль. Уничтожение Хазарского каганата;

· уничтожение Хазарского каганата открыло путь на Русь кочевникам-печенегам;

· поход в Болгарию, война с Византией за Болгарию;

· во время дороги домой убит печенегами.

Владимир Великий (980 – 1015 гг.):

· административная реформа (воцарение династии в удельных княжествах);

· для защиты от печенегов строительств вдоль границ крепостей с системой

оповещения;

· религиозная реформа – принятие христианства (988 г.).

Ярослав Мудрый (1019 – 1054 гг.):

· решающая военная победа над печенегами;

· превращение племен торков и печенегов в вассалов на службе у князей(Черные

клобуки);

· начало противостояния с половцами, для обороны от половцев продолжает

строить пограничные укрепления.__

7. Правление Владимира Великого

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ — БИОГРАФИЯ

Сын великого князя Киевского Святослава I Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира княжить в Новгороде по просье новгородцев в 969 году. Мать Владимира по преданию — ключница княгини Ольги Малуша.

Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал «за море» к варягам. Вернулся в 980 году, во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ

Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией. Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года). Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ — ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно памятник Владимиру великомупо его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна.Постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам Мусульмане — аллаху, иудеи — Иегове, христиане — христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из вер оказалось очень непросто. По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»).

ХРИСТИАНСКАЯ РУСЬ ПРИ ВЛАДИМИРЕ ВЕЛИКОМ

Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II.

крещение Владимира Великого В 988 году Владимир взял Херсон (Корсунь). Крещение князя состоялось в 987/989 именно в Херсоне, при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).

правление Владимира Великого   Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции. При большом количестве жен и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка.

В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление равноапостольный великий князь владимирсыновьям. Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице.Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015 и был похоронен в десятинной церкви в Киеве.Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой великий князь Владимир. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля

8. Принятие христианства

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д

988 г. – принятие христианства на Руси.

Причины принятия христианства:

  • необходимость укрепления власти киевского князя.
  • потребность государственного объединения на новой духовной основе.
  • оправдание социального неравенства.
  • необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства для развития Руси:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!