Прочитайте статью о темпе речи и ответьте на вопрос «Как соотносится темп речи с другими компонентами выразительности?» Охарактеризуйте темп как компонент выразительности речи
Занятие по развитию навыков фонетического оформления текста
1. Listen to the text now and mark its specific phonological features.
criteria | Specific phonological features |
1. sentence type (communicative function) | |
2. main intonation tones | |
3. tempo | |
4. voice (loudness) | |
5. punctuation marks (the comma, the note of interrogation, the note of exclamation, the full stop, brackets,the semicolon(;), the colon (:),the dash (-), inverted commas (“ “) |
2.
Прочитайте статью о голосе и охарактеризуйте голос как компонент выразительности речи.
Гойхман О.Я. полагает, чтобольшое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. Голос — это мы и наши мысли. За весьма редкими исключениями, каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. У большинства детей голоса чистые и звенят, как колокольчики. Даже маленькие дети часто говорят совершенно четко. Но что происходит с большинством людей, когда они становятся старше? Из-за лени или по небрежности они начинают бормотать или глотать отдельные звуки: их голоса становятся нервными, резкими, гнусавыми, монотонными. У многих речь загромождается нечленораздельными звуками, оговорками и т. д. Трудно понять, почему люди так мало знают и так мало заботятся о даре речи, столь важной для их блага.
На отношение к вам товарищей или людей, от которых вы зависите, ничто так не влияет, как впечатление от вашего голоса. Ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании, как голос.
|
|
У студентов школ и университетов почти никогда не бывает безнадежно плохих голосов, но большинство их крайне нуждается в постановке. Учащиеся этого возраста достаточно молоды, чтобы исправить навыки речи. Психолог Уильяме Джемс сказал:
«Если период между двадцатью и тридцатью годами является критическим с точки зрения формирования интеллектуальных и профессиональных навыков, то период до двадцати лет еще более важен для приобретения, так сказать, личных привычек, например, умения владеть голосом и речью, правильным произношением, жестами, телодвижениями. Вряд ли после двадцатилетнего возраста можно изучить иностранный язык так, чтобы не чувствовался акцент; вряд ли юноша, перенесенный в лучшую среду, перестанет говорить в нос и отвыкнет от других недостатков речи, которые он воспринял от окружающих еще в годы своего формирования».
В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Голосовой аппарат достоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Дыхательные органы — нечто вроде мехов; они включают легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких. Вибраторы — это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые голосообразующие колебания. Резонаторы включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонанс. Артикуляторы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо, образуют из звуков слова.
|
|
Все части голосового аппарата участвуют в создании 5 элементов голоса: а) звучности, б) темпа, в) высоты, г) тембра; д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию.
|
|
А. Звучность
Звучность голоса дает оратору возможность донести речь до всей аудитории. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам и артистам выражается в настойчивых восклицаниях: «Громче» Высшая из похвал, которыми осыпают молодого оратора или актера многие благодарные слушатели, заключается в фразе: «Я слышал каждое слово, произнесенное вами».
Звучный голос — не только громкий голос. Речь — не шум. Беннетт Серф в связи с этим рассказывает следующую историю.
На стене в кабинете покойного Артура Куднера, специалиста по коммерческой рекламе, висело оправленное в рамку одно высказывание. Автор его — чемпион конкурса пастухов 1956 г. по зазыванию свиней с дальних расстояний. Оно гласило: «В твоем голосе должна быть не только сила, но и призыв. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено».
1. Звучность и выразительность
|
|
Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней разнообразных приемов выразительного подчеркивания. Выразительность в пределах отдельного слова называется ударением. Благодаря ударению можно иногда отличить одно понятие от другого (мука" — му'ка, замо'к — за'мок и т. д.). Ударение на слоге производится усилением звучности или напряжения в голосе. Выразительность также отмечает относительную важность того или иного слова в предложении. Сравните «Я согласен с тобой» и «Я согласен с тобой». Степень и род выразительности, кроме того, указывают глубину чувства. Сравните фразу «Я согласен с тобой» в случаях, когда она говорится равнодушно или, наоборот, с убеждением. Когда мы будем изучать другие элементы голоса — темп, высоту, тембр и артикуляцию, нам станет ясно, что они имеют непосредственное отношение к вопросам выразительности.
По Гойхману О. Я. этосила звука— интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.
Как добиться звучности
Что является психологической основой полноты звука? Это уверенность в себе и подъем, представляющие неотъемлемое условие хорошей во всех отношениях речи. Голос — второстепенный механизм. В нем не будет мощного, выразительного тона, если вы не уверены в себе и стоите на ногах ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствуя избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фактами, испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса.
Какова физическая основа звучности? В первую очередь это правильное дыхание: а) глубокое дыхание, б) частое дыхание, в) контролируемое дыхание.
Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100—250 Гц, у женщин в среднем 200—400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет 2 октавы.
Тембр— важная характеристика голоса. Объективно (то есть с точки зрения акустических показателей) тембр — это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д. Улучшение тембра обусловливается собранностью и звонкостью звука. Собранность достигается говорением при «о» образном' положении губ, для достижения звонкости следует в качестве упражнения чаще проговаривать отдельные сонорные звуки, а также скороговорки, изобилующие ими. Звук при этом, постепенно формируясь, должен «выбрасываться» резко и четко. Условием ' звучности голоса является его свобода: челюсти не сжаты, лицевая мускулатура не напряжена.
Прочитайте статью о громкости речи и ответьте на вопрос « Являются ли громкость и звучность речи синонимичными понятиями?» Охарактеризуйте громкость как компонент выразительности речи.
Громкость — это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе (то есть имеют одинаковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий. Поэтому женщине с высоким голосом часто приходится слышать замечания, что она кричит или повышает голос.
Громкость — сложное воспринимаемое качество. Громкость звука или речевого отрезка зависит от его сегментного состава, позиции в речевой цепи, длительности и высоты. Она также определяется индивидуальной громкостью голоса говорящего и ситуацией общения (разговор двух собеседников, лекция, наличие зашумленного помещения и т.п.).
Далеко не все исследователи относят громкость к компонентам интонации. Это происходит в основном потому, что громкость подменяется понятием фразового ударения. Тесная связь между фразовым ударением и громкостью как динамическим компонентом интонации заключается в том, что громкость выполняет функцию выделения элементов речевой цепи, т.е. способна создавать эффект ударности слога или слова. Однако ее роль в формировании высказывания не ограничивается только этим.
Если фразовое ударение выделяет отдельные слова в зависимости от степени их смысловой нагрузки в смысловой группе или фразе, то громкость передает информацию об общем семантическом весе всей синтагмы в пределах фразы. Во фразе I’т 'absolutely sure that he will manage to dо it увеличение громкости и замедление темпа первой синтагмы свидетельствуют о ее большем смысловом весе по сравнению со второй.
И наоборот, такие части высказывания, как вводные и вставные конструкции, обычно оформляются сочетанием пониженного уровня громкости с убыстренным темпом и низким мелодическим регистром. Например: It’s 'not a capital city, as peoplesometimes mistakenly think, but it is the 'largest 'city in the country, где подчеркнутая синтагма произносится тише, быстрее и ниже смежных. Изменение уровня громкости высказывания связано и с его эмоционально-модальным аспектом. Увеличение общего эмоционального напряжения речи находит выражение в повышении уровня ее громкости. Активные эмоции обычно связаны с повышением, а пассивные — с понижением общего уровня громкости фразы, например: I’т telling you again: I "don't "want to "get involved/, где вторая синтагма, произнесенная громко, звучит настойчиво и раздраженно, или / don 't know what to do, где снижение громкости передает растерянность.
Повышенным уровнем громкости обладают и определенные типы высказываний, заключающие в своей семантике эмоциональный компонент, например восклицания или приказы.
Таким образом, громкость способна выполнять две основные функции: совместно с другими компонентами интонации формировать эмоционально-модальный аспект высказывания и выделять синтагмы по степени важности.
Прочитайте статью о темпе речи и ответьте на вопрос «Как соотносится темп речи с другими компонентами выразительности?» Охарактеризуйте темп как компонент выразительности речи.
Темп речи характеризует скорость ее протекания во времени, ускорение или замедление, обусловливающие степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Быстрый темп заставляет слова выступать в редуцированной форме. Медленным темпом называется темп, при котором слова выступают в полных формах. Прерывистый темп характеризует отрывистую речь, резко разделяющуюся на короткие отрезки.
Средний темп – 70-80 слов в минуту, замедленный – 50-60, ускоренный- 90-120. Разные типы произношения имеют прямое соотношение с темпом: нейтральный стиль -средний темп, полный – замедленный, неполный – ускоренный.
С точки зрения восприятия темп воспринимается не впрямую. Человек воспринимает не собственно темп, а его изменчивость. Величина темпа складывается из времени говорения и времени молчания.
Темп зависит от интонации: так ускоренный темп вызывает понижение тона, а замедленный – повышение. Ускоренный темп связан также с понижением громкости, а замедленный – с ее повышением.
Темп связан с логическим ударением. Если текст перегружен логическими ударениями, то его темп замедляется. Эмоционально окрашенная фраза звучит длиннее, длительность зависит от ее содержания.
Основное назначение темпа отделять важное от второстепенного: все важное в речи произносится в медленном темпе, неважное - в убыстренном. С помощью темпа мы выражаем наши чувства. Темп ускоряется при радости, бодрости, гневе и замедляется при подавленности, инертности, раздумья.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!