Эргономичность, экономичность, эстетичность

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА

Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революций, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью – все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.

Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.

Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского “disegno”- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали планы, проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Дизайнер – человек, умеющий планировать, рисовать, чертить. Одновременно «дизайнер» в переводе с английского: «хитроумный человек», а так же это - замысел, чертеж, узор; и еще – проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной.  

Дизайн – процесс производства вещей, мудрое и творческое решение человеческих проблем.

Особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

 

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИЗАЙНА

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна. XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” – радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми.

Таким образом, промышленная революция в Европе XIX века принесла с собой разделение труда, а перенасыщение рынка в условиях массового машинного производства и привело к высокой конкуренции сбыта товаров и необходимости в повышении их потребительских качеств. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию. Т.Е. на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия – дизайнер.

С момента зарождения и особенно с началом американского периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Дизайн стал неотъемлемым фактором конкурентоспособности.

 

 

КРИТЕРИИ ДИЗАЙНА

В толковом словаре дизайн определяется как «конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты».  

 

Эргономичность, экономичность, эстетичность.

 

ДИЗАЙН КАК ПРОФЕССИЯ

 

Профессия дизайнера в настоящее время занимает одно из ключевых мест в рыночной экономике, а сфера дизайна охватывает множество направлений - промышленный дизайн, графика и упаковка, текстиль, моделирование одежды, организация городской и сельской среды, проектирование интерьеров и рекламы, веб-дизайн. В России довольно долгое время отношение к дизайнерам было сродни отношению к вольным художникам: считалось, что и те, и другие являются творцами. Однако дизайнер создает свои работы не ради искусства, а для конкретного заказчика и обязан иметь четкое представление о потребностях, как своего клиента, так и конечного потребителя. Задачи дизайнера определяются, в конечном счете, интересами и запросами общества, а отнюдь не собственными порывами творческой натуры. Как правило, профессиональный специалист должен хорошо разбираться в скульптуре, живописи, технике рисунка, основах композиции, эргономике и даже в психологии.Кроме того, необходимы знания о ситуации на рынке, где будет продвигаться товар, над оформлением которого он работает. Профессионально важными качествами для дизайнера являются художественное воображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность.  

Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна. Рассматриваются несколько признаков зарождения дизайна как профессии:

  1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.
  2.  Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского «Движения искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
  3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
  4. Дизайн как появление дипломированного специалиста. Относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
  5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.

 

Кто же был первым дизайнером? Отметим 1907г., когда немецкий архитектор Петер Беренс получил пост художественного директора немецкой компании «АЕQ». Он отвечал за дизайн электрических изделий и архитектуру цехов.

Англичане считают первым дизайнером Кристофера Дрессера, прославленного выпускника Национальной школы дизайна. Его работы 1870-х гг. в дизайне посуды, декоративных орнаментов, керамической плитки отличались функциональностью, элегантностью и минимум орнамента.

Если считать, что дизайн зародился с появлением художников-изобретателей, то необходимо вспомнить Леонардо да Винчи. Набрасывая схемы строительных механизмов, водолазных колоколов, он пользовался такими распространенным в дизайне принципом конструирования, как компоновка. Комбинируя известные узлы и элементы, художник получал новые объекты. Рисунок был для него инструментом проектирования, изображения, представления того, что еще не существовало. Чертежи первой паровой машины Джеймса Уатта можно также отнести к жанру дизайнерской проектной графики. В петровские времена Андрей Нартов, русский изобретатель и инженер, разрабатывая проекты станков, старался придать им более гармоничный облик. Среди вещей, которыми мы пользуемся, многие существуют не одно тысячелетие. Например, колесо, стул, обувь, одежда, оружие, письменные принадлежности, мотыги и лопаты, топоры. Все эти вещи роднит с современными дизайн-объектами то, что они создавались не для украшения, а ради выполнения определенных функций.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в архитектуре XX века, базирующееся на утилитаризме. Применительно к архитектуре - функционализм требует строгого соответствия зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам, отвергает украшение зданий. Представители: школа Баухауз, В. Гропиус, Ле Корбюзье.

Сформировавшееся в начале 20-го века в архитектуре Америки и ряда стран Европы стилевое направление «функционализм» стало теоретической базой для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли у истоков машинного формообразования в дизайне. Среди них такие имена как Луис Салливан – один из основателей Чикагской архитектурной школы; Фрейд Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс – немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и, в частности, появление фирменного стиля; Мисс ванн дер Рое – один из основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель «Баухауз» - всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна.

Среди пионеров дизайна были и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, критиковали украшательство, вели поиски в области рациональных геометрических форм. Особое внимание уделялось красоте исходного материала, выявлению его фактуры. Анри ван де Вельде – с его именем связано появление стиля «модерн»; Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарльз Макинтош, шотландский архитектор, дизайн которого считается вершиной европейского модерна, а его мебель с начала века производится до сих пор.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!