Анализа. Реконструкция мифов
• Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы и образы использовались и переосмыслялись в литературе на протяжении всей её истории.
• Термин "мифологема" означает заимствование у мифа мотива, темы или её части и воспроизведение их в более поздних фольклорных или литературных произведениях.
• Филосовской основой классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры,литературы оказывается мифология.
• Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам.
• Как особый метод, мифологическое литературоведение сформировалось в 30-ые г.19в. в Западной Европе, хотя еще со времен Средневековья существовала герменевтика - истолкование священных изотерических текстов, которая имела филологическое и мифологическое понимание.
• Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология». Используя принципы сравнительного метода, фольклористы противопоставляли сказки с целью выявления общих
моделей, образов, сюжетов. Источник индоевропейского фольклора – «Панчачакра».
• В России мифологический метод распространяется в середине 19в. Его классики – Буслаев, Афанасьев, Пропп.
|
|
• В основу мифокритической методологии положена идея о мифе как о решающем факторе для понимания художественной продукции человечества. Миф рассматривается как естественный источник художественного творчества, генератор литературы.
• Мифопоэтика - серия методов, направленных на изучение художественной образности, первобытных смыслов в фольклоре и литературе. То есть исследуетмифологические праобразы в литературе. Мифопоэтика базируется на открытиях мифологической школы.
• Мифопоэтика исследует:
- скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные ситуации,
тропы, жанры – с обрядами, ритуалами (прежде всего, календарными и
посвятительными, по Дж. Фрэзеру) и с архетипами (национально- культурными проявлениями «коллективного бессознательного», по К. Юнгу)
- «авторскую мифологию», то есть представление о бытии, созданное в
художественном мире писателя.
• Реконструкция мифов - важная этимологическая/лингвистическая часть литературоведения. Она стала важнейшим путём исследования в мифологическом методе, в комплексных исследованиях. Цели и смыслы использования мифов в разных произведениях разных авторов нужно исследовать и выяснять индивидуально. Но мифологические ассоциации всегда играют в важную роль в
|
|
образном строе, композиции, обогощают идеи произведения.
• В литературе и в наше время возникают новые мифы(новая мифология), по моделям древних мифов - это, связанное с какой-то идеей или концепцией, отражение реальности.
• Французский учёный Ролан Барт назвал рекламу новой мифологией.
• По сути, каждый гениальный писатель - творец собственных литературных мифов
Билет 5
Культурно-исторический метод в литературном анализе. Анализ
Произведения как выявление культурных, исторических и социальных реалий в тексте. Роль биографического подхода.
1)
• Культурно-исторический метод возникает на основе исторического подхода к литературе и культуре.
• Метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни.
• Исследователей интересуют связи художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой.
• Один из создателей метода – французский философ, историк, литературовед И.-А. Тэн (1828-1893). Он разработал ключевые понятия метода – раса, среда, момент.
|
|
• По Тэну, исследоваться должен, прежде всего, тип человека, сложившийся в определённом обществе и отразившийся в литературе. Этот «тип» и формируется расой (наследственными особенностями национального характера), средой
(географией, климатом, пространством, природой), моментом (конкретными
историческими, социальными, духовными событиями эпохи).
• Таким образом, метод изучает эволюцию литературного процесса сквозь призму
духовного национального характера.
• В русском литературоведении метод получил развитие в трудах А.Н. Пыпина.
2)
• Наиболее ранним методом литературоведения является биографический метод.
• Он направлен на изучение отношений «автор – произведение», в которых автор –
живой, конкретный человек. В биографическом методе биография и личность
писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.
• Основоположник метода – Ш.О. Сент-Бев (1804-1869). Он полагал, что на писателя, а таким образом, и на его произведение, влияют семья (мать, братья, сестры), среда, религиозные взгляды, социальное положение, отношение к природе, пороки, слабости, болезни, что в целом справедливо.
|
|
• Главный недостаток метода – неразличение биографического автора и автора-творца (например, А. Пушкина и образа автора в романе «Евгений Онегин»), а также прямолинейность в перенесении биографии писателя на объяснение его произведений (например, объяснение психологических проблем героев прозы Достоевского болезненными состояниями самого писателя).
• Данный метод сегодня незаменим в создании литературного портрета, эссе, очерка. Он задействован в исследованиях писательского поведения (дендизм, орфизм, моцартианство, аскеза, странничество, мессианство и т.д.), самодостаточности творческой личности художника слова и т.п.
• Биографический метод повлиял на возникновение психологического метода и культурно-исторического.
Билет 6
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1659; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!