ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Практическое занятие 1. Термин и понятие «античная литература»

1.Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы.

2. Периодизация истории античной литературы.

3. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература.

Практическое занятие 2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии.

1. .Понятие о мифе. Классификация мифов.

2. Развитие древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон.

3. Мифы о героях.

Практическое занятие 3.Древний эпос

1. Гомеровский вопрос: история возникновения и современное состояние.

2. Мифы о троянской войне: историческая реальность и ее художественное осмысление.

3. Содержание поэм: особенности композиции; герои и боги, их образы и деяния. Художественные особенности гомеровского эпоса.

4. Место гомеровских поэм в античности и дальнейшая судьба эпоса. Генеалогический и дидактический эпос Гесиода («Теогония», «Труды и дни»).

Практическое занятие 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры

1. Основные виды архаической лирики: происхождение, связь с музыкой. Условность и историческая специфика термина «лирика».

2. Элегия: основные темы, метрические особенности.

3. Ямбография и Архилох. Мелическая поэзия: генезис, основные виды. Сольная мелика: своеобразие поэтической образности лесбоских поэтов (Сапфо, Алкей).

4. Анакреонт и анакреонтика. Хороваямелика: основные виды, темы. Своеобразие эпиникиевПиндара: темы, композиция, стиль («пиндаризм»). Симонид и обновление эпиграмматической традиции.

5.  Возникновение литературной прозы: виды устного творчества (Эзоповы басни), ранняя философская и историко-географическая проза.

Практическое занятие 5. Классический период развития древнегреческой литературы.

1. Расцвет афинской культуры.

2. Драма: ее происхождение, основные виды. Культовые истоки. Организация театральных представлений. Устройство театра. Структура драмы. Эволюция трагедии. Нововведения и эволюция творчества Эсхила.

3. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий.

4. Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов. Еврипид – «самый трагичный из поэтов».

5. Психологизация и индивидуализация образов, особенности внутреннего конфликта.

6. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая. Роль и значение греческой трагедии и комедии в веках.

Практическое занятие 6. Культура эллинизма.

1. Сущность понятия «эллинизм».

2. Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски новых литературных форм.

3. Буколическая поэзия, эпиллии, повествовательная элегия.

4.Афины центр философии (стоицизм, эпикуреизм, киники) и комедиографии. Тематика, структура, сюжеты, маски новоаттической комедии.

Практическое занятие 7. Греческая литература римского периода

1. Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха, авторская позиция и художественный метод античной биографии.

2.  Греческий «ренессанс» 2 в.: взлет и расцвет ораторского искусства, вторая софистика. Сатира Лукиана.

3. Поздняя повествовательная проза. Античный роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Романы Гелиодора, Харитона, Ахилла Татия; буколический роман Лонга. Литературная судьба греческого романа.

Практическое занятие 8. Ранний период римской литературы.

1. Историческое значение римской литературы, ее место в античном обществе. Римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура.

2. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц).

3.  Первые римские поэты (Ливий Андроник, ГнейНевий). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования.

4. Римский театр: публичные зрелища. Комедия (паллиата, тогата и т.д.). Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция.

Практическое занятие 9. Литература последнего века республики

1. Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии Развитие римской сатиры (сатуры).

2.  Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия.

3. Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы.

4. Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы «О природе вещей». Римский александризм: поэты-неотерики.

5.  Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла.

Практическое занятие 10. Серебряный век римской литературы

1.Эпоха Юлиев и Клавдиев: «новый стиль». Стоицизм Сенеки.

2.  Риторический характер трагедий: философские позиции; изображение ужасов и страстей. Новый стиль в эпосе: «Фарсалия» Лукана.

3. Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе» Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима и мениппеи.

4. Петроний и европейский плутовской роман.

5. Басни Федра, отношение Федра к греческим образцам и современной действительности. Эпоха Флавиев и Траяна.

6. Эпиграммы Марциала: поэт-клиент и его поэтический герой; своеобразие зарисовок римской жизни; выбор сюжетов. Сатиры Ювенала:объекты сатирического изображения, формы и способы обличения. Жизнь и творчество Тацита.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Практическое занятие 1.Литература средних веков: общая характеристика. Эстетика Средневековья

1. Понятия «средневековье», «средневековая культура» и «средневековая литература». Истоки средневековой литературы.

2.  Роль античного культурного наследия в эпоху Средневековья. Христианство и античное наследие.

3.  Значение народного творчества в становлении и развитии культуры Средневековья. Соотношение фольклора и литературы на различных этапах развития литератур Средневековья.

4. Понятие «эстетики тождества». Концепция творца и творчества. Концепция человека (героя): дуализм, иерархия, общее - индивидуальное.

 

Практическое занятие 2. Героический эпос. Рыцарская литература Средневековья

1. Теории происхождения героического эпоса.

2. Героический эпос Франции, его основные циклы. «Песнь о Роланде». Особенности повествовательной структуры.

3. Герой как воплощение коллективного идеала. Тема «милой Франции» в поэме.

4. Возникновение испанского героического эпоса. «Песнь о Сиде».

5.  Немецкий героический эпос. «Поэма о Нибелунгах».

6. Поэзия трубадуров, ее основные жанры и мотивы.

7. Возникновение рыцарского романа.

 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Практическое занятие 1. Литература эпохи Возрождения. Ренессансная поэтика

1. Понятие «Ренессанса». Хронологические границы Ренессанса, его связь со Средневековьем и античностью.

2. Черты гуманистического мировоззрения. Культ разума. «Природа» и «культура».

3. Гуманистическая концепция художника и искусства.

 

Практическое занятие 2.Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр

1. Основные этапы итальянского Ренессанса. Разработка новой поэтики.

2.  Проблема создания литературного языка. Данте – Петрарка – Боккаччо: проблема творческой индивидуальности.

3. Творческая судьба Данте. Трактаты Данте («Пир», «О народном красноречии»). «Божественная комедия» – философско-художественный синтез средневековой действительности и гуманистической культуры. Дантовский план мира. Структура поэмы. Роль символов и аллегорий.

4. Лирика Франческо Петрарки. Гуманистические взгляды Петрарки и его художественное творчество. «Книга песен» Петрарки: история создания. Поэтизация земной любви. Понятие красоты. «Лаура» и «Лавр». Характеристика сонета как поэтического жанра эпохи Возрождения.

5. Джованни Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения. Истоки ренессансной новеллы и ее развитие в XIY – XYI вв. «Декамерон» Боккаччо.

Практическое занятие 3. Литература «Северного Возрождения». Немецкая литература

1. Специфика «Северного Возрождения». Истоки немецкого гуманизма, его характерные черты. Литература и Реформация.

2. Творчество Эразма Роттердамского. Тема глупости в литературе немецкого гуманизма.

3. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского: проблема повествовательного ракурса. «Глупец» и «мудрец» в понимании Эразма.

4. Трагизм гуманизма Эразма Роттердамского.

 

Практическое занятие 4.Возрождение в Испании. Испанская ренессансная драма

1. Зарождение гуманистического движения в Испании.

2. Развитие устной лиро-эпической поэзии. Роман и его жанровые разновидности.

3.  Система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе.

4. Народно-фарсовая и учено-гуманистическая традиция в испанской ренессансной драме

5. Жанровая классификация пьес Лопе де Вега.

6. Комедийный канон в драматургии Лопе де Вега.

 

Практическое занятие 5.Роман в эпоху Ренессанса.

1. Ренессансное мироощущение в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

2.  Литературные и фольклорные источники романа. М.М.Бахтин о романе Ф.Рабле.

3.  Система персонажей в романе.

4. Тема гуманистической утопии в образе Телемского аббатства.

5. Своеобразие построения сюжета в романе. Проблема поиска истины. Роль пародии в повествовательной структуре романа. Языковая игра Рабле

6.  «Дон Кихот» Сервантеса.  История создания романа. Художественный мир «Дон Кихота».

7.  Концепция героя: две сферы бытия – сфера безумия и сфера мудрости. Пародийное начало в романе.

8. Отражение кризиса гуманистических идей Сервантесом.

Практическое занятие 6. Творчество Шекспира

1. Шекспировский вопрос. Образ мироздания в творчестве Шекспира.

2.  Средневековая театральная и драматургическая традиция в творчестве Шекспира. Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес.

3. Сонеты Шекспира: проблема преемственности. Мифопоэтическая картина мира в сонетах.

4. Развитие трагического конфликта в «Ромео и Джульетте».

5. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»

6.   Столкновение идеала и действительности. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!