Метафизика и диалектика как методы философского познания



В истории философии известны два основных метода познания и мыш-ления: метафизический и диалектический.

Метафизический способ мышления и познания рассматривает мир как механическую совокупность самостоятельно существующих вещей (объектов). Этот мир изменяется, но не развивается, т.е. не изменяется качественно. Этот способ мышления и познания мира можно выразить словами: «все, что было, есть и будет».

Отсюда метафизический метод познания. Познание каждого объекта (процесса) как самостоятельного объекта (процесса), независимого от всех других объектов и процессов.

Диалектический способ мышления и познания мира рассматривает мир как единую, целостную систему, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Эта система непрерывно диалектически развивается, т. е. изменяется качественно. Отсюда диалектический метод познания рассматривает любой объект (процесс) в развитии, в изменении, во взаимосвязи и взаимообусловленности всего со всем.

Известны три основные исторические формы диалектики:

1. Наивная или стихийная диалектика древних.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.

3. Материалистическая диалектика.

В историческом плане вначале складывается диалектический способ мышления и познания. Мир рассматривается как единая, сложная система («Космос»), подчиняющаяся объективным законам своего развития и изменения. Необходимость более глубокого и детального познания мира приводит к появлению отдельных наук, занимающихся каждая своей областью. В результате каждая наука рассматривает свою область как самостоятельную, независимую от всех других областей. Этот способ мышления и познания, исторически необходимый и неизбежный, из науки был перенесен в философию и получил название метафизического. Дальнейшее развитие науки показало, что все области действительности неразрывно взаимосвязаны между собой. Это привело к возрождению диалектического способа мышления и познания на новом, более высоком качественном уровне.

2. Аксиология– учение о ценностях.Термин "А." впервые был применен франц. философом П. Лапи (в 1902) и нем. философом Э. Гартманом (в 1908). Характеризуется следующими осн. чертами: 1) идеалистич. пониманием обществ. явлений, 2) отрицанием обществознания как науки, исследующей объективные закономерности развития обществ. бытия и обществ. сознания, и 3) апологией бурж. идейно-политич. и культурных ценностей. Объективному познанию истории и культуры А. противопоставляет их нормативное телеологич. истолкование. Центральное понятие А., определяющее предмет ее изучения, – понятие "ценности" Аксиологи видят свою задачу в исследовании ценностей всех типов, их взаимоотношений и самой природы ценности. Ценность, согласно А., – телеологическая, нормативная категория, объемлющая все, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Различаются этические, эстетические, религиозные, правовые, политические, экономические и др. ценности. Различные ценности либо связаны с полагающим их, оценивающим сознанием, с субъектом, либо мыслятся как идеальные сущности, независимые от их познания и осуществления прообразы, предполагаемые возможными оценочными суждениями. В том и другом случае А., рассматривающая ценность как основополагающую категорию обществоведения, дает идеалистич. решение осн. вопроса всех социальных наук – об отношении обществ. бытия и обществ. сознания. Социальные явления, рассматриваемые как ценности, А. переносит из сферы объективного науч. познания в сферу телеологии, тем самым задача открытия законов обществ. жизни подменяется задачей определения ее норм.

Исходным пунктом развития А. послужило кантовское противопоставление теоретич. и практич. разума и признание автономии и примата практич. разума по отношению к теоретическому. Это явилось основой для неокантианской теории ценностей (Риккерт, Виндельбанд, Кон и др.). Познание объективных законов развития общества вытесняется у аксиологов конструированием различных иерархий ценностей. На этих иерархиях ценностей, в свою очередь, строятся типизации мировоззрений и иерархии типов личностей. В А. следует различать два осн. направления: субъективно- и объективно-идеалистическое. Для первого характерно релятивистское понимание ценностей. Объективно-идеалистич. течение А. представляет ценности не зависящими от субъекта и его оценочных суждений; ценность признается первичной по отношению к оценивающему. Это приводит к онтологизации ценностей. Объективно-идеалистич. А. иногда наз. аксиологическим реализмом. Объективный порядок бытия представляется как объективный "порядок ценностей", составляющий предмет "онтологии ценностей". К такого же типа построениям относится А. неотомизма и др. религиозно-идеалистич. систем (напр., персоналистская А.).

В целом А. представляет собой совокупность идеалистич. учений, направленных против историч. материализма, науч. социологии, и является апологией идеологич. "ценностей" капиталистич. мира. Отвергая А. как идеалистич. учение о ценностях, диалектич. материализм не отрицает необходимости науч. исследования связанных с различными формами обществ. сознания категорий ценности, цели, нормы, идеала, их объяснения на основе объективных закономерностей обществ. бытия и обусловленных им закономерностей обществ. сознания.

 

 

Билет 13


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 918; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!