Начало педагогического взаимодействия как элемент егокомпозиции



Любая деятельность, в успехе которой мы заинтересованы, начинается с подготовки и настроя на неё.Так называемое «смазанное» начало, когда неясна граница между «начали» и «ещёне начали», всегда оборачивается против педагога и его целей, потому что пропускается стадия эмоциональногопогружения в предмет обсуждения, установления контакта, подготовки к восприятию. Первые минуты — залог успеха дальнейшего действия. Они задают направление, «правила игры», темпо-ритм. В начале общения необходимы три основные составляющие: настрой, концентрация, присоединение.

 

Прежде чем войти в класс, педагог сам должен настроиться на работу,ощутить комфортное душевное состояние, внутреннюю готовность действовать, целеустремлённость.

 

Войдя в класс, важно всёвнимание сконцентрировать на учащихся. Они должны быть уверены, что их видят, слышат и чувствуют, что они значимы для педагога и педагогического процесса. Только в этом случае учащиеся умолкают и концентрируют своёвниманиена педагоге, внутренне готовясь к работе. Эта психологическая операция длится секунды и лучше проходит при полном молчании. Наступающая в классе тишина, ожидание нового и интересного во взглядах свидетельствуют о появлении концентрации.

 

Необходимость создания в аудитории единого информационно-коммуникативного поля диктует необходимость для педагога присоединить присутствующих к себе как к инициатору коммуникации.Присоединение — создание поля взаимодействия путём исполненияодних и тех же движений вместе, почти синхронно. Действует принцип: поведение вызывает поведение, то есть то, как люди ведут себяпо отношению к вам, вызывается вашим поведение по отношению кним. Педагог окинул взглядом аудиторию, визуально «замкнул»присутствующих на себе — аудитория тоже смотрит на педагога,педагог улыбается — высока вероятность того, что ему улыбнутся вответ. Педагог оставил все свои дела и сосредоточил своё вниманиена детях — они ответят тем же. Устанавливается ситуация, помогающая браться за дело дружно, «на едином дыхании».

Работа с новым материалом в композиции педагогического взаимодействия.

На хорошем уроке привычная схема «рассказал — усвоили — проверил» (Е. Н. Ильин) нарушается. (-ссылка?)Но это незначит, что внешняя структура урока постоянно меняется, и ученикине знают, чего ждать от педагога. На уроке должно быть внутреннее разнообразие и живость содержания, осмысленное овладение знаниями, когда ученики учатся думать, когда им интересно. Сделать обучение активным и осмысленным можно с помощьюразличных способов. В основе многих из них — педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон процесса обучения.

Обозначим некоторые из вариантов взаимосвязи рациональных и

эмоциональных элементов, позволяющие говорить об их интеграции

на уровне методики обучения:

-актуализация чувственного опыта учеников («что ты почувствовал, было ли так с тобой, в чём тебе это помогло разобраться, а как бы ты поступил?»);

- сочетание изложения материала с логических позиций с эмоциональной оценкой события;

- поиск, использование и создание метафор;

- отождествление, драматизация, игра ролей;

- использование различных игровых форм учебной работы;

- построение образовательного процесса с использованием неспецифических педагогических форм (урок-концерт, урок-спектакль, урок-репетиция и др.);

- анализ научного явления на основе художественного текста.

 

Если в текстах художественной литературы учащиеся встретятнаучные неточности или ошибки, ученикам следует пояснить, что эти неточности не снижают художественных достоинств текстов, у литературы свои цели.

Драматизациями, театрализациями в педагогических целях следует пользоваться крайне осмотрительно, не забывая о чувстве меры.Легко вызвать недобрый смех школьников, иронию по отношению к происходящему. Важно заранее учесть особенностикласса, спрогнозировать реакцию отдельных учащихся на событияурока. Внимание педагога, а значит, и учащихся, должно быть сосредоточено не на самодеятельных постановках с переодеванием, а на содержании урока.

 

Окончание педагогического взаимодействия как элемент его композиции.

 

По законам композиции урок должензавершаться примерно так же, как начинался: настрой, концентрация, присоединение, положительные эмоции.

«Остановка» в конце нужна для того, чтобы увидеть, как прожитчас жизни, на что он потрачен, к чему педагог и учащиеся пришлии что предстоит делать дальше. Таким образом, в конце урока «работают» такие понятия, как рефлексия, анализ, самооценка.

Проговаривание педагогом скороговоркой при нарастающемшуме одновременно со звонком всего того, на что не хватило времени на уроке, часто говорится впустую. Важные положения необходимо говорить медленно, весомо. Выход из коммуникации предполагает закрепление достигнутых коммуникативных результатов и эффектов, обеспечение позитивного информационного последействия. Если итоги не подведены и урок обрывается на полуслове, он,по сути, не завершён, так как не сработал механизм психологического, эмоционального закрепления всего того, над чем трудились весьурок, отсутствовала концентрация на едином аналитическом действии, не было настроя на следующее занятие.

 

Рассмотрим несколько вариантов окончания педагогическоговзаимодействия:

- сделать выводы (подвести итоги, резюмировать, причём лучше сделать это так, чтобы оставить ощущение недоговорённости(«продолжение следует…»), недосказанности - обозначить «белыепятна» науки, сомнения педагога, нарочно оставить пропуск вответе, пригласить к дальнейшему осмыслению;

- призвать к действию (пояснить, где и когда учащиеся могут применить на практике изученное);

- сделать слушателям комплимент, например, «вы очень хорошо сегодняслушали и этим помогли мне провести наш урок», «благодарюВас, что Вы не были равнодушны, не боялись возражать, не стеснялись спрашивать»;

- вызвать улыбку; улыбка в свою очередь вызывает чувство удовольствия, снимает напряжение;

- «закольцевать» начало и конец занятия, что придаст ему смысловую законченность и эстетическую завершённость, предложитьувидеть то же явление или предмет на новом уровне, связанномс более глубоким осмыслением и пониманием;

- «подвесить дразнящий вопрос» (А. Гин)(-ссылка), то есть заинтриговать,остановить на самом интересном, заставить работать воображение, с нетерпением ждать следующего урока;

- удивить, «предъявить» ученикам то, чего они никак не ожидали; например, убедительно, толково объяснить что-то, потом опровергнуть это вескими аргументами, а в конце сказать, что вообще-то сегодня современная наука придерживается третьей точкизрения на проблему («Нет, ребята, все не так.Все не так, ребята!»); «а почему?» - этого в программе нет, но кому интересно узнать,может почитать соответствующую литературу;

- напомнить обучаемым, чего им удалось достичь и обозначить вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии.

 

В любом случае педагогу необходимо следить за временем, чтобы закончить занятие своевременно, избегать длительной «дискуссии по общим вопросам» или возвращения к вопросам, оставленным«на потом».

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!