Ранний американский романтизм (В. Ирвинг, Ф. Купер)



Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг.), К которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был предромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим временем Войны за независимость.

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности Скотта и Е. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма США сыграли произведения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По временными промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX в. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В.Ирвинга (1819), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годы гражданской войны между Югом и Севером.Окончательная победа капиталистической Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм вполне исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX в.

В. ИРВИНГ

Первым американским романтиком, "отцом американского романтизма" был Вашингтон Ирвинг1783—1859), первый писатель США, чье творчество (а не личность, как в случае с Б. Франклином) получило европейское признание. Сам Ирвинг, человек остроумный и исключительно скромный, так объяснил причины своей популярности: "Просвещенная Европа была поражена тем, что человек из чащоб Америки изъяснялся на вполне пристойном английском языке. На меня взирали, — писал он, — как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки, вместо того, чтобы воткнуть его в голову".

Младший, одиннадцатый ребенок в семье преуспевающего нью-йоркского купца, всеобщий любимец, благодаря неизменно ровному, приветливому нраву, он был разносторонне одаренной личностью: превосходным рисовальщиком, страстным меломаном и неутомимым путешественником. Путешествовал Ирвинг много: он объехал чуть не половину американского континента, побывал в Англии, Германии, в разное время по нескольку лет жил в Испании. В его жизни, которую он воспринимал как в целом счастливую, бывали и досадные срывы и удары судьбы. Так, из-за слабого здоровья В. Ирвинг, единственный из всех братьев, не получил университетского образования; здоровье его позднее поправилось, и он благополучно дожил до семидесяти шести лет.

Ранние литературные опыты В. Ирвинга: "Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена" (1802), опубликованные в газете его братьев Питера и Уильяма, участие в семейном литературном предприятии (совместно с братьями и их свойственникомДж.К. Полдингом) — создании сатирической серии "Салмагунди, или Причуды и мнения ЛанселотаЛэнгстаффа, эсквайра, и других" (1807—1808), даже первое имевшее успех произведение — пародийная хроника "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, написанная ДидрихомНикербокером" (1809), — находятся в русле просветительской эстетики.

Сразу после выхода в свет "Истории Нью-Йорка" для Ирвинга наступила полоса тяжкого и длительного творческого кризиса, начало которого совпало со смертью мисс Хоффман: целое десятилетие он практически ничего не публиковал.

Сдвиги во взглядах Ирвинга на перспективы национальной словесности, на принципы и задачи художественного творчества, на эстетику прозаических жанров были кардинальными; они в полной мере выразились в четырех книгах романтических очерков и рассказов, написанных в Европе, но теснейшим образом связанных с Америкой и отвечавших самым насущным потребностям национальной культуры. Это "Книга эскизов" (1820), "Брейсбридж Холл" (1822), "Рассказы путешественника" (1824) и "Альгамбра" (1832).

Предпринятое Ирвингом вскоре после возвращения путешествие на Юг и Запад США, результатом которого явились книги "Поездка в прерии", "Астория" (1836), "Приключения капитана Бонвиля" (1837), рассматриваются американскими исследователями как своего рода "инициация", то есть посвящение писателя в современную американскую жизнь.

Джеймс Фенимор Купер - американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе, а, будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника НаттиБампо, не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других «детей природы» быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом.

Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию.

Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследииДж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Опубликованная им в 1839 г. «История американского флота», отличающаяся стремлением к беспристрастности, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними, с журналистской братией отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.

 

Творчество Н. Готорна.

Натаниэль Готорн (4 июля 1804 - 19 мая 1864) - новеллист, романист, детский писатель, автор записных книжек, журналист. Он желал стать писателем. Первое его печатное произведение - стихотворение «Океан» - было опубликовано в 1825г.

Беседы с трансценденталистами на философские и моральные темы многое дали Готорну. Творчество Н. Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии. В пуританах 17 в. он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм, а также строгость в вопросах морали. Он ощущал себя наследником вековых традиций, преемником поколений пуритан-Готорнов, среди которых были мореплаватели, торговцы, чиновники, судьи

Н. Готорн считал романтизм высшей формой выражения истины бытия. О своем понимании романтической эстетики он рассказал в очерке «Таможня», предваряющем роман «Алая буква» (1850). Готорн-романтик умело сочетал в своих произведениях реальное и фольклорное, иллюзорное и фантастическое начала.

 Готорн считается родоначальником жанра американской новеллы. По тематике его романтическую прозу малых форм можно разделить на несколько видов:

· рассказы и скетчи о пуританском прошлом Новой Англии;

· вымышленные «исторические» и мифологические рассказы;

· аллегорические эссе, рассказы и скетчи на темы морали.

Новеллы, собранные и опубликованные при дружеской поддержке Г. Бриджа в сборнике «Дважды рассказанные истории», положили начало его известности как писателя-моралиста Новой Англии.

Эдгар По отмечал, что «отличительной чертой м-ра Готорна является вымысел, творческое воображение, оригинальность - качество, которое в художественной литературе стоит всех остальных».

«Хронологически творчество Готорна отчетливо распадается на два периода. Граница между ними приходится на 1850 год, и образуют ее не методологические сдвиги, а скорее жанровые предпочтения. Первый период можно смело назвать новеллистическим. Писатель безусловно и безоговорочно предпочитал малые жанры. Второй период проходил под знаком преимущественного интереса к роману. Высшими художественными достижениями первого периода были сборники «Дважды рассказанные рассказы» и «Мхи старой усадьбы», к шедеврам второго мы отнесем «Алую букву» и «Дом о семи фронтонах».

Готорн склонен к аллегории и символике, морально-философскому дидактизму, к анализу душевного состояния человека, которого терзает тайная вина, тайный грех. В новеллах Готорна отчетливо проявилось влияние «эссеизма». В них описание, наблюдение, размышление всегда важнее динамики действия, имеющего обычно условный характер. Готорн призывал внимательно наблюдать и изучать национальный характер, привычки, мораль, религию, методы управления.

Как и многие современники, Готорн испытывал острую неудовлетворенность состоянием общества, ощущал противоречие между демократическим идеалом и реальной действительностью. Как никто другой, Готорн был убежден, что «все зло от человека».

В новеллах и романах Готорна злодеяние и грехопадение существуют в виде легенды, намека. А их нравственные последствия представляют для Готорна всеподавляющий интерес. Огромное значение для него имел умысел, тайное намерение, порой даже неосознанное. Готорна влекли к себе мотив, умысел и последующее чувство вины.

Творчество У. Уитмена.

Уолт (Уолтер) Уитмен Walt Whitman (1819-1892) 

 «Листья травы» 1855 г., центральное место - поэма «Песня о себе»;

 черты романтизма и реализма;

 Ломка канонов традиционного стихосложения;

 Включение в поэтический словарь лексики, который считался в поэзии абсолютно недопустимым: разговорные слова, прозаизмы, естественнонаучные термины и т. п.;

 Свободный стих/ верлибр.

 

Основные средства организации поэтической речи У. Уитмена 

 оформление каждой законченной мысли в рамки одной строки-предложения;

  разнообразные виды синтаксического параллелизма, когда одна структура многократно варьируется с небольшими лексическими изменениями,

  лексические повторы - анафора (единообразие начала строки) и эпифора (единообразие конца);

  фонетические средства - внутренняя рифма, ассонансы, аллитерации.

У. Уитмен (1819–1892) – поэт, публицист, реформатор американской поэзии, продолжает философские идеи Р. Эмерсона, обосновавшего систему соответствий между явлениями физического и духовного мира, а также этическую доктрину «доверия к себе», которая возвеличивает творческий потенциал каждого человека, наделенного отвагой познания и самостоятельностью мысли.

В книге стихов У. Уитмена «Листья травы» (1855–1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Человек, в интерпретации Уитмена, – звено в бесконечной цепи предков и потомков, частица живой природы, равная природе в целом; любой человек и любая вещь священны на фоне единой Вселенной, в которой совершаются бесконечные трансформации и метаморфозы, все связано бесконечной общностью. Изображаемая Уитменом жизнь широка, многолика, вбирает «все жизни и смерти, все в прошлом, все в настоящем и будущем» (перевод К. Чуковского), диалектически контрастна и в своей цикличности исключает иерархию ценностей.

Книга «Листья травы» при каждом из шести переизданий дополнялась новыми циклами стихотворений, оставаясь единым поэтическим произведением, рисующим многогранный и целостный образ Америки.

У. Уитмену наиболее близок естественный, природный, «дикий» человек: в индейцах расцвет человеческой личности определен принадлежностью к природе, удивительным сходством с ее монолитными скалами, гигантскими деревьями. Уитмен одним из первых поэтов воссоздал огромный современный город, как зримое олицетворение «всеобщих связей в мироздании», изобразил с репортерской точностью различные стороны его повседневной жизни. Он восторгался чудесами техники, триумфами «индустрии»; локомотив, «горластый красавец», на огромной скорости несущийся через дикую прерию, казался ему символом неуклонного прогресса. Уитмен рисует и антипоэтические, антиэстетические стороны мира.

«Песня о себе» содержит автопортрет человека, который ощущает в себе безмерные душевные силы, наделен непоколебимым жизнелюбием, верит в прекрасное настоящее и великое будущее своей страны. У. Уитмен называл себя «сыном Манхэттена», для которого самосознание рядовых американцев глубоко родственно его собственному, считал себя медиумом, выражающим мысли всего человечества и суть Вселенной. Уитмен воспевал «сына Манхэттена» не как уникальную человеческую личность, но как «космос», олицетворение национального сознания и не просто американской, а мировой души. «Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральный образ – всеобщая человеческая личность» (перевод К. Чуковского), – утверждает Уитмен.

В образе лирического героя У. Уитмена соединены автопортрет, собирательный образ американца середины XIX века и универсальный мифический человек; все три аспекта равны, раскрывают с различных сторон авторскую концепцию мира и личности и являют собой ступени, определенные уровни в сложном процессе познания мира.

У. Уитмен отверг каноничные поэтические формы, на которых, с его точки зрения, лежит печать безжизненной литературности. Он считал, что стихи должны быть естественны, как дыхание, и передавать речь простых американцев, воссоздавать шум большого города, скрип повозок переселенцев, гудки паровозов и фабрик, гул митингов и марш боевых барабанов, отражать состояние природного, жизненного движения и роста. Каждую законченную мысль Уитмен оформляет в рамки одной строки-предложения.

Море, океан в стихах У. Уитмена – всеохватывающий символ, не менее емкий, чем трава. Душа лирического героя Уитмена – аналог безбрежного океана. Сам стих Уитмена, его ритмический строй повторяют ритм моря, каждая строка подобна набегающей волне. Текучесть, движение океана становится образцом разрабатываемого Уитменом верлибра, представляющего сложный синтез фольклорного и библейского стиха, ораторских приемов (к ко-торым относятся синтаксический параллелизм, риторические вопросы, структуры «вопрос – ответ», прямые обращения, повелительное наклонение, повторы), ритмически однородных перечислений, эпитетов, анафор, внутренних аллитераций и ассонансов, придающих завершенность строкам и всей строфе.

У. Уитмен заложил основы новой поэтики, получившей развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 706; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!