Урок 3. Второй член «Символа веры»



З.Вы знаете, что Бог один, но в трех Лицах. Эти Лица не такие, как у людей, потому что у Бога тела нет. Поэтому и Лица Бога бестелесные. Об этом людям сказал Бог; люди узнать о Святой Троице своим умом не могли, да и понять мы не можем, как один Бог существует в трех Лицах, и верим словам Божиим. Первое Лицо Святой Троицы — Бог Отец, а второе? Бог Сын или Сын Божий какое имя получил на земле? Кто и когда Его назвал в первый раз Иисусом? Прочитаем о Благовещении по Евангелию.

 

Читаются по русскому переводу стихи 26–38 из 1-й главы Евангелия от Луки.

 

Архангел Гавриил сказал Деве Марии, что от Нее родится Сын Божий и что Он будет называться Иисусом. Иисус по-русски значит Спаситель, а называется Он Спасителем потому, что родился на земле спасти людей от грехов[86]. О рождении на земле Сына Божия говорили и писали задолго пророки. Они называли Его помазанником Божиим или, по-другому, Христом. Вы в Священной истории учили, что Самуил помазал на царство Саула. Моисей помазал Аарона в главного священника или в первосвященника, и, кроме того, помазывали одни пророки других. Все люди, которые были помазаны, назывались помазанниками. Помазанниками были цари, первосвященники и пророки. Когда обыкновенных людей помазывали святым деревянным маслом, то на них сходил Святой Дух и давал им особенную силу. Царям Он давал силу править царством, первосвященникам — приносить Богу жертвы, а пророкам — знать, что будет после. Наш Спаситель родился на земле человеком, но у Него была сила — дать людям Царство Небесное: Он принес Сам Себя в жертву за всех людей и знал все, что будет после. О Спасителе говорили вперед или предсказывали пророки. Они знали, что Он будет иметь такую силу, и потому называли Спасителя Помазанником или Христом.

 

Кто первый назвал Сына Божия Иисусом? Что значит слово Иисус? Почему Сын Божий называется Спасителем? Как называли Спасителя пророки? Кто назывались помазанниками? Кто были помазанники? Чем их помазывали? Кто на них сходил? Что им давал Святой Дух? Какую силу — царям? первосвященникам? пророкам? Какую силу имел Спаситель? Почему называется Он Христом?

Вы знаете, что мир, и видимый и невидимый, был не всегда: его сделал из ничего или сотворил Бог. Но Сын Божий Иисус Христос — Сам Бог, а потому Он не сотворен[87]. Он один родился от Бога Отца. Бог был, есть и будет всегда. У Него нет ни начала, ни конца. Иисус Христос Бог, поэтому и у Него нет ни начала, ни конца. Он от Бога Отца рождается прежде всего мира. Как Сын Божий рождается от Бога Отца и был всегда, этого люди понять не могут. Об этом сказал людям Сам Бог, значит, правда, что Сын Божий был всегда, а потому нам нужно в это верить. Мы часто многого не понимаем, как что-нибудь делается. Например, разве мы понимаем, почему от холода вода мерзнет, а на огне кипит, и все-таки мы верим в это. Верим своим глазам, верим сами себе. Как же мы можем не верить Богу? Он знает все лучше нас самих. Мы не понимаем, как едут вагоны на железной дороге, а люди нам говорят, что вагоны идут паром. Мы верим людям, хотя сами не понимаем, как пар может двигать вагоны. Люди о своих делах знают, а Бог Сам о Себе, конечно, знает все. Поэтому нам и нужно верить Богу, хотя мы и не все понимаем, что Он сказал о Себе людям. Иисус Христос один, или по-славянски един, родился от Бога Отца прежде всего мира, а потому Он называется Сыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век.

 

Почему Иисус Христос называетсяСыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век?

 

Мы не можем понять, как Сын Божий, Сам Бог, родился от Бога Отца, но понять, хотя немного, людям всегда хочется, о чем им говорят, поэтому святые отцы на Вселенском Соборе в «Символе веры» написали такой пример. Мы видим, что как только засветишь свечу или как взойдет солнышко, так сейчас же пойдет от них свет. От света рождается в одно и то же время другой свет и разделить эти оба света нельзя. Этим примером святые отцы и объяснили, как Сын Божий не старше и не моложе Бога Отца, а живет с Ним вместе. У Бога Отца нет ни начала, ни конца: Он всегда был и всегда будет, потому что Он истинный Бог, и у Сына Божия нет ни начала, ни конца, значит, и Он такой же истинный Бог, как Бог Отец.

Вы уже знаете, что было время, когда мира не существовало, не было ни невидимого мира — Ангелов, не было и видимого. Весь мир сотворил Бог. Значит, самая главная примета та, что он сотворен, а самый первый признак Бога тот, что Бог вечен, никем не сотворен, Сам живет и дает жизнь всему миру. Самая главная примета или самый главный признак всякого предмета называется его сущностью[88]. Запомните это слово и скажите, какая самая главная примета ученика?

У.Он учится.

З.Учителя?

У.Он учит.

З.Воды?

У.Жидкость.

З.Солнца?

У.Свет, тепло.

 

Здесь можно привести несколько разнообразных примеров и предложить ученикам найти в каждом предмете главный, существенный признак. Может быть, что в некоторых понятиях определение сущности не вполне совпадает с научными данными об этих понятиях, но такого совпадения нельзя и требовать в начальной школе, а для данного случая и не необходимо. Цель приведения примеров должна заключаться лишь в уяснении и усвоении учащимся слова сущность. Догматика разделяет свойства Божии на общие и частные, вытекающие из общих. К первым относятся бесконечность и духовность существа Божия. Самобытность ставится, как первое следствие, частное свойство, безграничности. Но во втором члене «Символа веры», по требованию обстоятельств (ересь Ария), указано на самобытность Сына Божия, потому в настоящем объяснении последняя и ставится в виде общего свойства Божия. Свойство и признак не одно и то же, но в начальной школе приходится по необходимости заменять некоторые общие понятия более конкретными.

З. Значит, сущность ученика в чем? учителя? солнца? воды? В чем сущность мира? Иисус Христос родился от Бога Отца, значит, Он не сотворен. Главный признак или сущность Иисуса Христа одинакова, а по-славянски едина, с Богом Отцом. Бог Отец и Бог Сын не два Бога, а один Бог. Все главные признаки у Них одни. Поэтому Иисус Христос называется рожденным, несотворенным, единосущным Отцу. В «Символе веры» эти слова читаются так: рожденна, несотворенна, единосущна Отцу. Бог Отец не сотворен, а Сам сотворил весь мир. Это есть главный признак или сущность Бога. Иисус Христос единосущен Отцу, значит, и Он вместе с Отцом сотворил весь мир. Эти слова в «Символе веры» читаются: Имже вся быша[89].

 

Каким примером объясняется в «Символе веры» рождение Иисуса Христа от Бога Отца прежде всех век? Какой главный признак Бога? мира? Как называется главный признак предмета? Каким называется Иисус Христос по главному признаку в «Символе веры»? Что выходит из этого признака?

 

Прочитайте весь второй член.

 

После чтения делаются проверочные вопросы относительно каждого отдельного выражения, которые были объяснены на уроке.

 

Итак, во втором члене говорится о втором Лице Святой Троицы — Боге Сыне. Он называется Господом, Иисусом Христом, Сыном Божиим, единородным, рожденным от Бога Отца вечно. Это рождение объясняется примером одновременного рождения света от светильника. Иисус Христос есть Бог истинный, рожденный от Бога истинного, а несотворенный. Он одинаков и один Бог с Богом Отцом и с Ним сотворил весь мир.

Учение о Боге Сыне — Иисусе Христе содержат только христиане. Ни мусульмане, ни евреи, ни язычники не веруют в это учение. А дал его людям Сам Бог, значит, мы верим Самому Богу. Бог дает людям только добро; добро люди не теряют, а дорожат им. Поэтому нужно дорожить христианской верой и стараться читать больше книг, из которых можно научиться этой вере.

Есть на свете плохие люди, которые стараются совратить христиан от веры Христовой. Эти люди сбивают с толку малознающих о нашей вере. Таких злых людей слушать не нужно: они на словах сулят добро, а на деле всегда обманут.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!