Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства



Строительство и формирование парка осуществляется только на основе проекта.

Прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо собрать исходные данные, необходимые для ведения проектных работ. Для того чтобы проектирование шло грамотно, на высоком уровне, надо детально изучить участок объекта и прилегающие к нему территории.

Это предпроектное исследование является определяющим для начала проектных работ. Исходными данными служат все предыдущие материалы, выводы социологической оценки, результаты геосъемки территории.

 

Оценка природно-климатических условий и микроклимата

Основным материалом служат наблюдения метеорологических станций, представленные в климатических справочниках. Рекомендуется разрабатывать природно-климатическую основу проекта, в комплексе представляющую физико-географические особенности, климат, микроклиматические условия местности. За господствующее направление ветра принимают данные на теплый период времени, составленные по многолетним наблюдениям. Следует учитывать продолжительность и повторяемость опасных скоростей ветра. Очень важно установить взаимодействие показателей климата и микроклимата с элементами ландшафта. Основное внимание при этом надо обратить на радиационный режим склонов различной крутизны и экспозиции, а также длительность суточной инсоляции на отдельных участках;

Температурные различия, вызываемые формами рельефа, почвенными условиями, видами растительного покрова, наличием водоемов;

Ветровой режим, характеризующийся усилением и ослаблением ветра на отдельных участках территории, а также образование местных потоков воздуха в условиях сложного рельефа при чередовании открытых и облесенных участков, при наличии водных поверхностей.

При оценке микроклимата следует учитывать общие закономерности изменения микроклимата в зависимости от условий и различий температурно-влажностного режима путем проведения специальных микроклиматических натурных исследований.

При проектировании парков на сложном рельефе составляют карту участков с различными микроклиматическими показателями, выделяют участки наиболее благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные, зоны застоя воздуха, ветровой тени, озера холода в пониженных местах.

Микроклиматическая характеристика территории дает основание для разработки мероприятий по улучшения микроклимата и общему композиционному решению.

 

Инженерно-геологические и строительные условия

При разработке проекта парка, организация зон отдыха и других крупных объектов очень важно составить специальные карты на топографической основе, на которых должны быть выделены различные условия рельефа, участки грунтов с посадкой, высоким уровнем стояния грунтовых вод, затопляемых паводками, участки с оползнями, оврагообразованием и др. В материалах по гидрологии должна подробно проводиться характеристика существующих водоемов – их размер, глубина, характер паводков, химический и бактериологический состав воды, характеристики гидротехнических сооружений.

При изучении территории возникает необходимость в материалах по существующим дорогам, типам и конструкциям водостоков, источникам водо- и энергоснабжения, системе канализации, имеющимся лестницам, оградам, подпорным стенам, а также зданиям, сооружениям, их назначению, вместимости, типу застройки, классу улиц, окружающим объектам. Составляется геодезическая подоснова территории – чертеж в М 1:500 с сечением горизонталей 0,5.

 

Ландшафтный анализ территории

При проведении ландшафтного анализа решают следующие задачи: определение пригодности территории для рекреации и дифференциация ландшафта в этих целях; установление ценности отдельных участков, предназначенных для рекреации; оценка рекреационной емкости участков с учетом природоохранного и технологического фактора, обуславливающие возможность их освоения и изменения в необходимую сторону.

Задание на проектирования объекта озеленения должно содержать исчерпывающие указания по функциональному назначению проектируемого объекта, его размера посещаемости, перечню и характеру сооружений и вместимости (емкости), объему затрат на строительство и его срокам.

По материалам обследования составляют карты по видам работ:

1) анализ объемно-пространственной структуры;

2) ландшафтные участки закрытых типов пространственной структуры;

3) ландшафтные участки полуоткрытых типов пространственной структуры;

4) ландшафтные участки открытых типов пространственной структуры;

5) ландшафтные участки, выделенные по формам рельефа;

6) ландшафтные участки типа искусственного сооружения.

Начертить схему системы мероприятий по поддержанию и сохранению мемориального объекта исследования (формат А3).

 

Предпроектная оценка территории по факторам

Объекты садово-паркового искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов:

- эстетических;

- функциональных;

- природоохранных;

- технологических.

Оценка по эстетическим факторам в значительной степени связана с эмоциональным восприятием.

Эстетические достоинства территориальных единиц определяется по типам пейзажей – лес, открытые пространства, водоемы имеют свой набор оценочных критериев. Для лесных пейзажей оценочным критерием является возраст насаждений, тип пространственной структуры, состав пород, наличие декоративного подлеска и подроста, гармония элементов, формирующих облик пейзажа. Гармония слагаемых элементов определяется интуитивно, но она ярче выражена в типах леса. Оценка открытых пространств ведется по следующим критериям:

- форма;

- качество травяного покрова;

- качество опушек;

- качество растительности;

- наличие сформированных внутренних видов.

Оценка по санитарно-гигиеническим факторам учитывает микроклиматические и теллурические условия:

- микроклиматические условия оцениваются по данным температуры, влажности воздуха, ветрового режима, солнечной радиации. В комплексе эти данные должны обеспечивать благоприятные условия пребывания человека;

- теллурические условия характеризуются особенностями состава воздуха, оказывающими влияние на организм человека через дыхательные пути. Сюда входят пары скипидара, фитонциды, ионизация воздуха.

Оценка по функциональному фактору определяет пригодность объекта для организации отдыха. Она характеризуется существующими и перспективными видами отдыха, а также качественными и количественными показателями. На основе этих данных составляется прогноз развития отдыха, а проектируемая территория оценивается по следующим показателям:

1) количество видов отдыха;

2) удобство подходов к участку;

3) наличие дорог и уровень их благоустройства.

Оценка по природоохранному фактору – рассматривается главным образом уровень устойчивости территории к рекреационным нагрузкам.

 Оценка по технологическому фактору определяется:

- объемами и стоимостью работ по освоению объекта. Это завершающий этап в комплексной оценке. Рекреационная ценность парковых объектов определяется по значимости всех указанных факторов.

Факторы по их роли в формировании парковых объектов можно сгруппировать следующим образом:

1) стимулирующие формирование парков (санитарно-гигиенические и эстетические);

2) факторы, лимитирующие этот процесс (природоохранный и технологический);

3) факторы, регулирующие взаимодействие стимулирующих и регулирующих факторов.

Представленная система при всей стабильности взаимосвязей факторов является достаточно подвижной и зависит от конкретных условий.

 

6 Методика реставрационных работ

 

Проект реставрации должен определить:

- тип (режим) охраны памятника: строгий охранный режим, строгий планировочный режим или свободный планировочный режим. Причем на территории ПСПИ в зависимости от конкретных условий могут быть выделены участки с различными режимами;

- степень реставрации;

- тип функционального использования в настоящее время и в перспективе.

 

Категории режима охраны территории

Реставрация объектов садово-паркового искусства требует организации охраны воссозданных памятников.

Можно выделить три категории режима охраны территории.

Строгий охранный (заповедный) режим, при котором разрешается лишь ограниченное пользование в виде организованных экскурсий по определенным маршрутам и полностью запрещаются все виды современного строительства я благоустройства. Строгий охранный режим распространяется, как правило, на ограниченной территории композиционного центра памятника садово-паркового искусства, в котором уже осуществлена реставрация или возможно осуществление такой реставрации в дальнейшем, композиционно-структурные утраты незначительны или вполне восполнимы.

Вторая категория режима — строгий планировочный режим. Он распространяется на ту часть территории, где обеспечено сохранение основной пространственно-композиционной структуры и разрешается включение дополнительных элементов строительства и благоустройства (добавочные тропы, дорожки, небольшие детские площадки и площадки отдыха, павильоны и др.), не искажающие сложившуюся структуру. Режим использования свободный, по дорожкам и тропинкам, но без устройства пляжей, стоянок.

Третья категория режима — территория свободного планировочного  режима; к ней относится та часть объекта, где произошли наибольшие изменения и существовавшая пространственно-композиционная структура утрачена полностью или большей частью.Эта территория может рассматриваться как буферная при переходе к неохраняемым территориям и использоваться как зона активного отдыха, быть компенсатором за более строгий охранный режим на остальной территории. Она может быть даже прибавлена к территории существующего памятника, а насаждения на ней созданы вновь. В зоне свободного планировочного режима разрешается строительство различных сооружений, в том числе жилых и общественных зданий и т. п., визуально не нарушающих восприятие объекта.

Описать, к какой категории охраны территории относится объект садово-паркового искусства. Выделение нескольких категорий охраны территории целесообразно отметить на плане.

 

Основные методы реставрации и сохранения

Решение этих основных задач в комплексе определяет метод реставрации и проект реставрации.

Основные методы реставрации и сохранения могут быть разделены на консервативные и радикальные.

 

Консервативными методами являются консервация и адаптация.

Консервация предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизнестойкости насаждений и сооружений объекта в существующем виде. Это относится в первую очередь к мемориальным памятникам, а также к хорошо сохранившимся объектам.

Адаптация — это выбор основной функции использования, наиболее соответствующей сущности памятника, его размерам, степени сохранности.

 

К радикальным методам реставрации относятся: полная, частичная реставрация и реконструкция.

Полная реставрация предполагает воссоздание всех или почти всех парковых композиций, в том числе водоемов, насаждений, парковой архитектуры, дорожек и т. п. Реставрация в данном случае предполагает, как правило, полный снос имеющихся насаждений и замену их новыми посадками, восстановление рельефа, водоемов и всей гидрологической системы. Полная реставрация может быть осуществлена на всей территории памятника или на отдельных его участках при наличии хорошо сохранившейся остальной территории. Основанием для предложения полной реставрации объекта являются: уникальность, историческая ценность памятника, его ансамблевая связь с другими сооружениями; сохранность территории, архитектурных сооружений, построек, рельефа, планировочной пространственно-композиционной структуры; достаточность фактического и документального материала для восстановления первоначального облика. Полная реставрация может осуществляться на основе сохранившейся пространственно-композиционной планировки, на воссозданной индивидуальной документации или по аналогам.

Частичная реставрация осуществляется в тех случаях, когда полная реставрация почему-либо неосуществима: например, первоначальная планировка сохранилась лишь фрагментно, достаточно достоверной и полной документации не найдено, необратимо утрачена часть территории, значение объекта недостаточно велико и несоизмеримо с уровнем затрат на полную реставрацию, существующее или планируемое функциональное использование объекта невозможно адаптировать к характеру памятника; значительны и необратимы визуальные нарушения, вводимые окружающей застройкой; существующие насаждения, хотя и не соответствуют первоначальному облику памятника, но находятся в хорошем состоянии и способны просуществовать еще много лет и т. п. При частичной реставрации сохраняются основы композиции объекта, его замысла, которые могут быть дополнены и в некоторой степени изменены в связи с происшедшими территориальными, экономическими, функциональными и другими изменениями ситуации.

Различаются два вида реконструкции:

- с сохранением вида памятника на всей территории объекта (ретрореконструкция);

- с воссозданием в этом стиле (в стиле времени) небольших, отдельных элементов и ассоциаций.

Ретрореконструкция предполагает восстановление общего композиционного стиля существовавшего памятника: типичной системы аллей (лучи, звезды, кварталы и т. п.), композиционных центров, водных устройств, создание перспектив и видовых точек на сохранившиеся элементы архитектуры или окружающую местность на всей территории объекта. Подобная реконструкция заключается в воссоздании отдельных элементов на небольших участках (например, партеров с рисунком из камня), устройстве новых элементов по ассоциации с некогда существовавшими (например, создание на территории объекта небольшого пруда, напоминающего былую систему водоемов и т. п.). Новые элементы, фрагменты должны гармонировать с существующими, соответствовать окружающей среде. Ретрореконструкция применяется при полном изменении пространственно-композиционного облика, утрате значительной части территории, совершившемся коренном изменении функции, вторжении сооружений, сопровождающих эти функции. Индивидуальный характер каждого объекта может потребовать применения не одного какого-либо метода реставрации, а нескольких—на различных своих участках.

Определить целесообразность и степень реставрации объекта садово-паркового искусства.

 

Техника безопасности

 

В случае чрезвычайных обстоятельств, требующих немедленной эвакуации работников исследуемого объекта и посетителей должен быть план эвакуации из здания. Что имеется для борьбы с возможными очагами возгорания? Кто несет ответственность за соблюдение охраны труда?

Какие подготовительные работы необходимо проводить в исследуемом вами объекте перед реконструкцией, подготовки почвы и др.?

Если на территории реконструктируемого объекта произойдет несчастный случай, необходимо пострадавшему оказать первую помощь, а при необходимости вызвать скорую помощь и немедленно сообщить ответственному за охрану труда.

 

Предлагаем рассмотреть на примере следующих парков структуру построения курсовой работы

 

Парки Ораниенбаума.

Город Ломоносов (Ораниенбаум) расположен на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга. Он широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как уникальные памятники XVIII столетия.

 

Характерной особенностью дворцово-паркового комплекса Ораниенбаума является то, что в отличие от дворцово-парковых ансамблей других пригородов Санкт-Петербурга он не был захвачен фашистами в годы Великой Отечественной войны, не подвергся разграблению и уничтожению. Таким образом, это единственный не воссозданный, а в максимальной степени подлинный дворцово-парковый ансамбль XVIII века.


Большой дворец и Нижний сад

Ансамбль Большого (Меншиковского) дворца создавался в 1710-1727 гг. Композиционным центром ансамбля является монументальное здание дворца на высоком береговом уступе. Почти одновременно с началом строительства Большого дворца перед его главным, обращенным к морю фасадом, был заложен регулярный Нижний сад. Площадь этого сада около 5 гектаров. Сад был спроектирован Д. Фонтана, но создавался он под руководством садовых мастеров Х .Граца и Я. Эйка. К 1728 году сад имел строго симметричную планировку, был украшен партерными цветниками, боскетами и деревянной скульптурой. Зеленый массив составляли местные породы деревьев и кустарников. Но в массив были включены и плодовые деревья - яблони, вишни и ягодные кусты, что производило необыкновенный эффект. Кроме того, в Померанцевой оранжерее и теплицах Нижнего сада выращивались экзотические овощи, фрукты и цветы. В 1728 году дворец опального Меньшикова передается в распоряжение «Канцелярии от строений» и более чем десять лет дворцово-парковый ансамбль находится в запустении. В 1741 году вступает на престол Елизавета Петровна и через два года дарит Большой Ораниенбаумский дворец своему наследнику, будущему Петру III. В 1743 году начинается длительный этап перестройки Большого дворца. Первые пять-шесть лет этого периода связаны с именем известного архитектора Б.-Ф. Растрелли. С ним связано и возрождение Нижнего сада. Растрелли спроектировал центральную аллею как продолжение дворцовой лестницы, ввел декоративную скульптуру в оформление террас и украсил сад мраморными статуями.

С 1762 года в течение последующих 20 лет работами в Большом дворце руководил архитектор А. Ринальди. Именно в этот период достиг своего расцвета Нижний сад. В нем были сооружены фонтаны, деревянная ограда замнена на каменную и устроены двое каменных ворот.


Верхний парк

 

Самым большим ансамблем дворцово-паркового комплекса Ломоносова является Верхний парк. Общая его площадь превышает 160 гектаров. Работы по устройству Верхнего парка начались в первой четверти 18 века, но основной период строительства приходится на 60-е года XVIII столетия, когда Ораниенбаум стал официальной летней резиденцией Екатерины II. В это время архитектор А. Ринальди получил поручение подготовить проект дворца и парка Собственной дачи императрицы. Приступая к планировке парка Собственной дачи, Ринальди проложил на юг одну из основных аллей парка. Позднее она получила название Тройной липовой. Эта аллея разделила территорию Собственной дачи на две части. В меньшей, восточной части, где позднее были построены основные архитектурные сооружения, был спланирован регулярный («французский») парк. Расположенная западнее аллеи, большая часть территории имеет пейзажную планировку.

В садово-парковом искусстве того времени уже намечался отход от принципов регулярной разбивки парков. Видимо, А. Ринальди искал собственный путь к органическому сочетанию разных принципов паркостроения. Первый в истории опыт, когда две стилистически различные части парка на территории Собственной дачи не только не имели резкой границы, а как бы переходили одна в другую, блестяще удался талантливому архитектору.

Учитывая особенности живописной местности, Ринальди создал один из замечательных образцов парка, в котором гармонично сочетаются сложный геометрический узор аллей и дорожек, водный лабиринт прудов, соединенных протоками, буйная растительность дикой природы и неповторимая архитектура, соединяющая прелесть рококо с элементами зарождающегося классицизма. Дворцово-парковый ансамбль Верхнего парка единственный в

том смысле, что и планировка парка, и проекты архитектурных сооружений выполнены одним архитектором. Ни в одном из других пригородных ансамблей нет такого органичного сочетания разных стилей в декоре, нет такого слияния архитектуры с ландшафтом, нет столь удивительного синтеза регулярного и пейзажного принципов.

Павловский парк

 

Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор множества книг, в том числе монументального труда "Сады и парки мира", в своем путеводителе по Павловску писал: "Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком". Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает "всем вкусам и всем настроениям души".

 

 

   

Сейчас, анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить ее возможности - одно это уже было заслугой создателей парка.

Несомненной удачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основы композиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармонично сопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки с растительностью, выделенной из лесного массива или специально в него привнесенной.

Деревья в Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает в садах южных стран. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые, смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно выделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталей и есть удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя. Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличные между собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытых пространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь не похожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк - все связано в одно органичное целое.

Заключение

Сделать выводы по основным разделам и приложениям. Написать какие виды работ вы запроектировали в данной курсовой работе и почему, а также показать площадь вашего объекта исследования.

 

Библиографический список

Основная литература

1. Боговая, И.О. Озеленение населенных мест. [Текст] : учеб. пособие / И.О.Боговая, В.С. Теодоронский. - М. : Агропромиздат, 1990. – 239 с.

2. Кругляк, В.В. Ландшафтное проектирование территории усадьбы. [Текст] : учеб. пособие / В.В. Кругляк. – Воронеж : ВГЛТА, 1998. – 83 с.

3. Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства. [Текст] : учеб.  / О.Б. Сокольская. – М. : Инфра-м, 2004. – 349 с.

Дополнительный

4. Вергунов, А.П. Архитектурно-ландшафтная организация озелененных пространств в городских центрах [Текст] : учеб. пособие / А.П. Вергунов. – М. : МАРХИ, 1986. – 126 с.

5. Теодоронский, В.С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство [Текст] : учеб. пособие  / В.С. Теодоронский, В.Л. Машинский. – М. : МГУЛ, 2001. – 95 с.

 

Приложение 1

Посадочная ведомость

 

п/п

Ассортимент

Площадь компонента озеленения, га

Количество растений, шт.

Вид

посадок

деревья кустарники цветочные

Лиственные породы

1 Липа 0,7 60     Аллея

Хвойные породы

2 Сосна 3,7 11550     Массив

Кустарники

3 Чубушник венечный 0,05   10   Куртина

 

Приложение 2

Баланс территории объекта

 

п/п

Наименование элементов

Площадь

га %
1 Сооружения 11,6 3,3
2 Дороги 14,0 3,9
3 Площадки 1,4 0,39
4 Насаждения 321,6 91,1
  а) деревья 319,35 90,5
       
  Итого 353 100

 

Приложение 3

Ведомость запроектированных мероприятий

 

№ п/п Наименование мероприятий Наименование затрат Ед. измер. Количество Сумма, руб.

1

Устройство поляны

травосмесь (семена) кг 25  
установка МАФ (скамья) шт. 3  
2 Устройство партера Саженцы стандартные      
    ель шт. 2  
    лиственница шт. 2  

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………... Общая характеристика парка ………………………………………………. Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования ……………………………………………………………………. Средства ландшафтной композиции ………………………………............. Композиция паркового пейзажа ……………………………………............ Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства …………... Методика реставрационных работ…………………………………………. Техника безопасности ………………………………………………………. Заключение ………………………………………………………………….. Приложения…………………………………………………………………... 3 4   4 5 7 10 13 16 21 22  

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 947; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!