ИКОНА — УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ



Http://vstrecha.uchkom.ru/an/3(13)2000/jizn.htm

Протоиерей Георгий Дробот

Жизнь иконы

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗА

Подходя к православной иконе с точки зрения своей специальности, историки искусства рассматривают ее в общих рамках как один из видов изобразительного искусства вообще. При этом они, естественно, исходят из общих критериев: время создания, стилистические особенности, влияния — и относят икону в разряд религиозного искусства, в лучшем случае, называя иконопись искусством священным.

Все эти критерии, конечно, приемлемы и для нас, православных христиан, для которых икона является неотъемлемой частью религиозной жизни. Однако никакой подход извне, будь он самым положительным, не может выразить всей глубины иконы и останется на уровне чистой археологии или эстетики.

В Православии по-прежнему жива традиция священного искусства, сложившаяся в первые века христианства, и поэтому определение иконы как одной из форм религиозного искусства говорит о недооценивании ее как явления жизни Православной Церкви. Хотя икона и обладает всеми материальными качествами любого произведения изобразительного искусства, по своей сущности она отлична от картины (даже картины с религиозным сюжетом), как небо от земли. Поэтому, если принимать во внимание эту ее сущность, ее содержание, то икону нельзя подвести под общую линию истории и философии искусства. Об иконе следует, скорее, говорить не как о неком виде эволюции искусства, а как о «мутации» в искусстве, — скачке в область духа.

Действительно, всякий вид искусства, стремящийся свидетельствовать о красоте и служить ей, направляет человека к красоте, к некоторому виду духовности, хотя бы частичной и несовершенной. Икона же как символическое явление изобразительного искусства, не отказываясь от его сути — передачи видения вещей и человека художником, направляет творческую силу человека на самого его Творца — Того, Кто создал и красоту, и человека.

Унаследовав ветхозаветные заповеди, христианская Церковь исповедует непостижимого и неописуемого Бога. Первые христиане в своем большинстве были иудеи, строго соблюдавшие все Десять заповедей, и поэтому, несомненно, боявшиеся, что изображение может стать идолом. Другими словами, они опасались, что религиозное поклонение сможет обратиться на тварь в ущерб служению Истинному Богу. Такой подход был вполне естественным для людей, вышедших из многовековой (даже тысячелетней) традиции, запрещавшей всякое изображение Божества, даже мысленное, и избегавшей даже произносить Имя Божие.

Будучи функцией вечной жизни Церкви, икона развивалась и разрабатывалась параллельно развитию православного учения и богослужения. Так как всякая икона в конечном итоге является свидетельством о Боговоплощении и Божественном деле спасения человека, то неудивителен тот факт, что первые «иконные» иконы (то есть такие, перед которыми мы можем молиться и сейчас) появились в V–VI веках, то есть после первых четырех Вселенских соборов, на которых были сформулированы и провозглашены основные догматы Соборной и Апостольской Православной Церкви.

ИЕРОГЛИФЫ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Как видно из памятников двух первых веков христианства, распространившегося за пределы Святой Земли, сначала появляются «иероглифы» христианской веры (знаки, имеющие глубокий смысл для крещеных и непонятные для других, а именно: монограмма Христа, крест разной формы, рыба и другие), затем первые символические изображения, относящиеся к Новому Завету: виноградная лоза, агнец, хлебы, и тому подобное. В III веке на стенах в римских катакомбах появляются сцены из Священного Писания, которые сохранились и до наших дней. Общий их смысл и, следовательно, проповедь, которую они несли первым христианам в Риме, относятся к Божественному домостроительству спасения верующих. Ветхий Завет в этих изображениях представлен тремя отроками в пещи огненной: они отказались поклониться идолу и исповедовали свою веру в Единого Истинного Бога, как это делали христиане. Он также представлен Ноем в ковчеге, который служит образом верующего, спасенного крещением, как и находящееся там изображение Ионы во чреве китовом или отдыхающим под тыквой, которое в то же время является символом смерти и воскресения Христова. Встречаются в катакомбах, конечно, и картины из Нового Завета, которые обычно толкуются как символы Таинства крещения или Евхаристии. Так, например, беседа Спасителя с самарянкой у колодца говорит о том, что живая вода, которую Он ей предлагает, — это вода крещальная; сцены исцелений — это образы исцеления от первородного греха через крещение; умножение хлебов — образ Евхаристии и так далее. Как мы видим, изображения первых веков христианства имели дидактическое значение: они говорили о главных Таинствах Церкви, но не служили для молитвы, как иконы.

ИКОНА — УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ

В IV веке, со времени царствования Константина Великого прекращаются гонения на христиан (за исключением короткого периода царствования Иулиана Отступника), и в этот период созываются два первых Вселенских собора, на которых был составлен Никео-Цареградский Символ веры. Благодаря богодухновенным богословам, таким как святые Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин), Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, православное богослужение и православное богословие получают те основы и то направление, которые их питают до наших дней. Утвержденное таким образом Православие, подтвержденное последующими Вселенскими соборами, отбросившими главные христологические ереси, рождает икону. И икона сразу становится утверждением и выявлением Православия. Действительно, как мы видим из истории Церкви, живая и настоящая икона возможна только в лоне истинной веры. Иконоборчество и преследования почитателей икон в VIII – начале IX века в Византии были следствием еретических взглядов императоров и их окружения, не понимавших всей глубины учения Церкви о Господе Иисусе Христе как Богочеловеке. Для них область духовная и мир материальный были абсолютно чужды друг другу и несовместимы. Поэтому VII Вселенский собор, восстановивший почитание икон и положивший начало богословию иконы, получил название Торжества Православия.

По причине иконоборчества, сторонники которого уничтожали иконы, до нас дошло очень мало памятников V–VI вв., но зато сохранились иконы редкой красоты, главным образом, в монастыре святой Екатерины на Синае, не тронутом иконоборцами. Синайские иконы написаны в технике энкаустики, то есть пигментами, смешанными с воском. К ним относится, например, икона Спасителя с благословляющей десницей и Евангелием в шуйце, икона Пресвятой Богородицы с Младенцем на коленях, восседающей на престоле и окруженной святыми и ангелами, иконы разных святых. Цветовая гамма этих ранних энкаустиковых икон, скорее, скупая, но весьма изысканная: лики очень выразительны, взгляд оставляет глубокое впечатление. Современные им мозаики, украшавшие стены базилик, более иератичны, что, может быть, объясняется тем, что работа велась с менее податливым материалом. Тут следует отметить, что так же, как на иконах, в это время появляются иконописные типы которым изографы всех последующих веков остаются верными, так и на стенах храмов возникают первые композиции Двунадесятых праздников. Таково, например, Крещение Спасителя в церкви Сан Джованни-ин-Фонте в Равенне (Италия, вторая половина V века) или Преображение в соборном храме монастыря святой Екатерины на Синае, построенном при императоре Иустиниане. Все иконы Двунадесятых праздников создавались постепенно, по мере становления богослужений, относящихся к этим знаменательным дням православного календаря. Поэтому это не просто иллюстрации к соответствующему евангельскому рассказу, но и толкование к нему, и говорят они верующим о содержании и смысле каждого праздника в той же мере, как песнопения и чтения в храме.

В то время, как в Византии в борьбе за икону выкристаллизовывалось богословие иконы, Церковь на Западе имела дело с «варварами» — франками или германцами, которых не интересовали тонкости богословия. Их вера была прагматичной, и византийские рассуждения казались им лишними. Так, франкские богословы времен Карла Великого заявили, что иконы или стенопись в церквах не подлежат уничтожению, так как это все же не идолы, но не достойны ни поклонения, ни почитания, и их наличие или отсутствие ничего не прибавляет и не отнимает от христианской веры. Безразличие к христологическому аспекту иконопочитания увело западное искусство от православного образа — Запад дал шедевры религиозного искусства, но забыл икону.

Но вернемся к Византии. VII Вселенский собор в 787 году не сразу убедил императоров в своей правоте, и только с воцарением новой македонской династии возрождается иконопись в Византии. После продолжительного перерыва, вызванного иконоборчеством (во время которого в монастырях создавались отдельные иконы, примеры которых можно увидеть в собрании монастыря святой Екатерины на Синае), первыми памятниками этого периода, дошедшими до нас, стали мозаики святой Софии Константинопольской и святой Софии Солунской. Это столь же монументальные произведения, как те, которые можно увидеть на Западе в храмах V–VI вв., однако их композиция уже соответствует известному нам составу икон.

В собрании монастыря святой Екатерины на Синае имеются две доски, объединенные в диптих и относящиеся к Х веку, на которых написано двенадцать иконок великих праздников. Набор этот не совсем соответствует известным нам Двунадесятым праздникам: там не хватает трех богородичных праздников — Рождества Богородицы, Введения и Успения. В то же время, среди них есть «Воскрешение Лазаря» и две пасхальных иконы: Сошествие во ад и Явление Воскресшего мироносицам. Это первый известный нам памятник, где встречаются так называемые «канонические» иконописные изводы, которых придерживались иконописцы всех последующих веков до наших дней. Кроме того, диптих исполнен в яично-темперной технике, то есть так, как традиционные иконы пишут до сих пор.

Итак, как мы видим, иконописный канон возник уже в Х веке, то есть менее, чем через век после восстановления иконопочитания в Византии, которое имело место в 843 году. Видимо, в этом проявилась воля Божия, ибо просвещая и крестя славян, Византия смогла им передать поистине полноту Православия с его «богословием в красках» — иконой.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!