Курский Сергиево - Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курская государственная сельскохозяйственная академия

имени профессора И.И. Иванова»

 

 

Реферат

по дисциплине православие в истории России и Курского края на тему:

 

 «Архитектура православного храма (на примере одного из храмов Курской области)»

 

Выполнила: студентка финансового факультета 2 курса 1группы

Стародубцева Н.В.

Проверила:

Лебедева О.В.

 

Курск 2009

Содержание

Введение

1. Архитектура православного  храма.

1. Колокола.

2. Иконостас.

3. Курский Сергиево - Казанский собор выдающийся  архитектурный памятник церковного зодчества II половины XVIII века.

Ø Основные черты стиля в котором выполнен собор.

Ø Историческая справка о соборе.

Используемая литература
        

ВВЕДЕНИЕ

Художественная система храма несет в мир образ Хрис­та, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением.

Святой храм, или церковь, это – специальное здание, в котором совершается литургия и прочие церковные службы. В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устро­енная, по повелению Божью, Моисеем. В новозаветное вре­мя сначала не было храмов, потому что христиан преследо­вали иудеи и язычники. Христиане отправляли свое богослу­жение в домах и пещерах. С IV века, когда царь Констан­тин объявил христианскую веру господствующей, появились у христиан и храмы.

Храм, от слова храмина, означает здание, дом. Название «церковь» греческое, оно значит дом Божий. Храм называет­ся церковью, т.е. домом Божьим, потому, что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живет в своем доме. Название церкви дано храму еще потому, что в него для молитвы собирается Церковь, т.е. верующие, сообщество которых и называется церковью. Религиозно-философская идея православного храма – Вселенский собор, то есть единение всей Божьей твари, человека, ангелов в Боге. Церковь – мистическое тело Христа, духовного единства всех христиан, а также символ литургии.

Храмы чаще всего строятся в виде корабля и креста. Верх они имеют круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напомина­ется вам вечность Церкви Христовой. Может храм быть ус­троен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что, что Церковь подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

 

Архитектура храма

Храмы строятся в виде корабля потому, что церковь, по­добно кораблю, приводит христиан в пристанище, т.е. в царство небесное; в виде креста – потому, что благодать спасения в церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа.

Купол на храме напоминает о небе, куда верующие стре­мятся. На куполе ставится крест потому, что в храме постоян­но прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

Если смотреть на храм по вертикали, то сам он – сим­вол земного начала, купол – небо. Крест – символ святости, которая есть путь к небу. Сам храм выражает крест подне­бесный, землю, а легкий и воздушный крест на куполе – мир дольний.

Белый цвет стен храма означает воз-рождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизиру­ет кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преобра­жения мира.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:

v две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

v три главы – три Лица Святой Троицы;

v пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов;

v семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов;

v девять глав – девять чинов ангельских;

v тринадцать глав – Иисуса Христа и двенад­цать апостолов;

v иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строит­ся колокольня, или звонница, то есть башня, на которой ви­сят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созы­вать верующих на молитву, к богослужению, равно и для то­го, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «пе­резвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. Храм, или церковь, разделяется на 3 части:

1) святой алтарь,

2) собственно храм, или средний храм,

3) притвор, иначе трапезная.

Разделение храма на 3 части означает три разряда веру­ющих, кои составляют церковь:

1) на небе, святых,

2) на земле, верных, т. е. крещеных,

3) так называемых оглашенных, т.е. готовящих принять христианскую веру.

Три части имел и ветхозаветный храм:

1) святое святых,

2) святилище

3) двор.

Средняя часть храма знаменует собою, прежде всего, горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма – это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспрен­него, где совершаются тайны Божий.                                          При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Свое­го творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вече­рю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой специально приготов­ленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и соору­жался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Колокола.

Церковную службу в русских храмах невозможно представить без колокольного звона. Этой части богослужения также придавалось важное символическое значение. Колоколами на Руси очень дорожили, относились к ним, как к живым существам, давали имена. Колокольный звон сопровождал людей всю жизнь, обозначал своим звуком всевозможные события. По преданию от голоса колоколов нечистая сила пряталась под землю, а в храмы, услышав звон, слетались ангелы.                                             Обычай «ударять в железа» появился еще у древних греков и римлян. Уже тогда существовало поверье, что этот громкий звук отгоняет злых демонов и волшебников. В христианском богослужении колокольный звон появился примерно в VI в. В русских летописях о колоколах впервые упоминается в конце Х в. Но еще долго они являлись большой редкостью, и их заменяли «била» — металлические или деревянные доски длиной около двух метров, по которым ударяли особыми молотками.              Первые колокола зазвучали в храмах Киева, Новгорода и Владимира. Мастерство русских литейщиков и звонарей, вначале обучавшихся у византийцев, очень быстро росло. В ХV в. в Москве открылся знаменитый на всю Русь Пушечный двор, где отливали лучшие по качеству колокола и пушки. Со временем там научились отливать колокола-гиганты, и это не было просто демонстрацией мастерства. Могучий широкий звук огромных колоколов, разносившийся далеко по округе, считался отзвуком ангельских труб или даже гласом самого Бога.                                                               Звуки колоколов почитали как чудодейственные и священные. В особой молитве, читаемой при освящении колоколов, говорилось: «Пусть глас этот укрепит всех в вере, и перестанут бури ветряные, грады, вихри, громы страшные и молнии, и всякое зло. Каждый город или село почитали свои, «родные» колокола — при нападении врагов их закапывали, прятали на дно речек и прудов или увозили, бросив другое, менее ценное имущество.    Захваченные города в знак покорности вынуждены были отдавать победителям колокола. Царь Иоанн Грозный увез колокола из усмиренных Новгорода и Пскова, и эта потеря была огромным горем для горожан. «Пленные» колокола «наказывали», отправляя в ссылку, а порой и в переплавку.                                                                               Значение колоколов было столь велико, что для них возводили особые сооружения — звонницы и колокольни, стараясь подчеркнуть их величие и красоту. Лишь поначалу, когда колокола еще были небольшими, их просто подвешивали в нишах или на столбах, врытых в землю. Затем в Новгороде и Пскове появились звонницы — отдельно стоящие каменные стены с проемами для колоколов. В ХУI—ХVII вв. для больших колоколов стали строить башни-колокольни. Круглые или четырехугольные в плане, они стояли отдельно от храма или отделялись от него трапезной палатой. Их ясно выраженная вертикаль, подчеркнутая убывающими кверху ярусами, еще раз напоминала об устремленности духовной мысли к небу. Вместе с тем звон, разносившийся с башни, представлялся звуком, доносящимся прямо с небес.    Среди колоколов существовало разделение «по старшинству», т.е. по значимости, величине и характеру звука. Призывный звон к утренней службе в Москве всегда начинался с колоколов Ивана Великого (их к ХVIIв. было уже 52). Все московские церкви ждали, когда ударит громадный Успенский колокол (весом около 65 т). Это был самый  большой из действовавших русских колоколов и самый лучший по звуку.                         Колокольный звон на Руси стал настоящим искусством. Звонари относились к своей работе необычайно трепетно, хорошо понимая всю сложность и ответственность своего богоугодного ремесла. Они умели управлять сразу несколькими колоколами, помогая себе локтями и ногами. Чтобы уберечь слух от оглушительного звона, звонари затыкали себе уши ватой или крупными твердыми ягодами — рябиной, калиной, клюквой. Звук колокола имел разное значение. Самым привычным был призыв к церковной службе — благовест. При этом звучали размеренные удары в один или поочередно в несколько колоколов (тогда это называлось перезвоном). Звон бывал и набатным, когда всех созывали в важные моменты в большой вечевой колокол. Иногда звучал пожарный набат — частый звон в средний по величине колокол. В охранный колокол звонили, когда угрожало нападение. Путевой колокол указывал дорогу заблудившимся путникам (очень многих колокола спасали во время метели). Знаменитым стал мелодичный звон московских часовых колоколов — курантов. Но самым любимым был «красный звон» в несколько колоколов — красочный, радостный, «музыка для души». В самые большие праздники светлый колокольный хор множества церквей буквально плыл над русскими городами, заполнял все небо, и всем легко верилось, что это голос далекого рая...

Иконостас

Алтарь отделен несколькими ступенями и особой перегородкой – иконостасом. Это слово сложилось из греческих  слов «эйкон» (образ) и «стасис» (место стояния). В русских летописях иконостас впервые упоминается в 17 веке. В иконостасе содержится стройная и последовательная вероучительная логика. Он неотъемлемая и важнейшая часть единой образной символики каждого православного храма.

Исполняя роль разъясняющего проводника в иной мир, высший и невещественной, храмовый иконостас своими образами величественно завершает рассказ о духовном восхождении, о смысле христианского пути. Начиная с земного, близкого людям уровня, ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням. Все они имеют особое название и символическое значение.

Нижний ряд иконостаса называют местным, поскольку там находятся иконы, посвященные особо чтимым в данной местности святым или праздникам. Но некоторые из этих икон обязательно встречаются в любом храме. Справа от центральных Царских врат расположена икона Спасителя, слева – икона Богоматери. Это означает, что Христос и Богоматерь встречают всех во вратах Царствия Небесного и ведут к вечной жизни.                                          Икона, следующая за образом Спасителя, изображает святого, или праздник, в честь которого назван храм. Такой образ стал называться храмовым. Даже в незнакомом храме можно определить его название, посмотрев на вторую икону справа от Царских врат. В Троицкой церкви это будет икона Троицы, в Никольской — образ Николая Угодника, в Успенской — сцена Успения Богоматери и т.д.                                                    Подбор других икон местного ряда определялся местными традициями. Среди икон могли быть образы местночтимых святых или чудотворные иконы. Почитаемые иконы из местного ряда во время пожаров, нашествия врагов и прочих бедствий спасали в первую очередь. Благодаря этому сохранились многие древние иконы ХI—ХIУ вв. (почти все они были местночтимыми).                                                                          Расположенные в центре местного ряда Царские вратасимволизируют вход в рай. На их створках всегда изображается сцена Благовещения — ведь именно с благой вести о грядущем рождении Спасителя для человечества открылась дорога в утраченный рай. На этих же символических райских вратах помещают изображения четырех евангелистов, чьи свидетельства о деяниях Христа также указали дорогу к спасению. Фигуры евангелистов часто сопровождаются или даже заменяются особыми символами. У Матфея это ангел, у Марка — лен, у Луки — бык (телец), у Иоанна — орел. Ангел напоминает о небесном мире, из которого пришел на землю Христос, лен — символ Его могущества и царского величия. Телец символизирует жертвенность Спасителя (в древности во время богослужений было принято приносить животных в жертву Богу). Орел означает высоту евангельского учения и величие Божественных тайн.                                                       По сторонам от Царских врат расположены меньшие по размеру дьяконские двери, ведущие в расположенные в боковых апсидах дьяконник и жертненник. В дьяконнике — своего рода ризнице — хранились церковные облачения и утварь. В жертненнике, слева от алтаря, на особом столе хранилась бескровная жертва для таинства евхаристии (причащения). На дьяконских дверях обычно изображались архангелы — как напоминание об ангельском служении в церкви или архидьяконы Стефан и Лаврентий, первые среди учеников Христа ставшие дьяконами (сослужителями священника).                                                                             Ступенчатое возвышение перед иконостасом (так называемая солея) имеет напротив Царских врат полукруглый выступ — амвон(от греческого слова «восхождение» ). Читал на амвоне Евангелие и обращаясь к верующим с проповедью, священник символизирует Христа, который беседовал со своими учениками на горе.                                                                       Важнейший (что подчеркивает и величина икон) ряд иконостаса деисусный чин  («деисус» — по-гречески «моление»). Он изображает Христа — Судью, восседающего на троне в окружении Божественной славы и небесных сил (этот образ называется «Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы, святые. Это молитва за людей, за весь род человеческий перед Спасителем мира, Царем Царей. Икона Спас в силах — центр не только иконостаса, но и всего храма (и в вертикальном, и в горизонтальном членении). Если омфалий (круг на полу под куполом) указывает небо видимое, то «Спас в силах» обращает все живое к необозримой вечности. Вселенная и человечество единодушно обращены к Богу, ожидая от Него благого, милостивого суда.    Третий, праздничный, ряд (или чин) иконостаса состоит из икон двунадесятых праздников, образов Страстной и Пасхальной недель. двунадесятыми называют двенадцать главных праздников церковного года. Это Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Христово, Сретение, Преображение, Вход в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Вознесение Христа, Сошествие Святого духа на апостолов, Воздвижение Креста, Успение Богородицы.               В ранних русских иконостасах праздничный чин располагался третьим, после деисуса, но со временем праздничные иконы стали помещать ниже, во втором ряду — это помогало молящимся лучше рассмотреть священные сюжеты. Количество икон в праздничном ряду зависело от ширины и высоты иконостаса, но смысл этого ряда оставался неизменным: он рассказывал об истории Божественного спасения человечества.                                           Два верхних ряда иконостаса — пророческий и праотеческий. О пророках подробно повествуется в Ветхом Завете. Честные и бесстрашные, озаренные от Бога вдохновением, пророки говорили о наказании за злые дела, рассказывали о судьбах мира, предрекали пришествие Христа. В центре пророческого ряда обычно помещена икона Богоматери «Знамение» — к ней обращены в поклоне величавые пророки со свитками пророчеств в руках. Образ Богоматери, которая являет миру Спасителя, — символ исполнения древних пророчеств.                                                                           Библейские праотцы (прародители, родоначальники) называются также «отцами веры». В верхнем ряду иконостаса они поклоняются образу ветхозаветного Бога Троицы. Центральные иконы (или «средники») всех рядов иконостаса образуют символическую связь: за иконой Троицы Живоначальной (дающей начало жизни) следует напоминание о пришествии на землю Христа (икона «Знамение»). Пожертвовав собой, Христос будет в конце времен решать судьбу человечества (икона «Спас в силах»). А по окончании Божественного Суда праведники войдут во врата Царствия Небесного (Царские врата).                                                                Иконостас всегда завершается образом Голгофы — Крестом с распятьем Спасителем. Это, как и в наружном строении храма, символ духовной вершины, спасительной жертвы, указывающей путь на небо. Перед Голгофой, «горой недосягаемой», склоняются все, пришедшие в храм. Бесконечная широта духовной символики храма подчеркивается и тем, что иконостас можно прочитывать как снизу вверх, так и сверху вниз. В нижнем ряду повествуется о земной жизни и подвигах святых, напоминается о чудесной помощи живущим на Земле от чудотворных икон. Выше изображаются путь Христа, Его великая жертва и будущий суд над людьми. А потом на небесах древние пророки и праотцы встречают своих спасенных потомков.                                                                                                Если рассматривать иконостас сверху вниз, он становится образом духовной истории земного мира, истории Церкви — от сотворения первых людей, от познания важнейших законов бытия к настоящему времени, к ежедневной церковной службе.

Вобрав в себя всю глубину христианских богословских традиций, русский православный храм в конечное счете отражал вечную мечту людей о «свело – светлом», небесном, идеальном мире. При четкомсоблюдение канонов - центричности, соподчиненности, ступенчатости – храм оставался образом живого, одухотворенного переживания мира, божественно прекрасного и гармоничного.

 

Курский Сергиево - Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества

II половины XVIII века.

Основные черты стиля Барокко


Преобладающие цвета в архитектуре: Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: Сводчатая, куполообразная и прямоугольная.

Характерные элементы внутреннего убранства: Стремление к величию и пышности; колонны, лепнина и роспись, резной орнамент.
Конструкции: Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери:Арочные проемы с колоннами; растительный декор.

  Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!