Представления египтян о загробном мире



              Представления о загробном мире фокусировались на мифе об Осирисе. Тайный страх смерти преодолевался у египтян магией вечности: если бог царит и в смерти, то жизнь и смерть непрерывны - смерть продолжает жизнь. Загробная жизнь - повторение земной жизни со всеми ее занятиями и удовольствиями. Похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история Осириса.

              В подземном царстве умерший предстает перед судом Осириса, затем наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. Поэтому покойник должен был быть снабжен всем необходимым для этой жизни, вплоть до собственного тела.Отсюда и обычай бальзамирования (так как и Осирис только этим путем стараниями близких был восстановлен к жизни). Бальзамирование распространялось не только на людей, но в древнейшие времена - на животных. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, поскольку жизненная сила человека. Множество небольших статуэток заменяли покойному слуг. На стенах гробниц располагались росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий - войн, пиров, охот и т.д. Эти изображения - повесть о земной жизни, находились в замурованных погребальных камерах и не предназначались для осмотра, заключая в себе самостоятельное жизненное начало. Труд художника считался священным, а ведущие зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, жрецами. Считалось, что судьба умершего всецело зависит от нравственного характера земной жизни.

Особенности древнеегипетского искусства.

              Художественные традиции Египта отличались постоянством, а искусство носило монументальный характер. Творческий гений работал во имя бессмертия. Поэтому труд художника считался священным, а ведущие зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами. Искусство считалось носителем вечной жизни, поэтому оно изображало не мимолетное действие, а его застывшую чеканную форму. Между тем, Древнеегипетское искусство не пренебрегало изображением простых смертных - слуг, рабов. В рельефах и рисунках, украшавших стены гробниц, раскрывалась повседневная жизнь.

              На формирование культуры Египта огромное влияние оказал мегалит - культура каменных плит, гробниц и обелисков.Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. Магия мегалитического камня обеспечивала умершему вечное пребывание в смерти.Идея беспредельного могущества богов, включая фараона, воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия. В древнем Египте существовало 2 типа гробниц:

· надземные сооружения (пирамиды);

· гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы).

              Музыка.Большое значение в жизни египетского общества играла музыка. Из музыкальных инструментов использовались арфа, гобой, флейта, кларнет, многообразные типы барабанов и др. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, действа, связанные с культом богов Осириса, Изиды, Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений.

              Литература.. Основой египетской письменности (кон. IV тыс.до Р.Х.) была пиктография (рисуночное письмо), когда каждое слово или понятие изображалось в виде соответственных рисунков. Позже оно усложнилось в иероглифическое письмо, когда каждый знак обозначал слово или понятие. В VIII в. до Р.Х. несколько знаков сливаются в один знак - появляется так называемое демотическое (народное) письмо. Литература Древнего Египта богата жанрами:

· Обработанные мифы (циклы о страданиях Осириса);

· Философские произведения: (Похвала смерти);

· идактические поучения;

· биографии вельмож;

· религиозные тексты (пророчества мудрецов)

Фольклор: "трудовые" песенки, притчи, поговорки, сказки.

              Культура Древней Месопотамии.

              Обширная плодородная страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, известна под общим названием Месопотамия или Междуречье.Здесь, в нижнем течении названных рек, в древности существовали два государства, вавилонское (или халдейское - по имени главенствующего племени) к югу, ближе к Персидскому заливу, и ассирийское - к северу.

Многие придерживаются того факта, что исходным пунктом распространения цивилизации, в том числе и в Египет, стала именно культура Месопотамии.С падением Вавилона в 538 г.до Р.Х. под ударами персов заканчивается более чем 3,5 тысячелетняя история месопотамской цивилизации.

              Религия и мифология. Космический порядок жителям Меоспотамии не представлялся столь прочным и несокрушимым, каким он казался египтянину. Боги Месопотамии противостояли магическим силам земли.Земля-Тиамат умерщвляется богами и становится подножием их небесного мира. Суть богов проявляется как произвол, ограничиваемый равновесием сил. Человек магической связи с землей не имеет, потому что бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Люди были созданы богами, чтобы служить им.Человек ничтожен перед произволом богов, но взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с лишенным магической защиты миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки. Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов. "Президент" - бог Анну (бог неба), исполнительные функции - бог Энлиль - сын Ану, "Владыка-Дуновение", божество пространства между небом и землей; Энки - "владыка земли", бог подземных пресных вод, бог мудрости. Тысячи других богов, среди которых - Син - бог луны и растительного царства, Рамман - бог грома и всех атмосферных явлений, Мардук - бог утреннего солнца, Иштар - богиня рождения, любви и плодородия и др.

              С расцветом вавилонского государства связано имя царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), стараниями которого бог Мардук был объявлен верховным богом Вавилона - с ним связывалась идея творения мира и людей. Цивилизация, которая рассматривает всю Вселенную как государство, первой добродетелью человека считало послушание и безоговорочное принятие власти. Власть отца, матери, старших братьев и сестер. В каждом доме существовало также маленькое святилище для личного бога, где владелец жилища поклонялся ему и совершал ежедневные жертвоприношения.Награда за послушание - защита со стороны личного бога. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма "невеселая" жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.д.Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды. Хотя в вавилонских источниках иногда упоминаются острова блаженных, где нет страдания и болезни.

Культ и мораль ассиро-вавилонян.Культ ассиро-вавилонян сосредотачивался около жертвоприношений.На жертву смотрели как на пищу богов, которым доставляет удовольствие запах приносимых яств и возлияний: овощи, мед, масло, рыба, животные и птицы. При исключительных обстоятельствах практиковались человеческие жертвоприношения.

              С понятием о грехе у вавилонян соединялось прежде всего представление о нарушении воли богов, неисполнении религиозных требований и правил культа. Хотя встречаются и высокие нравственные понятия, пример, покаянные псалмы.

              Письменность, литература.Появление письменности датируется 5 тыс. до Р.Х.Памятники вавилонской письменности сохранились на металле, камне, на обожженных глиняных плитках. Содержание этих памятников весьма разнообразно: рассказы о древних царствах, постройке храмов, укреплений, войнах с соседними народами; сборники с астрономическими сведениями, заклинания, гимны, мифологические сказания. Важны находки списков богов, где указываются их отличительные свойства, функции, характер их культа. Древние памятники написаны идеографически: здесь каждый знак служит для обозначения слова или понятия. Более поздние памятники написаны уже фонетически (клинообразный способ письма): звуки здесь обозначаются своеобразным расположением и сочетанием одного знака - клина или наконечника копья. Материалом для письма служили в основном глиняные плитки, связки которых, будто книги, дошли до нас.

              Архитектура, скульптура.Храмы для богов устраивались в форме часовни, но рядом с ней возводилась кирпичная башня в несколько этажей: наверху ее также устраивалась маленькая часовенка. Такие ступенчатые башни достигали до 90 метров высотой, и назывались зиккураты (например, Вавилонская башня).В главной части храма было таинственное отделение, вход в которое был закрыт завесою; здесь хранились драгоценные письменные памятники народа или города.

              К числу лучших произведений Древнего Вавилона относится "Стелла Хаммурапи". Этот монумент является одним из древнейших документов в области права. Высеченный на нем свод законов дает возможность изучить административно-хозяйственный строй Вавилона.

              Музыка. Роль музыки в Древней Месопотамии была очень велика. По представлению шумерцев, их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли после богов и царей. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. Существовали придворные ансамбли (до 150 человек), выступавшие с публичными концертами. К началу III тыс.до Р.Х. - разнообразный инструментарий: барабаны, систры, флейты, гобои, арфы, лиры, лютни и др.

Культура Древней Индии.

              Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем как индоарийскую. Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригведа. Главным принципом ригведийского мировоззрения было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Ведийские боги, как и в других языческих религиях, провозглашаются богами огня, грозы, порядка и т.п., всего в ведийской мифологии насчитывается 33 высших божества.

              В отличие от ведизма индуизм установил более строгую иерархию богов – всего три высших божества: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.

              В тесной связи с земной иерархией стояла и идея посмертного воздаяния.Как известно, индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.

              Архитектура. Скульптура. Живопись.Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера. В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось.В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами(каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды)..Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер.Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

Культура Древнего Китая.

              Религия.Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви».Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

              Национальные праздникииграли большую роль в Китае ещё со времён древности. Китайцы на протяжении тысячелетий пользовались лунным календарем для определение точных дат своих национальных праздников.

Наука. Архитектура. Живопись. Китайцы являются авторами множества открытий и изобретений. Благодаря Китаю мир узнал шелк, компас, бумагу, порох, искусство врачевания иглоукалыванием, в Китае появился первый сейсмоскоп, одна из древнейших в мире астрономических обсерваторий. Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников. Эта стена до наших дней остается непревзойденным по масштабу сооружением Земли. Из других архитектурных сооружений характерны пагоды с многоярусными крышами, непременным элементом которых является изгибающийся кверху край крыши. Всемирно известны китайские картины, выполненные на шелке, ювелирные изделия, изделия из бронзы и многое другое.Также получили известность произведения китайских писателей и поэтов – «Исторические записки» Сыма Цяня, «Книга песен», «Книга перемен».

              Музыка.Китайцы — очень музыкальный народ. Они так любят музыку, что научились ещё в древности изготовлять музыкальные инструменты «восьми видов»: из камня, шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры, глины и тыквы.Королевой инструментов была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает русский музыкальный инструмент гусли.

              Литература.В Китае с далёкой древности существовала богатая литература. В сказках, легендах и рассказах повествовалось об удивительных приключениях людей, о даосских монахах-волшебниках, оборотнях-лисах. Китайцы тонко чувствовали красоту природы и передавали её в своих стихотворениях. Поэзия была тесно связана с музыкой. Стихи тогда было принято петь.

Книги. Бамбуковые книги. На костях животных и на черепаховых панцирях невозможно было написать большой текст. Для этого стали использовать бамбуковые пластинки. На них писали деревянной палочкой, обмакивая её в лак, сделанный из сока дерева. Просверлив отверстия в верхней части дощечек, их связывали вместе кожаным или шёлковым шнурком. В бамбуковых книгах записывали документы, народные легенды и песни. Одна из китайских летописей так и называется: «Бамбуковая летопись». Эти книги имели существенный недостаток:
они были слишком тяжелы. Например, бамбуковую книгу одного учёного III в. до н. э. перевозили на пяти телегах.

Шёлковые книги. Когда появился шёлк, то указы императора, важные документы, труды учёных стали записывать на нём. Писали на шёлке кисточкой, обмакивая её в тушь, сделанную из сосновой сажи. Но шёлк — очень дорогой матери-ь \ поэтому он не подходил для широкого использования.Бумажные книги.В I в. китаец Цай Лунь придумал, как делать бумагу из коры деревьев, конопли, тряпья, старых рыбацких сетей. С тех пор бумага стала широко использоваться. Промасленной бумагой китайцы заклеивали окна в домах (фанзах), из неё делали зонтики и вееры. Хуг гшм стали рисовать на бумаге картины. Но наибольшее распространение бумага получила как материал для письма. Китайские бумажные книги долгое время напоминали гармошку, потому что бумагу не разрезали, а складывали.Переписывать книги от руки трудно и долго. Поэтому позже, в IX в., китайцы придумали, как печатать книги: на деревянных досках вырезали иероглифы, покрывали их краской и плотно прижимали к листу бумаги.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!