Упражнения на укрепление мышц пальцев рук



Задания первых уроков для начинающих музыкантов: Слушание музыки, определение её характера, жанра,содержания. К музыке приближает ученика слово, однако не надо подсказывать ученику, навязывать своё восприятие музыки. Проиграв пьесу, попросите рассказать сказку, нарисовать рисунок, охарактеризовать настроение пьесы. Словами трудно выразить музыку, но тот, кто её чувствует, всегда найдет и словесное выражение. Знакомство с жанрами: маршем, танцем, песней. Музыка, предназначенная для прослушивания, должна быть разнообразна по характеру, стилю. Можно использовать отрывки из опер, балетов, музыку современных композиторов. Проверка запоминания услышанной ранее музыки. Необходимо помнить о том, что ученик со слабой музыкальной памятью не в состоянии отличить марш Прокофьева от марша Чайковского. Воспитание чувства ритма. Ученик должен научиться шагать, маршировать, танцевать под музыку, поскольку воспитание чувства ритма необходимо вести не от объяснения длительностей, такта, сильной доли, а стараться развивать  его врожденное чувство ритма, которое у неподготовленных учеников не является выявленным. Воспроизведение голосом звуков, мотивов. Мотив воспроизводится лучше, чем отдельные звуки. Иногда ученик не может петь звуки не потому, что не слышит их, а потому, что не владеет голосом и имеет ограниченный диапазон. Однако точного воспроизведения звука в пределах удобного для ученика диапазона необходимо обязательно добиваться. Знакомство с интервалами. Знакомство с интервалами лучше начинать с резких интервалов - секунды и октавы. Ребенку легче петь терцию, кварту, а секунду, октаву петь сложнее. Воспитывать активное восприятие интервалов лучше на музыкальных примерах: «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского – интервал кварта «В лесу родилась ёлочка» - интервал секста и т. д. Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваиваются в сравнении. Мажорный вариант детской песенки звучит с одним текстом: «на зеленом лугу, их, вох, раз нашел я дуду, их, вох», в то время как минорный вариант предполагает другой текст: «на зеленом лугу, их, вох, потерял я дуду, их, вох» Умение найти услышанный звук на клавиатуре. Звук (или несколько) воспроизводится голосом, запоминается, и только потом отыскивается на клавиатуре. До этого понятия выше-ниже, т.е. понятия звуковысотности, должны быть уже усвоены.

Умение петь с поддержкой инструмента и без нее.

Слова песни приближают ученика к пониманию музыки, но мешают развитию его воображения, поэтому полезнее всего сыграть сначала песню без слов и выяснить, как воспринял её ученик: чувствует ли он образ, характер песни, и только затем исполнить песню со словами.

           Более сложная задача – научить ученика петь без инструмента. Каждый ученик должен уметь петь наизусть мелодию пьесы, которую он играет – это развивает его слуховую память. Необходимо добиваться от него выразительного пения, чтобы в последствие он смог сыграть её так же выразительно на фортепиано.

Умение подбирать на слух и транспонировать.

Для этого выбирают достаточно короткие песни. Предварительно ученик должен спеть наизусть то, что он будет подбирать. Очень полезен подбор окончания мелодий.

Подготовительные упражнения

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата ученика. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя придти ему на помощь. Сам ученик часто бывает не в состоянии заметить напряжение.

Показывать приемы необходимо всегда в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве с помощью собственных ощущений. Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за инструментом, координации движений зависят от предварительной подготовки ребенка. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Раскрепощающие упражнения

Данные упражнения рекомендованы педагогом А.Шмидт-Шкловской для раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса:

1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вздохом, поднимите напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные мышцы руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2 Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение головы) для освобождения мышц шеи.

Другой педагог, А.Д.Артоболевская, советует выполнять следующие упражнения:

1.Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч, дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.

2. Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Автор методики «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано» Т.И.Смирнова предлагает следующие расслабляющие упражнения в наиболее доступной для детей форме:

1. «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. ( Мальчики изображают солдатика или мягкого толстого медвежонка)

2 «Заводная кукла» или « Робот».Кукла стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти рук, туловище (ребенок наклоняется и качает расслабленными руками).

Упражнения на укрепление мышц пальцев рук

1. «Марширующие гномы»

Пальцы «шагают» по плоской поверхности, как гномы шагают ножками. Работают разные пары пальцев - 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

Кисть остаётся в спокойном состоянии.

2. «Паучки пошли в поход». Расскажите ребенку, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками, осторожно отдаёт рюкзак второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из руки в руку.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!