Методические указания по выполнению индивидуального домашнего задания (ИДЗ)



Индивидуальные домашние задания выступают одной из форм самостоятельной работы студентов, направленной на более углубленное изучение отдельных вопросов учебной дисциплины. ИДЗ позволяют дифференцировать процесс обучения, т.к. их выполнение рассчитано на более высокий уровень подготовки студентов и проведения научно-исследовательской работы, изучение различных научных теорий и точек зрения, выработку собственной позиции. ИДЗ целесообразнее выдавать хорошо успевающим студентам, имеющим высокий учебный рейтинг с целью активизации их научной, познавательной деятельности.

ИДЗ выдаются по итогам второго учебного модуля (после 9-ти учебных недель), проверка осуществляется на 16-17 учебных неделях. Представленные индивидуальные задания содержат рекомендации по форме их выполнения. Однако студентам необходимо дать альтернативу по выбору форм изложения материала для стимулирования их исследовательской деятельности. Итогом работы может служить либо оформленная в письменном виде работа, либо публичное презентирование задания с устным докладом. 

 

Методические указания для подготовки персоналия

Составление персоналия способствует лучшему усвоению и систематизации учебного материала и классификации политических и правовых учений. Происходит четкая фиксация логической связи автор теории – исторический период - его произведения – базовые теории – концептуальные положения – основные понятия.

Оформляется персоналий либо в письменной (в тетради), либо в печатной форме (на формате А 4). Целесообразно излагать материал в виде таблицы с наличием следующих колонок:

1. Автор политико-правового учения.

2. Годы жизни, страна, вид занятия.

3. Основные произведения.

4. Базовые политические и правовые теории и классификации.

5. Новые термины и определения.

Персоналий не должен быть перегружен фактическим текстовым материалом. Рекомендуется выделять только основные идеи автора, четкие классификации и определения.

Допускается наличие нескольких цитат, отражающих сущностные положения теории отдельного мыслителя.


Индивидуальных домашних заданий (исследовательские работы) по дисциплине

Вариант 1.

1. Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Как развивалась эта идея в течение времени? Являются ли, по Вашему мнению, технократические идеи верными, или не являются; и почему? будет ли в дальнейшем демократия заменена технократией? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. И. Кант сводил деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. При этом философ полагал, что в задачу государственной власти не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят «по своим понятиям сделать народ счастливым»). Каким образом И. Кант обосновывал свою точку зрения? Согласны ли Вы с данным утверждением, или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

Вариант 2.

1. Республиканец Макиавелли с искренним уважением писал о народе, но в то же время его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Его произведения внимательно изучали Муссолини, Ленин, Сталин и др. Считаете ли Вы справедливым (или не справедливыми) идеи Макиавелли, в частности, о том, что политика и мораль не совместимы, т.к. в политике для достижения цели хороши все средства? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Какое значение идеи Макиавелли имеют в XXI веке?

2. Гегель рассматривал гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни, им подчеркивалось, что «развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». В чем проявилась оригинальность данной концепции Гегеля? Какое влияние оказала его концепция на развитие политико-правовой мысли? Какие точки зрения на соотношение гражданского общества и государства существуют в настоящее время?

Вариант 3.

1. По заданию Александра 1 талантливый мыслитель и государственный деятель Сперанский М.М. подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя российской империи. Предлагаемые Сперанским реформы должны были существенно изменить общественно-политический строй России. В чем заключалась суть предлагаемых реформ? Какое значение эти идеи имели или могли бы иметь для России? Сохранили ли идеи Сперанского свое значение и для современной России? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. По мнению итальянского ученого В. Парето, «история обществ есть большей частью история преемственности аристократий», в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты». Является ли данное мнение верным или не является? Как данное утверждение соотносится с теорией демократии? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 4.

1. Практически первым в истории теоретическим убедительным выступлением против отмены смертной казни явилась книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Какие идеи Ч. Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством? Считаете ли Вы идеи Ч. Беккариа правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. Теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым. В то же время, проблема прав человека была отвергнута юридическим позитивизмом вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке был признан лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека. Какое значение данные идеи имели в свое время? Какое значение они имеют сегодня? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

Вариант 5.

1. Профессор Московского университета Б. Н. Чичерин признавал собственность необходимым проявлением свободы. В ряде трудов, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». По Чичерину формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, а материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Какие аргументы проводил Б.Н. Чичерин в пользу своей теории? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма, однако в своих методологических и концептуальных характеристиках она восходит к работам Дж. Остина. Проанализируйте вклад Дж. Остина в политико–правовую науку, поясните ситуацию, почему современная аналитическая юриспруденция в своих методологических и концептуальных характеристиках восходит к работам Дж. Остина, наследие которого сформировалось в 20 – 30 –е годы XIX века.

Вариант 6.

1. Платон считал необходимым смешивать два «материнских вида государственного устройства» – монархию и демократию. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия – воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, по мнению Платона, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью. Как Вы думаете, является ли подобное государственное устройство «оптимальным вариантом», в том числе и для современности? Какие существуют современные тенденции на этот счет? Какое государственное устройство, по Вашему мнению, будет реальным в будущем?

2. Теоретик права и государства Г.Ф. Шершеневич считал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право – вторичное, ибо государство предшествует праву и исторически и логически. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, по его мнению, не имеет теоретического обоснования и практического значения. Какие аргументы приводил Г.Ф. Шершеневич в пользу своей теории? Согласны ли Вы с данной теорией или не согласны, и почему? Какое значение данная теория имеет в настоящее время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вариант 7.

1. Ш. Монтескье установил связь законов с климатом. При этом он считал, что разумный законодатель должен считаться с этим фактором зависимости, но в то же время он должен бороться с негативными последствиями влияния климата на людей. Считаете ли Вы эти идеи правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Нашли ли в дальнейшем эти идеи Монтескье свое отражение в законодательстве (в том числе современном), если да, то какое и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. Ж. Сорель и другие теоретики анархо-синдикализма резко критиковали государство, демократию и парламентаризм. Сорель утверждал, что демократия стремится уравнять всех «граждан» так, чтобы рабочие захотели стать похожими на буржуа. В результате смешения классов насаждается посредственность, отрезаются пути к новой, высшей культуре, которую должен и может создать только пролетариат. Демократия нравится только тем политикам, которых она выносит к власти, дает возможность пользоваться им и их друзьям всеми выгодами, доставляемыми государством. Согласны ли Вы с данными взглядами, или не согласны, и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Дайте свое понятие «Демократии», так как лично Вы ее понимаете.

Вариант 8.

1. Выборы считаются необходимым условием демократии, т.к. народ может осуществлять свою власть в обществе не иначе, как через выборных представителей. Однако французский мыслитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо был сторонником непосредственного участия всего населения в решении наиболее важных вопросов, рассматривая представительную власть как форму ограничения воли народа. С каким утверждением Вы согласны, и почему? Какие аргументы приводил Руссо для основания своей теории? Как Вы считаете, способствуют ли выборы в современном обществе власти народа? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864 – 1920 г.). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории. Назовите эти типы власти, о которых говорил М. Вебер. Какова сущность и содержание власти в интерпретации Вебера?

Вариант 9.

1. Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Какой след в истории политической мысли оставило данное Цицероном определение государства?

2. В 30 – 40 гг. XIX века в духовной жизни Западной Европы знаменательную роль сыграли концепции революционно – утопического коммунизма. Среди представителей были Джеймс О’Брайен (Англия), Огюст Бланки и Теодор Дезами (Франция), Вильгельм Вейтлинг (Германия ) и др. Они выступили от имени борющегося рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Каковы наиболее значимые моменты этой программы? Сравните его положения с идеями утопического социализма? Каковы было их отношение к революции?

Вариант 10.

1. Ж.-Ж. Руссо – теоретик республиканской формы правления, которую он считал единственно разумной формой. Каким образом Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом? Согласны ли Вы с утверждением того, республиканская форма правления является единственно разумной? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, пошло на убыль влияние естественно-правовых учений. «Эта индивидуалистическая философия естественного прав повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей», - писал в 1972 г. французский социолог Р. Арон. Примерно в тоже время В. Майховер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. Прокомментируйте данное обстоятельство. Считаете ли Вы заявления Р. Арона, В Майховера и А. Кауфмана верными, и почему? Или события конца XX - начала XXI в. говорят о преждевременности подобных заявлений? Оказывают ли процессы глобализации влияние на естественные права? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.


Тематика рефератов

 

1. Политико-правовые споры конфуцианства и легистов.

2. Влияние церкви на политико-правовые воззрения средневековья.

3. Политико-правовые взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.

4. Политико-правовые взгляды европейского социализма XIX века.

5. Русский утопический социализм: Герцен, Чернышевский.

6. Политико-правовая идеология национал-социализма.

7. Политико-правовые идеи анархизма: российские и европейские традиции.

8. Проблемы политико-правовой концепции социализма.

9. Утопические социалистические теории XVI – XVII вв.

10. Российская «философская школа права».

11. «Юридическая школа права»: российские традиции XIX – XX вв.

12. Политико-правовые споры славянофилов и западников.

13. Формирование либеральной политико-правовой мысли в России в XIX веке.

14. Политико-правовая концепция Л.П. Карсавина.

15. Социологическая юриспруденция П.А. Сорокина.

16. Концепция институционализма Мориса Ориу.

17. Теория власти и бюрократии Макса Вебера.

18. Нормативизм Кельзена.

19. Теория тоталитаризма. Ф. фон Хайек.

20. Политико-правовые взгляды В. Соловьева.

21. Евразийская концепция Н.Н. Алексеева.

22. Теория социализма в воззрениях Н.И.Бухарина.

23. Политико-правовая идеология позитивизма: история развития.

24. Теория равновесия Г. Спенсера.

25. Аристократическая концепция права Ф. Ницше.

26. Этическая концепция государства и права И.А. Ильина.

27. Политико-правовые воззрения М.М. Сперанского.

28. Английский либерализм XIX века.

29. Советская правовая концепция 20 – 30-х годов ХХ века.

30. Политико-правовые концепции США первой половины ХХ века.

31. Теория надклассовой монархии Л. Штейна.

32. Концепция западничества в учении Т.Н. Грановского.

33. Анархизм Л.Н. Толстого.

34. Правовое учение Г.Ф. Шершеневича.

35. Теория возрождения естественного права Е.Н. Трубецкого.

36. Теория правового государства Б.А. Кистяковского.

37. Взгляды неоконсерваторов. Ф.А. фон Хайек.

38. Прогрессизм Р. Оуэна.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!