Творчество архитекторов А. и П. Смитсонов



СМИТСОН, ПИТЕР (р. 1923-2003) и ЭЛИСОН (1928-1993) (Smithson, Peter and Alison), чета английских архитекторов, заложивших основы брутализма, одного из самых влиятельных направлений в зодчестве второй половины 20 в.

Питер Смитсон родился в городе Стоктон-он-Тис (графство Йоркшир) 18 сентября 1923, а Элисон Смитсон (урожденная Джилл) — в Шеффилде 22 июня 1928. Во время Второй мировой войны Питер служил в армии (в Индии и Бирме), после чего поселился в Лондоне, где занимался в училище при Королевской академии (1948-1949). В 1949 они поженились и с тех пор постоянно работали как соавторы, учредив в 1950 собственное бюро.

Вошли в число лидеров молодого поколения зодчих ("Группа десяти"), стремившихся преодолеть отвлеченный идеализм интернационального стиля (господствовавшего тогда в авангардной архитектуре) за счет проектных решений, более конкретно увязанных с повседневными социально-экологическими проблемами; на 10-м конгрессе CIAM ("Международного конгресса современной архитектуры") в Дубровнике (1956) "Группа десяти" выделилась в отдельное объединение. В этих условиях первое крупное (и в то же время известнейшее) произведение Смитсонов, школа в Ханстентоне (Норфолк, 1949-1954), обрело характер манифеста, поражая своей нарочитой "грубостью", раскрывшей всю технологию здания — стальной каркас, кирпичную кладку и даже электрическую проводку, демонстративно выведенную на стены. Позднее этот "новый брутализм" (как эти тенденции окрестила критика) обрел более гармоничный облик, сохраняя, однако, акцентированную каркасность и резкие пластические контрасты структур, остроумно сопряженных со своим окружением. Среди прочих построек Смитсонов — офисный и жилой комплекс журнала "Экономист" в Лондоне (1959-1964), жилой комплекс "Сады Робин Гуда" (1972; оба в Лондоне), садовый корпус Сент-Хилда-колледжа в Оксфорде (1970), ряд новых корпусов университета в Бате (1978-1984, 1989).

Большой резонанс имели также и их публикации, прокламирующие идею непрерывного взаимообмена между архитектурными образами и историко-социальной средой. Они были авторами книг: Структурирование города (Urban Structuring, 1967), Юстонская аркада и развитие железной дороги Лондон-Центральные графства — Шотландия"(The Euston Arch and the Growth of the London, Midland & Scottish Railway, 1968), Обыденность и свет (Ordinariness and Light, 1970), Без риторики: архитектурная эстетика, 1955-1972 (Without Rhetoric: An Architectural Aesthetic, 1955-1972, 1973), Героический период современной архитектуры (The Heroic Period of Modern Architecture, 1981). П.Смитсон издал также сборник Выход Группы 10 из CIAM (Team 10 out of CIAM, 1982).

Смитсон умерла в Лондоне 16 августа 1993, ее супруг скончался 3 марта 2003 в Лондоне.

Брутали́зм — архитектурное направление, отправной точкой для которого стали послевоенные проекты Ле Корбюзье — «жилая единица» в Марселе (1947-52) и здание секретариата в Чандигархе (1953). Название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсон от французского термина «béton brut» — «необработанный бетон».

Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитали нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»). Лёгкости и гладкости «интернационального стиля» были противопоставлены тяжеловесность конструкций и шершавость монохромных поверхностей.

Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Принц Чарльз, в частности, отвергал бруталистские здания как «бесформенные кучи цемента». Со временем брутализм стал восприниматься как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность, клаустрофобичность и т. д.), и его востребованность сошла на нет. Попытки возродить брутализм в современных условиях именуются необрутализмом.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 666; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!