Современная экзистенциалистический тип философии



Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма, признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Билет 7: Возникновение философии в странах Древнего Востока

Философия Древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть соотнесена с тремя центрами: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. Философия Древнего Востока развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения:

1.социально-экономическая (переход от меди к железу)

2.товарно-денежные отношения.

3.ослабление родо-племенных связей

4.первое государство

5. духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения философии называется "эпохой брожения умов". Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Основные философские школы: аджика (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская философия систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания, полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы характерны:

1.внимание к вопросам поиска сущности человека и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом

3.признание существование

В Китай процесс зарождения философии называется "эпохой борющихся царств". Первые философы бродяги критиковали мифологию. Философы известные Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая характерна опора на священные книги - "пятикнижие".

Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм- зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия претерпевает поражение.

 

Билет 8: Философский взгляд на мир и место человека в этом мире: буддизм, конфуцианство, даосизм

Конфуцианство, даосизм и буддизм часто причисляют к отмершим мировоззрениям, тогда как на самом де­ле они были только временно угнетены.

Буддизм.

Буддизм, первоначально индийского происхождения, является самой молодой из великих китайских религий: он мог утвердиться только че­рез столетия после переломного периода в истории Китая. Имея очень много общего с даосизмом, он приобрел со временем большое распро­странение. Буддизм заполнил пробел в духовной жизни, так как прида­вал смерти человека глубокий смысл. Основной буддизма являлась та мысль, что жизнь - страдание, и избавление от страдания - уход в Ничто (нирвану). Чтобы туда удалиться, существо должно возродиться во всех возмож­ных перевоплощениях, точнее, пройти постепенный процесс очищения, который достигнет высшей точки в человеке. Только человеку, возможно, находить свет, который указывает путь в нирвану. Только он может освободиться от всех страстей и предпочтений, которые затягивают его в земные мучения.

В нашем столетии великие буддийские достижения в области культу­ры Китая принадлежат уже прошлому. Единственной страной в пределах «китайской» культурной сферы, в которой вариант буддизма сегодня живет и имеет важное значение, яв­ляется Тибет.

Конфуцианство.

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: жестокости; грубости; разбоя; жадности. В конфуцианской философии подчёркивается идея («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить: ритуал; музыка; искусство стрельбы из лука; управления лошадьми; история и математика. О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

Даосизм.

Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.

Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.

Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1967; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!