Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен)
В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:
1) естественно-правовая теория;
2) историческая школа права;
3) психологическая теория права;
4) социологическая теория права;
5) нормативистская школа права.
Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале xx в.
Основные положения:
1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.
Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что-то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно-производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.
|
|
Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.
Свой подход имеют нормативисты и к методам изучения права. Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов). По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем-то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.
|
|
Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».
Ганс Кельзен (1881 — 1973) (профессор государственного права и философии пава в Венском университете; один из создателей Конституции Австрии 1920 г.; член Высшего конституционного суда; после прихода к власти фашистов в Германии эмигрировал в Швейцарию; преподавал в Женевском университете; переехал в США; был профессором Калифорнийского университета).
«Основные проблемы государственно-правовой науки, развитые с точки зрения учения о принципе права» (постулаты чистого учения о праве).
«Чистое учение о праве» (нормативизм превращается в стройную концепцию и обретает полемическую направленность по отношению к прошлым и современным доктринам).
«Право Объединенных Наций» (проблема соотношения международного и национального права).
|
|
«Коммунистическая теория права» (идейная борьба с последователями марксизма).
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Государство — единство внутреннего смысла всех правовых положений (персонификация правового порядка; урегулированная, упорядоченная, нормативная система принуждения).
Теорию государства сводит к государственному праву (отрицает дуализм публичного и частного права).
Государство — высшее понятие в смысле нормативного господства (не является предметом социологического изучения; его истинную сущность составляют нормативный смысл государства и заключенная в нем собственная закономерность).
Соотношение между национальным правом отдельных государств и международным правом (двоякое решение — подчинение национального права международному или признание основой международного права принципов одной системы национального права; позднее приходит к выводу — чтобы не отказаться от принципа юридического равенства государств, необходимо признать единственно возможным первенство международного права и рассматривать его в качестве исходных норм всякого национального права).
|
|
Коллизии между международным правом и внутригосударственным(рассматриваются как конфликт между высшей и низшей нормами.
Государство — орган международно-правовой общности .
Суверенитет — независимость одной правовой системы от другой.
Критикует марксистское понимание сущности государства (содержание государственного принудительного порядка влияет на подчинение одной группы другой, переход от одной формы производства к другой).
Аппарат принуждения — основное социально-техническое средство для различных целей (может также служить охране общей собственности на средства производства).
Формы государства (идеальное государство). (-).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Правоведение должно освободиться от идеологии и увлечения другими науками, перестать заимствовать у них ложные для юриспруденции методы и обратиться к формально-догматическому подходу, изучая объективное, а не субъективное право (последнее вторично по отношению к первому).
Использование позитивистской методологии позволило ему создать основы чистого учения о праве как теории позитивного права, отличной и от социологической теории права, и от учения о естественном праве, переводящего в этическую область.
Позитивизм в неокантианском варианте (противопоставляет науки о сущем (исходя из закона причинности, связывают явления как причину и следствие — науки о природе, социология, история, психология, этнология) и о должном (исследуют нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит сфере должного — этика, юриспруденция)).
Абсолютизация формально-логического подхода вела к изоляции юриспруденции от политики, других социальных наук (позволяла частично решить проблему деидеологизации, превращая правоведение в надклассовую и надпартийную дисциплину).
Право — совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе (исходный пункт — только юридические нормы, только объективное право).
Совокупность всех норм образует систему права в виде их единства на базе координации и субординации, подчинения низшей нормы высшей (иерархия различных норм образует правопорядок, юридическим основанием которого провозглашается основная норма (занимает высшую ступень)).
Основная норма — априорное гипотетическое понятие, родственная категорическому императиву Канта (ее существенное отличие от него состоит в отсутствии какой-либо определенности) (рассматривается как правовая база конституции, которая определяет полномочия государственных органов, процедуру законодательства и содержание будущих законов).
Общие нормы (устанавливаются законодателем или вытекают из обычая; образуют следующий, нижестоящий по отношению к конституции, уровень иерархии права; подлежат применению судами и административными властями) (функция — должны определить орган, который может их применить, и процедуру их применения, а также определить содержание правоприменительного акта).
Индивидуальные нормы (нижняя ступень; судебные решения и распоряжения администрации по конкретным делам).
Общие нормы отождествляет с применением права (создание правовой нормы — применение высшей нормы, регулирующей ее создание, а применение высшей нормы — создание низшей нормы, определенное высшей нормой).
Ступенчатость права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как вывод из конституции и даже из постулируемой основной нормы (право проистекает только из права).
Чистая и ступенчатая концепция устраняет традиционный правовой дуализм (понятие субъекта права интерпретируется как персонификация комплекса юридических норм; обязанность и субъективное право (в техническом смысле) сводятся лишь к норме, которая связывает санкцию с определенным человеческим поведением и ставит ее исполнение в зависимость от соответствующего иска) (преодолевается волюнтаризм в праве, его толкование с точки зрения одной из сторон).
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1430; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!