РАЗВИТИЕ МЕТОДА К.Д. УШИНСКОГО
Наиболее известными последователями К.Д. Ушинского стали авторы букварей и руководств к ним: Д.И. Тихомиров (1844—1915), В.П. Вахтеров (1853—1924), В.А. Флеров (1860-1919), А.В. Янковская (1883-1924), СП. Редозубов (1891-1957), А.И. Воскресенская (1892-1966).
Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, цель которых — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных туков из речевого потока. Изменился порядок изучения звуков и букв: так, изучение йотированных ё, я, е, ю было перенесено на поздний этап; первоначально дети знакомились лишь с твердыми согласными; взрывные согласные изучались позднее, чем сонорные и «длительные», которые можно «тянуть». Принцип единства письма и чтения сохранился, но отказались от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем письменные их варианты. В добукварный период проводилась и подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр.
В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В.А.Флерова, выдержавший более 40 изданий. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» к «трудным» по их артикуляции и возможности произносить звуки отдельно, самостоятельно. В.А. Флеров рекомендовал «чтение по подобию», т.е., усвоив чтение слога ма, ученик так же, «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо,са,но и т.п. В его букваре для усиления слоговой работы были помещены слоговые таблицы. Но В.А. Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».
|
|
В 1937 г. утверждены буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, в которых сохранена методика К.Д. Ушинского, но и внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнен порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.
С 1971 г. в школах принят «Букварь» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, на основе которого создана «Азбука» для обучения 6-летних детей.
IV. СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План:
1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.
2. Приемы анализа и синтеза.
3. Периодизация процесса обучения грамоте.
4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.
5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
6. Требования к урокам обучения грамоте.
|
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.
Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмотрим основные принципы метода.
I. С точки зрения целей формирования личности.
1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки.
2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.
|
|
II. С точки зрения психолого-лингвистической.
1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи.
2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).
3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.
4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.
6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.
III. С точки зрения организационной.
1. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу).
2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.
3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.
4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе).
IV.
С точки зрения приемов обучения.
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.
2. Введение элементов моделирования.
3. Использование моделей слогов, слов, предложений.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!