Жанровое и художественное своеобразие «Ромео и Джульетты» У. Шекспира
Планы семинаров
Своеобразие французского героического эпоса. Анализ «Песни о Роланде»
1.Исторические события и процессы, отраженные в героическом эпосе средневековья.
2. Взаимодействие истории, мифа и фольклора в героическом эпосе средневековья.
3. Национальное своеобразие «Песни о Роланде».
4. «Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра.
5. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность: «Песнь о Роланде» и история; эпический мир «Песни» и способы его создания; проблема создания образа эпического героя.
6. Значение «Песни о Роланде» как художественного памятника.
Литература:
1. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение. - М. 2000.
2. Волкова З.Н. Эпос Франции: история и язык французских эпических сказаний. -М..1984.-С.182-190.
3. Никола М.И. Западноевропейская литература Средних веков: Учебное пособие. / М.И. Никола, М.К. Попова. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС. – 2011. – 220 с.
4.Самарин P.M. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа // Самарин P.M. Зарубежная литература. - М, 1978. - С. 27-48.
5. Смирнов А.А. Старофранцузский героический эпос и «Песнь о Роланде» // Песнь о Роланде. - М..1964. - С139-172..
6. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. - М., 1996.
7. Ярхо Б.И. Введение // песнь о Роланде. - М. 1934. - С. 7-98.
Творчество Данте
1. Прочтите «Божественную комедию» через ее философский, историко-политический и биографический подтекст.
|
|
2. Опишите картину мира в «Божественной комедии». Каковы ее истоки? Каковы происхождение и философский смысл Чистилища?
3. Охарактеризуйте аллегоризм поэтического видения Данте Выявите художественный смысл образов Я, Учителя, Ада, дороги.
4. Определите художественные функции поэтических приемов: субъективность начала, синтез высокого и низкого, речевая характеристика персонажей, цветопись, тропы.
Литература:
1. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение. - М., 2000.
2. Баткин Л. Данте и его время. - М., 1965.
3. Елина Н.Г. О художественном своеобразии «Божественной комедии». Данте и всемирная литература. - М., 1967.
4. Никола М.И. Западноевропейская литература Средних веков: Учебное пособие. / М.И. Никола, М.К. Попова. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС. – 2011. – 220 с.
5. Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учебное пособие: практикум. – М.: Флинта. Наука, 2001. – 312 с.
6. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения,- М., 1996.
7. Холодовский Р.И. Гуманизм Данте. Путь к «Божественной комедии» // Дантовские чтения. - М., 1979.
8. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. - М.. 1998.
|
|
Творчество Ф. Рабле
1.Основные аспекты концепции романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», изложенные в книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесссанса».
2. Социально-политические, философские, педагогические воззрения Рабле и их отражение в романе.
3. Панург и его роль в повествовании.
4. Взгляд М. Бахтина на слово у Рабле; художественные функции слова в романе.
Литература:
1. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение. - М, 2000.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 2000.
3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. - М., 1964.
4. Флобер Гюстав. Этюд о Рабле // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: В 2 т. - М., 1984. Т.2. - С. 283-292.
Трагедия У. Шекспира «Гамлет»
1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.
2. Конфликт «Гамлета», его развитие и разрешение. Сопоставьте развитие действия в «Гамлете» с каноном елизаветинской «трагедии мести» или «кровавой драмы».
3. Особенности композиции в трагедии, параллелизм и удвоение.
4. Специфика трагического характера в эпоху Возрождения, система образов в трагедии.
5. Характер Гамлета, его содержание и способы раскрытия.
|
|
6. Проблема воли Гамлета.
7. Сделайте обзор литературоведческих концепций и критических оценок трагедии Шекспира «Гамлет». Выявите узловые проблемы, связанные с этим произведением.
Литература:
1. Шекспир У. Гамлет. - Любое издание.
2. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот. - Любое издание.
3. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: его герой и его время. - М., 1964.
4. Аникст А.А. «Гамлет»: литературный комментарий. - М., 1985.
5. Смирнов А.А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской
литературы. - М.,-Л., 1965.
Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Вопросы литературы. - 1988. - № 8.
Жанровое и художественное своеобразие «Ромео и Джульетты» У. Шекспира
1. Определите своеобразие «Ромео и Джульетты» в сравнении с более ранними и поздними драматическими произведениями Шекспира. Сформулируйте проблему жанровой характеристики данной пьесы и наметьте пути ее решения.
2. Назовите источники фабулы «Ромео и Джульетты». Сопоставьте фабулу и сюжет новеллы Банделло с фабулой и сюжетом пьесы У. Шекспира.
3. Проследите развитие действия в «Ромео и Джульетте».
• Подумайте, почему пьеса начинается с перебранки двух слуг.
• Покажите динамику образов Джульетты, Ромео, Меркуцио.
|
|
• Определите основной конфликт в произведении. Выявите его исторический и вневременной смысл.
4. Какие представления У. Шекспира о человеке, мире, этике, истории воплотились в «Ромео и Джульетте»?
5. А.С. Пушкин о трагедии Шекспира.
6. «Ромео и Джульетта» в оценке литературоведов А. Смирнова, А. Аникста, Ю. Шведова
Литература:
1. Шекспир У. Ромео и Джульетта. - Любое издание.
2. Банделло, Маттео. Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных: один умирает, приняв яд, другая - от великого горя. // Итальянская новелла Возрождения. - М., 1964. - С. 686-723.
3. Смирнов А.А. Послесловие к «Ромео и Джульетте» // Уильям Шекспир. Полн. Собр. соч.: в 8 т. - М, 1958. - Т. 3. - С. 517-524.
4. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. - М., 1974.
5. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974.
Творчество Сервантеса
1.Расскажите о творческой судьбе писателя и истории создания романа «Дон Кихот».
2. Определите пародийный характер 1-6 глав первой книги романа «Дон Кихот», адресат пародии и ее формы.
3. Охарактеризуйте философско-нравственный смысл образа Дон Кихота.
4. Взаимодействие образа Дон Кихота и Санчо Пансы в романе.
5. Найдите вставные новеллы, какова их роль в романе «Дон Кихот».
6. Оценка романа в мировой критике.
Литература:
1. Алексеев МП. и др. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение. - М., 2000
2. Державин К.Н. Сервантес: жизнь и творчество. -М., 1958.
3. Сервантес и всемирная литература \ Под ред. Н. Балашова. А. Михайлова, И. Тертерян.-М.,1969.
4. Штейн А.Л. История испанской литературы. - М., 2001.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 883; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!