Подробный анализ каждой части Инвенции



Первая часть.

Короткая тема до-ре-ми-фа-ре-ми-до-соль, плавная и неторопливая по характеру, лежит в основе всей инвенции. Она начинается на второй шестнадцатой и заканчивается на сильной доли.(Ямб) Тему запевает верхний голос и тотчас повторяет в другой октаве —нижний голос. Во время повтора (имитации) верхний, голос продолжает мелодическое движение. Так образуетсяпротивосложениек теме, звучащей в басу.

Когда звучит противосложение с тем же мелодическим рисунком (такты 1-2, 7-8, 9-10), оно называется удержанным, (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочиняются заново).

Как и в других полифонических произведениях, в этой Инвенции встречаются разделы,где тема в своем полном виде не звучит, а используются лишь ее обороты. Такие разделыназываютсяинтермедиями.

В нижнем голосе проходит тема в ритмическом увеличении – (си-до-ре-ми, соль-ля-си-до, ми-фа#-соль-ля).Первая часть заканчивается в Соль мажоре.

Вторая часть.

Проведение темы начинается в нижнем голосе в Соль мажоре. Тема проходит поочередно то в нижнем, то в верхнем голосах (7-8, 9-10 такты). Интермедия(11-12 такты) – секвенция, содержит в нижнем голосе зеркальные проведения темы, в верхнем голосе - тема в ритмическом увеличении – (до#-ре-ми-фа, ля-си-до# -ре, фа#-соль#-ля-си). Каденция -13 и 14 такты. Вторая часть Инвенции заканчивается в Ля миноре.

Третья часть.

Проведение зеркальной темы ля-соль-фа-ми, начинается в верхнем голосе в Ля миноре. Далее проходит чередование тем в основном виде и зеркальном. Интермедия (19-20 такты)- секвенция, где в верхнем голосе проходит основная тема, в нижнем голосе зеркальная тема в ритмическом увеличении - сиb-ля-соль-фа, ре-до-сиb-ля, фа-ми-ре-ми). Каденция- вторая половина 20 такта, 21 и 22 такты. До мажорный аккорд заканчивает всю Инвенцию.

Сделав анализ всей Инвенции, мы видим, что в конце каждой части есть октавные ходы вниз – ре-ре; ми-ми, ля-ля; соль-соль. Они характерны для композиторов эпохи Баха и часто использовались в полифонических произведениях той эпохи.

В каждой части Инвенции есть тема, имитация, противосложение, интермедия, каденция.

Динамика.

Обдумывая динамический план, следует помнить, что стилю музыке эпохи Баха свойственны длинные мелодические линии. Короткие крещендо и диминуэндо использовать не следует. В каждой из трех частей происходит нарастание звука к двум модуляционным кадансам и к заключительному, который, как и в большинстве произведениях Баха исполняется достаточно полным звуком. Умение мыслить крупными построениями, охватить всю форму в целом, при ясном понимании всех ее мельчайших компонентов, такова стилистическая особенность полифонии Баха. Новая часть начинается более сдержанным звуком.

Работа над темой и противосложением.

Прежде чем приступить к изучению Инвенции, ученик должен понять характер темы и ее границы. Тема - это ядро, в котором заложена вся форма пьесы. От проведения темы будет зависеть очень многое.

Тема начинается с паузы. Поэтому ни в коем случае нельзя толкать первый звук. Плавная и неторопливая тема спокойного и рассудительного характера, в прямом или обращенном движении присутствует всюду, за исключением кадансовых тактов, носящих модуляционный характер и заключительного каданса.

Первый способ: Павел детально прорабатываеттему и имитацию каждой рукой отдельно, сохраняя интонационную выразительность во всей Инвенцией. Можно представить себе, будто два ученика прилежно повторяют урок, стараясь друг перед другом рассказать с большим выражением. И.А Браудо - органист, пианист, педагог и музыковед, советует одну из тем сыграть а другую спеть. Такая работа очень стимулирует слух и полифоническое мышление.

Второй способ: Ученик работает над темой и проиавосложением, применяя артикуляционныйприем «восьмушки»:шестнадцатые – legato, восьмые – поп legato. Это отличительная особенность Баховского стиля - контраст в артикуляции соседних длительностей.

Несколько слов об артикуляции.

Ограниченность динамических возможностей клавирных инструментов во времена Баха компенсируется разнообразием артикуляционных приемов. Артикуля́ция - это способ исполнения последовательного ряда звуков. Артикуляция – одно из важнейших условий выразительного исполнения старинной музыки. Артикуляция темы, противосложения и других мелодических элементов в Инвенции, должна быть сохранена во всех проведениях от начала и до конца пьесы, тем самым мы формируем умение играть два голоса различной артикуляцией.

Третий способ: Павел работает над противосложением и темой. Если противосложение близко по характеру к теме и развивает ее, то для сохранения единства темы и противосложения имитацию подчеркивать не следует.

Интермедии.

Определим границы мотивов темы в каждом голосе интермедии и поучим с Павлом следующим образом:

  • Останавливаемся на последнем звуке мотива делая tenuto, а затем спокойно переносить руку на следующий мотив.
  • Не забываем об активном стремлении мелодии к заключительному звуку.
  • Добиваемся интонационной выразительности.

Постепенно, слуховое восприятие каждого мотива, должно быть прочно закреплено и снятие руки уже не понадобиться, т.к. правильно услышанный мотив будет правильно исполнен. Этот совет относится к любой мелодической линии в любом произведении Баха.

Правильному разделению мелодии на мотивы и их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось большое значение. Короткие лиги проставленные редактором, указывают границы мотивов, но далеко не всегда означают снятие руки.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3080; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!